Так как этот маршрут проходил через пять крупных городов на территории нынешнего Казахстана, наш быт он тоже сильно изменил. А что пришло с караванными путями в наши степи? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Занимайтесь торговлей, а не войной
Великий шелковый путь в том виде, в котором мы его сейчас представляем, появился во II веке до нашей эры. Но торговые маршруты тут проходили столько, сколько существует человеческая цивилизация. Во II веке до нашей эры эти коротенькие пути слились в один огромный.
В том или ином виде торговый путь тут всё равно бы появился, и, возможно, картина мира сейчас была бы иная, но прародителем Великого шелкового пути по праву можно считать китайского дипломата Чжан Цяня. Он обладал просто феноменальной способностью находить общий язык с кем угодно, независимо от традиций, религии, менталитета и тем более языкового барьера. Кроме того, Чжан Цянь много путешествовал и потому обладал хорошим кругозором, а также имел недюжинные познания в области политики и экономики.
Чтобы не сильно влезать в дебри политэкономии и международных отношений того времени, достаточно сказать, что единственным способом поправить дела в стране и улучшить рост экономики были набеги на более слабых соседей. Способ это быстрый и эффективный, но довольно рискованный. Ведь соседи могли дать и серьезный отпор. Торговля же в этом плане была хоть и дольше, но надёжнее. Кроме того, союзы между странами могли заключаться только устно, буквально под честное слово. Это означало, что вчерашние друзья среди правителей на следующий день могли стать злейшими врагами из-за неосторожного слова или поступка правителя. Экономические связи эти договоренности надежно укрепляли. Подобное мы видим и сейчас. Многие западные страны, мягко говоря, не одобряют политику России, Ирана или Северной Кореи, но это не мешает обеим сторонам вести взаимовыгодную торговлю. Чжан Цянь, заручившись поддержкой императора У-ди, довольно быстро договорился с несколькими странами о взаимовыгодной торговле, которая вдобавок укрепила бы политическую дружбу. Другими словами, благодаря его стараниям на огромной территории от Поднебесной до Средиземного моря в большинстве случаев стало выгоднее торговать, а не воевать.
Первый караван по Шелковому пути отправился в 121 году до нашей эры. Точно известно даже, что везли купцы на продажу. Это были тюки шелка и бронзовые зеркала.
Хоть шелк и возили этим маршрутом довольно часто, основным предметом торговли он был не всегда. Как и при любых условиях рынка ажиотажный спрос мог вырасти на любой товар, от чая до породистых жеребцов. Но именно шелк при хорошем стечении обстоятельств сулил огромные барыши.

В Поднебесной этот материал был хоть и дорогим, но все-таки доступным товаром. Сейчас технологии производства шелка упростились, а следовательно, и снизилась себестоимость. Но эти факторы не коснулись авторских шелковых изделий, которые производятся вручную и продаются на оживленных туристических локациях.
Итак, сейчас платок из натурального шелка ручной работы на китайском курорте Хайнань стоит в среднем 200 юаней. Это около 16 тыс казахстанских тенге. В Средние века стоимость китайского шелка чаще всего приравнивалась к золоту, и тканью торговали на вес. Шелковый платок весит примерно 30 граммов. Значит, если бы средневековое ценообразование существовало в наши дни и стоимость ткани была привязана к золоту, такой платочек стоил бы не менее полутора миллионов казахстанских тенге, то есть маржа составила бы 1000 %. Карл Маркс же говорил, что ради прибыли в 300 % капиталисты готовы на все. Неудивительно, что этот торговый маршрут так быстро развился, набрал популярность и функционировал даже в годы войн, мятежей и природных катаклизмов. Даже в наши дни значительная часть грузов из Китая в Европу идет по тем же дорогам, что и более двух тысяч лет назад.
Название же Великий шелковый путь появилось далеко не сразу. Впервые оно встречается в летописях, составленных почти через 13 веков после того, как отправился первый груз шелка. Выражение вошло в обиход с легкой руки путешественника Марко Поло. Примерно в 1276 году Поло в своих путевых заметках так назвал важную торговую артерию Поднебесной. Но нигде в официальных документах этот термин не использовался. Он был, скорее, поэтической метафорой. Как мы сейчас называем Японию Страной Восходящего Солнца, а Великобританию — Туманным Альбионом. Также его нередко называли просто Дорогой, или Степной дорогой.
В официальную науку термин ввел немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в 1877 году, то есть спустя почти два тысячелетия после того, как тут стали ходить караваны.
Королевский бешбармак
Есть все основания полагать, что простые люди, жившие вдоль Великого шелкового пути, трапезничали лучше, чем европейские монархи и дворяне. Дело в том, что очень часто караванщики перевозили редкие пряности, например, кардамон и мускатный орех. Эти специи и сейчас стоят дороже остальных. Тот же кардамон продается в супермаркетах в среднем по 1500 казахстанских тенге за пакетик в 20 граммов, когда черный перец из тех краев стоит раз в пять дешевле. Швейцарский монах-францисканец Иоганн из Винтертура в своих трудах писал, что среди знати появилась мода на диковинный мускатный орех и унция (около 30 граммов) этой пряности стоит как семь откормленных быков. Примерно столько зарабатывал крупный лавочник за год. Покупательная стоимость золота во все времена примерно одинакова. На сегодняшний день унция золота стоит 3370 долларов. Это чуть больше 1,8 млн казахстанских тенге. Если верить ОЛХ, откормленный бычок стоит в среднем 400 тыс. казахстанских тенге. То есть, если хорошо поторговаться, унции золота хватило бы только на 5 бычков, а пакетик мускатного ореха по ценам европейского средневековья обошелся бы в 2,8 млн казахстанских тенге. Понятно, что далеко не каждый бизнесмен мог бы себе такое позволить.

В степи же ценились совсем другие вещи. Вода там явно дороже золота, когда бурдюки с этой драгоценной влагой опустели, а колодцев не видно. В снежный буран за ночлег у теплого очага не жаль никаких денег. Купцы же, двигающиеся в Европу через территорию нынешнего Казахстана, выручки еще не имели, а многие товары, которые на Западе ценились дороже золота, в Индии и Китае покупали за бесценок. Так что рассчитаться пряностями за воду, вяленое мясо и ночлег им порой было выгоднее. Тем более, что способы консервации мяса в наших степях были превосходными. В отличие от солонины, которую перед употреблением в пищу требовалось сутки вымачивать в проточной воде, казы и карта можно есть сразу, и по вкусу они намного приятнее. Местным жителям тоже было интереснее получить пряности, чем деньги. Специи помогали разнообразить питательное, но однообразное меню. Благо сорпа становится вкуснее от любых пряностей. Вот и получалось, что даже небогатая семья, приютившая купцов издалека, продавшая продуктов в дорогу и показавшая, где есть родник с чистой водой, получала в благодарность приличную горсть пряностей, и будничный бешбармак, щедро приправленный черным перцем, мускатным орехом, куркумой и шафраном, был намного вкуснее праздничного блюда на пиру европейского монарха.

Понты дороже денег
Такая же ситуация была и с другими товарами, которые тогда в Европе считались предметами роскоши. Редкий и дорогой в европейских странах чай из Поднебесной очень плотно вошёл в быт казахов, причем там его заваривали совсем слабым, а у нас заварки не жалели, доводя напиток до цвета туши. Даже сейчас гости брезгливо поморщатся, если казахстанская хозяйка подаст им чай, который в России считается довольно крепким.
Кроме чая, жители аулов на Великом шелковом пути охотно покупали у иноземных купцов посуду из дорогого фарфора, китайские шелка, украшения и даже такую бесполезную в быту кочевников вещь, как бумага. В Европе записи велись на пергаменте, на Руси предпочитали бересту. По сравнению с ними китайская бумага была менее прочной и недолговечной, поэтому служила символом статуса и престижа. У нас с письменностью было туговато, зато понты ценились всегда, и бумагу кочевники брали охотно, толком не зная, что с ней делать.

Представим нынешний отдаленный аул, через который проходят машины дальнобойщиков. До ближайшего супермаркета километров сто, а ПВЗ «Вайлдберриз» и «Озона» тут нет. Зато у нескольких жителей есть постоялые дома для уставших водителей и гаражи для ремонта. Рано или поздно деньги в таком населенном пункте будут цениться мало. Тратить их все равно толком не на что. А вот всякие безделушки скрасили бы однообразный быт, и владельцы постоялых домов стали бы часто покупать или выпрашивать за услуги какие-то товары из фур. Так бы местные девушки отправлялись доить коров в платьях от «Дольче Габанна», чабаны пасли скот в настоящих кроссовках «Найк» а у каждого ребенка была целая коллекция настоящих лабубу, которые ценились бы меньше асыков. Конечно, в наши дни проще придумать, куда потратить лишние деньги. Можно отправить детей в мегаполис или ездить из аула каждый месяц в ОАЭ просто развлечься. Да и аул, находящийся на крупном торговом пути, не может быть отдаленным. Тут моментально развивается любая инфраструктура, от интернета до приличных гостиниц. Но во время существования Великого шелкового пути все было иначе. Только путь до ближайшего города, где можно с удовольствием спустить честно заработанные деньги, мог занять пару недель.
Нелегка дорога твоя
Протяженность Великого шелкового пути по прямой — 7 000 километров. Для сравнения почти столько же от Алматы до Рима. Самолет пролетает это расстояние за 9 часов, а если учесть путь в аэропорт и время на регистрацию, то путешествие займет не менее 12 часов.
Если идти по нему, не останавливаясь ни на минуту, без сна, отдыха и технических остановок, дорога займет около ста дней. Но караваны по прямой никогда не ходили. Им приходилось иногда отходить в сторону, чтобы остановиться в ближайшем городке, когда караван-сараи были переполнены, пережидать непогоду, учитывать международную ситуацию. То есть если ханы двух городов, находящихся по дороге, что-то не поделили и затеяли войну, проходить там было равно самоубийству. Воины с обеих сторон моментально разграбят груз. Так что частенько приходилось делать большой крюк, и в итоге в среднем протяженность пути составляла 10 тысяч километров.

Чаще всего караван шел по степям и пустыням два-три года. Из-за непогоды или политической обстановки сроки доставки могли сильно затягиваться. Но большие деньги решали многие вопросы. Существовала услуга, которую сейчас можно назвать экспресс-доставкой. То есть, если какой-то богач из Европы не хотел ждать два года, то он щедро платил за то, чтобы груз ему доставили как можно быстрее. Технически это решалось следующим образом. Купцы, когда приходило время передохнуть, передавали посылку другому каравану, а те в свою очередь третьему. Естественно, для того, чтобы отдать груз, который стоит целое состояние, нужны были связи, надежные партнеры, представление о логистике. В результате доставка порой стоила втрое дороже товара. Если «дедлайны» поджимали, то купцы могли нанять всадников на резвых скакунах.
Нынешним службам доставки есть о чем задуматься, когда заказ из «Озона» опаздывает на целую неделю, а курьер третий час не может привезти пиццу из закусочной, находящейся в трёх кварталах.
Сроки экспресс-доставки по Великому шелковому пути составляли в среднем полгода. Для сравнения: если бы такая услуга существовала в наши дни, когда есть автомобили и мотоциклы, и не учитывать очереди на таможнях и политическую ситуацию в Европе, то доставка посылки заняла бы минимум пять суток.
Случались и ситуации, которые в наши дни назвали бы санкциями. Когда местный хан по каким-то причинам запрещал передвижение товаров из того или иного государства или вводил огромные пошлины. Любопытно, но и тогда существовали способы обхода санкций. Например, купцы из Хивы и Бухары часто имели при себе бумаги, якобы доказывающие их подданство. Понятно, что для безопасности в пути нужно было иметь несколько таких бумаг. Не все из них были подлинными. По понятным причинам электронных баз тогда не существовало, и на любом базаре каллиграф мог состряпать то, что сейчас мы назвали бы дипломатическим паспортом. Например, когда купцы доставляли живого слона Ивану Грозному, они показывали грамоту, будто бы подписанную самим Иоанном Васильевичем, что все остальные грузы под его личным контролем. Понятно, что местные князьки портить отношения со взбалмошным монархом не хотели, освобождали купцов от пошлин и оказывали всяческую поддержку в дороге.

Бумаги не сохранились и их подлинность сейчас установить невозможно, но, если включить логику, выдача такой охранной грамоты от самого царя кажется маловероятной.
Что-то уходит, а что-то вечно
Золотой век Великого шелкового пути пришелся на IV-IX века. Именно в этот период тут было больше всего грузов и караванов. Если изначально по этому торговому маршруту планировалось возить преимущественно предметы роскоши, то за эти 500 лет ассортимент товаров пополнился относительно дешевыми фруктами, арбузами, дынями. Благодаря Шелковому пути весь мир узнал о восточной медицине, а европейские красавицы получили новые виды косметики. Среди товаров были и настоящие редкости, которые и сейчас очень трудно купить. Например бивни слона, панцири редких черепах и рога носорога. Встречался даже такой сказочный товар, как рог единорога. По легенде именно из рога этого мифического животного был сделан тот самых посох Иоанна Грозного, которым он убил своего сына. Конечно, в реальности никаких единорогов на земле не водилось, но бивень морского нарвала выглядит точь-в-точь как рог из легенды. Он такой же прямой и будто выточен на токарном станке искусным мастером.

Но самым ценным на Великом шелковом пути было культурное наследие. Караванщики везли книги и манускрипты, а на постоялых дворах нередко проходили дискуссии на философские и религиозные темы, так что иной банщик из караван-сарая мог дать фору в толковании теологических вопросов маститым богословам.
Упадок торгового маршрута пришелся на XV век. Торговле помешала завоевательная политика Тамерлана, туркменские войны, да и развитие морских торговых путей нанесло привычной системе товарооборота серьезный удар. Затем нишу бесполезных, но статусных и модных товаров в Европе заняли диковинки с других континентов: какао, каучук, редкие фрукты.
С конца 30-х годов ведутся попытки вернуть древнему торговому маршруту былое величие. Но даже сейчас, когда из Китая на мировые рынки идет практически весь ширпотреб, общий объём грузов, хоть частично проходящий по старым дорогам, не превышает трети от того, что тут перевозилось в самые неудачные для торговли годы.

Хотя очень высока вероятность того, что, если сейчас оторваться от чтения статьи и посмотреть вокруг, на расстоянии вытянутой руки обязательно будет предмет, а то и несколько, который ехал сюда той же дорогой, что и шелк с бронзовыми зеркалами в 121 году до нашей эры.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Частного судебного исполнителя осудили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу