Опубликовано: 13700

Поколение NEET может получить до миллиона тенге на реализацию соцпроектов. Что об этом думают эксперты?

Поколение NEET может получить до миллиона тенге на реализацию соцпроектов. Что об этом думают эксперты? Фото - архив "Каравана"

Председатель комитета по делам молодежи и семьи Министерства культуры и информации Кайрат Камбаров сообщил, что проект предназначен для поколения NEET – молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, которые нигде не работают и не учатся.

Участники Zhas project могут получить гранты до 1 миллиона тенге на конкурсной основе на реализацию социальных проектов, направленных на решение проблем местных сообществ. В первую очередь проекты должны предоставлять возможность развития, обучения, запуска социальных инициатив, в том числе социального предпринимательства. Проекты не будут поддерживаться, если они связаны с коммерческой деятельностью, оказанием платных услуг, продажей товаров, религией, проекты, которые могут повлечь за собой негативное воздействие на окружающую среду, проекты, предполагающие проведение научных исследований, методик, издание журналов, газет, проекты, предусматривающие прямую адресную благотворительную помощь за счет средств гранта.

Зачем это нужно? Государственная молодежная политика в Казахстане нацелена на вовлечение молодежи в общественно-полезную деятельность. Проще говоря, мы должны взрастить своих лидеров мнений. Именно такая молодежь может высказать свою позицию в органах власти, общественных организациях, указать на недочеты или положительные моменты работы правительства. То есть нужны люди, которые будут освещать молодежную политику «снизу». Это волонтеры, блогеры, руководители общественных движений, которые станут важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и наоборот.

Понятно, что в век развития информационных технологий особого внимания заслуживают такие инструменты коммуникации, как Instagram, Вконтакте и Youtube. Все современные молодые люди, без исключения, являются потребителями контента лент новостей и социальных сетей. Существует огромное количество тематических страниц, пабликов, сообществ, на которых можно обсуждать важные общественные темы. Лидеры мнений могут говорить о патриотическом воспитании, продвигать современные интеллектуальные игры на государственном языке, пропагандировать здоровый образ жизни.

К тому же такие проекты - это отличный способ привлечь к общественной деятельности поколение NEET, категорию, которая составляет 6,9 % всей молодежи, или более 255 тысяч человек в возрасте от 15 до 29 лет. Благодаря Zhas project юношей и девушек начнут привлекать в волонтерство, спортивное движение, саморазвитие, образование. По сути, неустроенную молодежь сделают руководителями молодежных неправительственных организаций, волонтерских движений, которые в дальнейшем будут выстраивать диалог с государством. Как отмечают эксперты, такие проекты могут принести положительные результаты, если эффективность денежных расходов и деятельность молодежных НПО будут контролировать.

«Сегодня мы провели конференцию, одна из тем которой – спонсорство и благотворительность, развитие проектов в этой области. Конечно, мы видим, что в последние годы сфера развивается. Если говорить о позитивных моментах, то государство выделяет сейчас средства на развитие неправительственных организаций, при этом поддерживает социально уязвимые слои населения, временно безработных. И это хорошо, потому что вопрос благотворительности и спонсорства стоит на повестке дня правительства. Об этом говорят, пишут, в законы вносятся изменения, проводятся круглые столы и ведутся диалоги с неправительственными организациями. Мне кажется, это очень важные шаги со стороны государства. Но обязательно нужно отметить, что эта работа должна быть системной. Государство имеет деньги, возможности, но системные проблемы пока не решены, о чем говорили представители разных фондов сегодня на нашей дискуссии. Это фонды, которые оказывают поддержку в области здравоохранения, образования. И руководители фондов говорят о том, что при наличии денег, ресурсов, внимания к этой проблеме она системно не решена. Поэтому государство должно под другим углом посмотреть на эту тему, изучить международный опыт, создать условия законодательные, чтобы компании могли получать налоговые льготы при инвестировании в социальные и благотворительные проекты. У бизнеса должна быть мотивация. А какая у предпринимателей может быть мотивация? Где-то меньше заплатить налогов, где-то взять на вычеты. На мой взгляд, нужно создавать условия, чтобы бизнес был заинтересован в благотворительности, и тогда государственно-частное партнерство будет эффективным. Еще один момент – это кадры. Во всем мире сегодня благотворительность выходит на новый уровень. Это не просто разовые пожертвования, а целая большая отрасль, где нужны свои менеджеры, аналитики, эксперты. Так же, как в бизнесе или политике. И нам этих кадров не хватает, которые могли бы грамотно управлять фондами и неправительственными организациями, и они должны быть хорошо обучены, уметь стратегически планировать, понимать, что такое деньги, маркетинг. Считаю, что государство должно больше работать с неправительственным сектором и проводить экспертизу этой деятельности, чтобы государственные деньги не уходили впустую», - прокомментировала президент коммуникационной группы Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова.

По мнению предпринимателя и общественного деятеля Асель Татишевой, при правильном и эффективном исполнении такие проекты могут принести хорошие плоды, но государству следует обратить внимание и на решение других вопросов.

«Общество развивается, когда оно инклюзивное. И у государства стоит ряд задач создавать платформы для инклюзии. Это может быть хорошим проектом при правильном и эффективном исполнении. Под эти проекты может быть привлечено много молодежи. Но я бы озадачилась немного другими вопросами. У нас не сформированы какие-то сферы для развития бизнеса. Вот какая отрасль, кроме нефтедобычи, является перспективной? Мы даже не ответим на этот вопрос. У нас девятая страна по территории, а развито всего 5-8 городов. Представляете, какое количество людей практически не задействовано в экономике. У нас нет перспективных сфер для развития, нет направлений для инвестиций. Мы знаем, что в Алматы единственный растущий бизнес – это ресторанный. А что еще? Даже Узбекистан определился и сейчас делает ставку на лёгкую промышленность, пошив одежды, туризм.  Сейчас идет автоматизация производств, а значит, безработица будет расти, тема воды будет обостряться. На мой взгляд, если мы хотим вовлекать молодежь, то лучше открывать исследовательские институты, научно-исследовательские проекты», - считает она.

Государство предоставляет молодежи широкий спектр инструментов для самореализации. В рамках проекта «Первое рабочее место» молодому человеку могут помочь с трудоустройством. Проект «Контракт поколений» позволяет новичкам набраться опыта от сотрудников с большим стажем. Помимо этого в специальных молодежных центрах оказывают такие услуги, как «Поддержка и развитие волонтерской деятельности в молодежной среде», «Содействие в подготовке к трудоустройству и профориентации молодежи», «Содействие в повышении цифровой грамотности и развитии технологий среди молодежи», а также проводят адресную работу с молодежью, особенно с уязвимыми группами, такими как NEET.

Помощь со стороны государства получают и СМИ, которые остаются классическим связующим звеном между обществом и органами власти. Специалисты в области средств массовой информации регулярно получают премии и гранты от главы государства. Жилищная программа «Жастары» позволяет молодым журналистам получить льготный заём для приобретения собственной квартиры. В данный момент пересматривается Закон РК «О средствах массовой информации», появляются новые нормы, защищающие права журналистов. Только так можно сформировать необходимое информационное поле в молодежной среде.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи