Хоккеист Андрей Райский: На деньги по первому контракту мог приватизировать половину завода - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
+1 °C
Алматы
2025 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хоккеист Андрей Райский: На деньги по первому контракту мог приватизировать половину завода

Хоккеист Андрей Райский: На деньги по первому контракту мог приватизировать половину завода

“Привет! С Расей познакомиться не желаешь?” – написал мне на днях хороший друг и коллега из Усть-Каменогорска. “С Расей?” – “Да, с Андреем Райским”. Как же можно упустить шанс пообщаться с нашим хоккеистом, поигравшим в Америке, а также в чемпионатах семи стран в составах 16 (!) клубов, включая московский ЦСКА, санкт-петербургский СКА, астанинский “Барыс” и усть-каменогорское “Торпедо”?

  • 19 Июня 2018
  • 1613
Фото - Caravan.kz

Встречи с “братками”

– Расей меня зовут еще с детства, – начинает разговор экс-нападающий сборной Казахстана, участник семи чемпионатов мира и двух олимпийских квалификаций Андрей РАЙСКИЙ. – Прозвище закрепилось и перешло уже во взрослую жизнь. В том числе в хоккейную. Кстати, когда играл в Канаде, с моей фамилией было даже удобно – она созвучна знаменитой фамилии Гретцки. Хоккейный путь же начинался, как у многих усть-каменогорских мальчишек 1980-х. В школу пришел тренер, записал в секцию. Помню, семь лет мне тогда было.

– Во взрослый хоккей вы попали в лихие 90-е. Первые контракты, первые большие по тем временам деньги, первое общение с криминальными структурами?

– Да, были определенные встречи. Но как-то эти вопросы решались. Что в Москве, что в других городах мы с такими ребятами не конфликтовали. Они нас даже оберегали, где-то помогали. Может, просто мне так повезло.

Сумасшедшие деньги

– Что за агент приехал за вами из-за океана в 1992-м?

Алекс Беркович из Нью-Йорка. В том году меня, оказывается, на драфте выбрал “Виннипег” – клуб НХЛ. Я, ничего не подозревая, тренировался с “Торпедо”, готовился к следующему сезону. И тут в Усть-Каменогорск приезжает Беркович. Русскоязычный. Подходит ко мне: “Не хотели бы попробовать себя в команде НХЛ?”. Я, конечно, удивился: приехал издалека, нашел меня в небольшом провинциальном городе.

Говорит: “Клуб в вас заинтересован. Если хотите, то можем прямо здесь подписать контракт”.

В то время в “Торпедо” были задержки с зарплатой, поэтому первым делом спросил: “Тех денег, что вы дадите, мне хватит на жизнь в Канаде?”. Алекс меня успокоил: “Все будет нормально”. Перевел мне текст контракта, я его подписал. Тем более всегда мечтал поиграть за океаном. “Виннипег” помог с визой, оплатил перелет. Можно сказать, я был одним из казахстанцев – первооткрывателей хоккейной Америки.

– Сумма в контракте после торпедовской зарплаты не шокировала?

– Ну да. По тем временам на эти деньги можно было купить, наверное, целый жилой дом или приватизировать половину завода. Контракт был двусторонний.

Если я играл в фарм-клубе, то получал где-то 40–50 тысяч долларов в год, а если в основной команде, то 200–300 тысяч долларов.

При этом только за то, что подписал контракт, мне сразу выплатили бонус – 50 тысяч долларов.

Остаться в Америке

– Самое яркое впечатление от заокеанского хоккея?

– Организация дела: огромные дворцы, много народа. В клубе дали расписание сразу на год вперед. Заранее знаешь, в какой гостинице будешь жить, каким рейсом полетишь на игру.

Зашел в раздевалку – форма выстирана, выглажена, клюшку любую выбирай. Единственное, чего мне не хватило, – это знания языка.

Говори я хорошо по-английски, играл бы, наверное, до сих пор. Не оказалось рядом человека, который подсказал бы, что надо потерпеть, поиграть еще годик в фарм-клубе.

– А вот ваш партнер по торпедовскому звену Константин Шафранов в НХЛ поиграл-таки…

– Он долго шел к “Сент-Луису” через низшие лиги. К тому же у Кости, я думаю, семья хотела остаться в Америке.

Суровый Виннипег

– Виннипег считают самым холодным местом из всех, где есть клубы НХЛ…

– Да, климат там, как наш усть-каменогорский: минус 40 зимой, плюс 30 летом. В общем, суровые зимы и жаркое лето.

– Кстати, там же заканчивал свою заокеанскую карьеру Николай Антропов – единственный из казахстанских хоккеистов, кто по-настоящему заиграл в НХЛ.

– За океаном Николай был, скажем так, ближе к звездам, чем к большинству игроков лиги. Он много сезонов отыграл в “Торонто”. Высокий габаритный парень.

– Вы поиграли во многих странах. В какой из них жилось комфортнее?

– Наверное, в Канаде. Там люди дружелюбные. Думал, у них в командах будет, как у нас, – деление на “молодых” и “стариков”. Однако там, наоборот, все поддерживали, что-то подсказывали. Причем не только люди из мира хоккея. Спросил как-то болельщика: “Почему так?”. Он в ответ: “А если бы наш сын приехал в Россию, не зная языка, вы бы ему разве не помогли?”.

Казах Трабукки

– В Италию вас устроил знаменитый футбольный агент Марко Трабукки…

– Да, начинал он в хоккее. У меня заканчивался контракт с ЦСКА, и Марко предложил меня итальянским клубам. Он тогда еще слабо говорил по-русски. Потом я узнал, что у него, оказывается, мама казашка. Трабукки работал не только со мной. Из наших он помогал братьям Корешковым, когда те играли в Магнитогорске. Но потом любовь к футболу пересилила, и Марко ушел из хоккея.

– А вы сами со своими связями не пробовали работать агентом?

– Даже не пытался. Мог помочь советом, если кто-нибудь обращался. Но только, так сказать, на общественных началах, не профессионально.

Бесплатное мороженое

– В московском ЦСКА вы появились в 1994 году. Что осталось от великой команды?

– Когда я приехал, в ЦСКА была одна амбициозная молодежь. Потом из НХЛ подъехал Алексей Касатонов: он доигрывал с нами. На время локаута в НХЛ из-за океана подъехали Алексей Яшин, Слава Козлов. Андрей ПЧЕЛЯКОВ: Завязать с хоккеем заставили пустые трибуны

Денег тогда не было, и ЦСКА оказался на грани существования. Однако благодаря Виктору Васильевичу Тихонову и его связям умереть такому бренду не дали.

Помог “Питтсбург”, который стал нашим спонсором. Он давал экипировку, клюшки. В ответ мы играли в армейских цветах с “пингвином” на свитере.

“Питтсбург”, кстати, начал первые шаги по преобразованию российского хоккея. Люди тогда в Москве на хоккей не ходили. Их стали завлекать бесплатными напитками и мороженым, разыгрывать призы. Благодаря такому западному маркетингу у нас почти на каждой игре были полные трибуны.

– Чем запомнился Виктор Васильевич Тихонов?

– Это был фанат хоккея. Его не волновало, что происходит у тебя в семье, – в назначенный час ты должен быть на тренировке. Касатонов, который был играющим тренером, сглаживал жесткость Тихонова, мог нам лишний выходной дать. Мы жили на базе по 200 дней в году. Особенно тяжело было привыкать к этому тем, кто поиграл на Западе.

Хоккей на Кубе

– В 1998 году сборная Казахстана дебютировала на Олимпиаде. Вы завоевывали вместе с ней лицензию в Нагано, но на финальный турнир не полетели…

– В одном из матчей чемпионата Италии я сломал кисть. Было очень обидно пропускать такой турнир. Конечно, мог бы промолчать и сыграть на уколах. Но я понимал, что люди на меня рассчитывают, и не мог их подвести. Тогда у нас была команда – как одна большая семья. Практически все ребята из Усть-Каменогорска, по сто лет знакомы друг с другом.

Даже когда были финансовые проблемы, все ехали в сборную с удовольствием.

Тренировал сборную Борис Викторович Александров – прекрасный человек.

– Знаменитый матч в Нагано со Словакией, когда наша сборная обыграла команду со звездами НХЛ в составе, удалось посмотреть?

– Нет. Я как раз уехал на Кубу отдох­нуть и залечить травмы, а там хоккей да и зимние Олимпиады не показывают. Поэтому счет узнал потом.

– С момента завершения игровой карьеры в “Барысе” и начала работы тренером в системе усть-каменогорского “Торпедо” прошло около десяти лет. Чем занимались все это время?

– Жил в Новосибирске, поигрывал в хоккей, тренировал любителей. Был небольшой бизнес, но он не пошел. Вернулся в Усть-Каменогорск, где у меня мама, занимался с ребятами в детской спортивной школе. Вернул же меня в хоккей покойный ныне заслуженный тренер Валерий Павлович Кириченко. Он всё мне говорил: “Андрей, нечего без дела ходить. Занимайся тем, чем умеешь”. В конце концов убедил. Три жизни казахстанского хоккея

– В прошлом сезоне вы работали тренером в команде “Алтай”, выступающей в молодежной хоккейной лиге. В новом что-нибудь изменится?

– Скорее всего, войду в тренерский штаб “Алтай Торпедо”. В начале июня его возглавил Ерлан Сагымбаев, с которым мы вместе росли и играли, а потом работали в “Алтае”. Перед командой “Алтай Торпедо” поставлена задача выиграть чемпионат Казахстана. Вообще, сейчас со стороны акима ВКО Даниала Кенжетаевича Ахметова, акима Усть-Каменогорска Куата Мухитовича Тумабаева и президента ХК “Торпедо” Николая Абрамовича Проскурина идет работа по поднятию местного хоккея, выстраиванию в клубной системе вертикали – от детской команды до команды мастеров. Первая команда, выступающая в Высшей хоккейной лиге, готовится выиграть Кубок Петрова. Но в клубе мечтают о Континентальной хоккейной лиге.

Алматы

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Новый автобусный маршрут запускают в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера Перейти на сайт партнера 1XBET - ставки на спорт