Опубликовано: 730

Футболисты смешанной игровой ориентации

Футболисты смешанной игровой ориентации Фото - Под номером 4 – тот самый “молодой высокий” Максим Жалмагамбетов. Фото Тахира САСЫКОВА.

“КАРАВАН” вспоминает самые яркие эпизоды перевоплощения казахстанских вратарей в полевых игроков, а полевых футболистов – в голкиперов.

По стопам Чилаверта

Некоторых голкиперов неудержимо тянет к… чужим воротам. Самые знаменитые мировые примеры – парагваец Хосе Луис Чилаверт и бразилец Рожерио Сени. Они прославились не столько защитой собственных владений (хотя и этого у игроков своих национальных сборных не отнимешь), сколько голами в ворота соперников. У Чилаверта за карьеру их набралось 67, а у Сени и вовсе 131.

Знает своих вратарей-голеадоров и история казахстанского футбола.

В 1980-е годы играл за целиноградский “Целинник” Егор Медников. И очень уж ему хотелось забить гол не только на тренировках, но и в официальном матче.

Такой случай представился 1 июля 1984 года, когда во встрече чемпионата СССР среди команд второй лиги “Целинник” принимал безнадежного аутсайдера, алма-атинский “СКИФ”. При счете 2:0 на последних минутах матча судья назначил 11-метровый в ворота гостей. Поскольку всё в этой игре уже было ясно, партнеры позволили Медникову осуществить его мечту.

Спустя три дня “Целинник” на своем поле встречался с “Жетысу”. И здесь хозяева под занавес матча получили право на 11-метровый штрафной удар. Правда, в отличие от предыдущего поединка счет на табло был ничейным – 2:2. Поэтому Медников остался в воротах, а к точке подошел штатный пенальтист команды Александр Мазманьян и не промахнулся. Медников же еще один свой гол забьет – и вновь в матче со “СКИФ” в 1987 году (4:1).

Вратарь-бомбардир

Однако если вышеназванные голкиперы своих бомбардирских успехов добивались со стандартных положений, эпизодически покидая ворота, то Сергей Бураков из “Кайрата” сделал это, 90 минут отбегав на поле в качестве… нападающего.

Вернувшись осенью 1983 года из первой союзной лиги в высшую, “Кайрат” уже спустя три сезона занял наивысшее в своей истории 7-е место. Однако сколь стремительным был взлет алма-атинской команды, столь резким оказалось и падение. Довольно быстро “Кайрат” вновь вылетел в первую лигу, в которой продолжил движение вниз. 1990 год флагман казахстанского футбола завершил 17-м среди 20 ее участников. В первых турах “Кайрат”, сменивший практически весь состав, еще держался в верхней части таблицы, но летом его игра потускнела.

К игровым проблемам добавились кадровые: из-за многочисленных травм на матч с “Тирасом” в Тирасполе тренерскому штабу пришлось включать в стартовый состав двух вратарей.

И если Вадим Егошкин занял привычное место в “рамке”, то Бураков под 11-м номером отправился в атаку.

– Он как раз вместо меня вышел, – рассказывает “КАРАВАНУ” экс-нападающий “Кайрата” Сергей Климов. – Мне в прошлой игре в Симферополе надкостницу рассекли, и я не мог играть, хотя в заявку меня внесли. Бураков же был высоким, фактурным, с неплохой техникой. На тренировках с нами в “квадрат” играл.

Бураков в том матче отнюдь не отбывал номер. Забив гол за 8 минут до конца поединка, он спас “Кайрат” от поражения – 1:1. Нищий “Кайрат”, конфликты клубов с федерацией, “чужая” сборная: каким был казахстанский футбол 10 лет назад

Уникальный “Спартак”

Случаи, когда вратари выходили вместо полевых игроков или наоборот, были характерны для чемпионатов Казахстана 1990-х. Желая показать, что с распадом Союза футбол в республике жив, в высшую лигу допускали всех желающих. Таким образом в чемпионате 1992 года участвовало 25 команд, а в следующем сезоне – 26. Естественно, что многие коллективы формировались как попало.

В поле пришлось поиграть многим известным голкиперам – Виталию Кафанову, Игорю Жебину, Даниилу Рихарду, Виктору Раскулову, тому же Буракову после возвращения из “Кайрата” в “Шахтер”.

Бегалы Жакипбеков и вовсе сменил амплуа: отыграв два сезона в воротах алматинского “Намыса”, он перешел в шымкентский “Жигер”, где переквалифицировался в форварда.

Уникальная ситуация сложилась в семипалатинском “Спартаке”, в воротах которого в 1993 году отыграли 6 человек, из которых только двое – настоящие голкиперы. Остальные – представители иных амплуа, включая главного тренера Василия Винничука. С другой стороны, вратарю “красно-белых” Вадиму Резникову два матча пришлось провести полевым игроком.

Молодой высокий

Перед сезоном-2004 руководство “Жениса” было спокойно за свою вратарскую бригаду. К Павлу Бугало, третий год защищавшему ворота столичного клуба, добавился поигравший в московских “Динамо”, “Торпедо” и ЦСКА Дмитрий Крамаренко, а за спинами двух опытных голкиперов находился молодой Евгений Кузнецов. Однако перед игрой с “Есилем-Богатырем” “Женис” неожиданно столкнулся с вратарской проблемой. Крамаренко был вызван в сборную Азербайджана на товарищеские матчи, а Кузнецов, по воспоминаниям участников тех событий, оказался то ли болен, то ли травмирован.

– Так получилось, что мы остались без запасного вратаря и играли на свой страх и риск с одним голкипером, – вспоминает в беседе с “КАРАВАНОМ” Игорь Свечников, принявший руководство “Женисом” после отставки главного тренера Клауса Штерка. – В крайнем случае рассчитывали на Максима Жалмагамбетова. На тренировках он частенько становился в ворота, когда голкиперам нужна была пауза. Знали, что какое-то время он сможет закрыть эту позицию.

– Помню, как дня за два до матча в команде шутили: мол, кто встанет в ворота, если Бугало удалят или травмируют? Вон, есть молодой высокий, – рассказывает “КАРАВАНУ” будущий защитник сборной Казахстана Жалмагамбетов. – Я даже в конце тренировки ради смеха пару пенальти отбил.

Сорвал аплодисменты

– На матч с “Есилем-Богатырем” взял две майки со своим 15-м номером: одна для полевого игрока, другая – вратарская, – продолжает Жалмагамбетов. – Начался второй тайм. Стою за воротами, разминаюсь. Вижу, нападающий соперника выходит один на один с Пашей, тот его сбивает, к месту нарушения бежит судья. Я понял, что будет удаление, и пошел к скамейке за вратарской майкой.

Максим удачно отыграл практически до финального свистка, лишь в добавленное время пропустив два мяча.

– Никакого мандража не было, – вспоминает Жалмагамбетов. – Соперник начал бить по моим воротам с любых дистанций, я пару раз даже аплодисменты сорвал, но пропустил обидный гол: мяч скользнул по траве, я не рассчитал отскок, и тот перелетел через меня. Другой же гол, наверное, и настоящий вратарь не отразил бы: нападающий подставил ногу под прострел с фланга.

“Женис” тот матч проиграл со счетом 1:2, но у тренеров претензий к вратарю не было.

Максим сыграл в силу своих возможностей, – уверен Свечников. – Конечно, полевой игрок может прочитать ту или иную ситуацию, но нужны еще и вратарские навыки, а их за одну тренировку не накопишь.

Фатальные угловые

Долги клубов перед игроками – для отечественного футбола явление привычное. Наказания за это бывают разными: в лучшем случае – запрет на регистрацию новичков, в худшем – лишение нескольких очков в турнирной таблице.

К началу сезона-2007 “Атырау” рассчитался не со всеми своими бывшими игроками. Поэтому в заявку на сезон ему разрешили включить только тех футболистов, кто имел действующие контракты с “нефтяниками”. Среди них не оказалось ни одного вратаря. Прежние голкиперы расстались с командой – Андрей Федоренко уехал в Румынию, а Иван Сивожелезов перешел в “Восток”. Новички же не имели права играть.

На матч первого тура против “Тобола” тренерский штаб “Атырау” во главе с Вячеславом Еремеевым набрал всего 12 человек, а в ворота встал форвард Захар Башняк.

– Захар рассказал, что в своем прежнем клубе “Рось” из Белой Церкви как-то сыграл вратаря, – делится с “КАРАВАНОМ” своими воспоминаниями Еремеев. – На предматчевых занятиях в “рамке” смотрелся он неплохо. Однако тренировки тренировками, но не каждый решится выйти вратарем на матч премьер-лиги. Башняк не испугался взять на себя такую ответственность.

Противостоять в ослабленном составе одному из лидеров казахстанского футбола оказалось сложно. До перерыва “Атырау” пропустил один гол, а во втором тайме – еще три. В итоге – 0:4.

– Претензий к Башняку, несмотря на крупное поражение, у нас, конечно, не было, – добавляет Еремеев. – На линии он сыграл надежно, а вот при угловых ему было тяжело ориентироваться в штрафной. Насколько помню, два или три мяча мы пропустили как раз со стандартов.

К следующему туру “Атырау” амнистировали. В игре с “Иртышом” ворота защищал настоящий голкипер Андрей Цветков, а Башняк, выйдя со скамейки на свою привычную позицию нападающего, забил гол.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи