Опубликовано: 1600

Великий Бобров - тренер "Кайрата". Взгляд из Алматы, Москвы и Санкт-Петербурга

Великий Бобров - тренер "Кайрата". Взгляд из Алматы, Москвы и Санкт-Петербурга

В 1974-м году алматинский "Кайрат" вылетел в первую лигу. И тут спорткомитет Казахстана сумел заполучить САМОГО Всеволода Боброва. Этот тот самый легендарный капитан сборных СССР по футболу и хоккею, олимпийский чемпион. Как тренер он два года подряд приводил хоккеистов Советского Союза к победам в чемпионатах Европы и мира...

Всеволод Бобров переживал тогда не лучшие времена. Сейчас отношение тех лет к нему многие называют одним словом "гонение". Но в авторитет Боброва, как спортсмена и тренера, в Казахстане сомнений не вызывал. Ему предложили возглавить "Кайрат". Он - согласился.

Алма-Ата встретила семью Бобровых теплой, весенней погодой. Она словно радовалось, что в Казахстан приехал великий игрок и знаменитый тренер. Его имя было на слуху у всех. Рассказывает комментатор Диас Омаров:

- Мы в своей программе - "Футбольные перекрестки" сообщили , что в Алма-Ату приехал работать легендарный футболист и хоккеист. Но нас сразу одернули сверху из спорткомитета или даже из Центрального Комитета партии. Сказали, что Бобров приехал работать и он не объект для пристального внимания.

Семью Боброва поселили в центре Алматы в элитном доме, стоящем на пересечении улиц Калинина и Карла Маркса. Всеволод Михайлович, его жена и шестилетний сын Миша жили в этой трехкомнатной квартире. "Наш спорт"и телепрограмма "Клуб 11" разыскали в Москве супругу великого Боброва. Сейчас она на пенсии. Елена Николаевна прекрасно помнит свой алматинский дом и Зеленый базар, который был рядом:

- Отец одного из футболистов был отец директор центрального рынка. Вот туда я спокойно приезжала. Так как у меня глаза разбегались первое время. 11.35.

"Кайрат" образца 75-го в ходе всего сезона шел в группе лидеров, занимал второе -третье место. Любопытно, что в бытность игроком Бобров был грозным бомбардиром и на льду, и на футбольном поле. А вот, стоя на тренерском мостике "Кайрата", он немало времени уделял обороне. Мэтру было за пятьдесят. Но и тогда он с блеском мог сделать любой финт и выполнить любой удар. Как-то кайратовцы на родной базе отрабатывали удары с лету. Мяч упрямо летел мимо ворот. Вспоминает один из лучших бомбардиров чемпионата Советского Союза 1974 года Анатолий Ионкин, игрок "Кайрата" тех лет:

- Всеволод Михайлович стоял, смотрел, потом говорит: ну ладно, вы пока передохните, а то стыдно смотреть, как вы бьете. Ему было 55 лет. Мы с фланга подавали мячи, а он бил и в течении 15-20 минут. Всего два или три мяча пробил мимо штанги.

А вот что говорит об уроках мэтра защитник Юсуп Шадиев:

- Он великий был спортсмен. Он от всех требовал тренироваться как он, но это сложно было.

В тренерский штаб "Кайрата" вместе с Бобровым тогда входили Тимур Сегизбаев и Леонид Остроушко. Остроушко сейчас живет в Санк-Петербурге:

- У него была очень хорошая черта - он находил общий язык со всеми футболистами. Он был настолько коммуникабельный и раскрепощенный, что его любила вся команда.

С Сегизбаевыми Бобровы дружили семьями. Разговор шел порой под любимое блюдо гостя - жареную картошку. Вылазки на природу также были частым явлением.

- Мы прекрасно проводили время, - вспоминает жена Тимура Сегизбаева. - Лена, супруга Всеволода Михайловича - это человек большой души, прекрасная женщина, красивая женщина.

Под началом Всеволода Боброва "Кайрат" в 1975 году не смог пробиться в высшую лигу и повторить лучшее достижение в кубке Советского Союза. В июле в 1\4 финала алматинцы проиграли в Москве ЦСКА - 0:3. Армейцев тренировал знаменитый Анатолий Тарасов - непримиримый конкурент хоккейных и футбольных команд, возглавляемых Бобровым. А уже осенью, когда "Кайрат" имел шансы пробиться в элиту уступил в Минске местному "Динамо" 1:2 и откатился на четвертое место. Вскоре Бобров улетел в Москву и в 76-м году его новый клуб ЦСКА стал шестым в высшей лиге чемпионата СССР.

В Алма-Ате великий Бобров не выполнил задачу и не смог вывести "Кайрат" в высшую лигу. Но для всех тех людей, с которыми мы вспоминали Всевоволода Михайловича, он был и остался Богом.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи