Но насколько верны эти догадки историков, и совпадают ли они с сегодняшними представлениями о дорогах прошлого? Занесены ветрами или живут и поныне, пересекаясь с современными автобанами и железнодорожными путями? Сохранились ли древние города, когда-то процветавшие на них? В вопросе разбиралась корреспондент Caravan.kz.
Специалисты выделяют несколько основных Шелковых путей на протяжении всей истории, которые способствовали торговле и культурному обмену между Востоком и Западом. Вот лишь некоторые из них.
Во-первых, это центральный Шелковый путь, самый известный из Шелковых путей, соединяющий Китай со Средиземноморьем через Центральную Азию. Считается, что именно он играл решающую роль в обмене шелком, специями, драгоценными металлами и идеями между Востоком и Западом.
Во-вторых, это морской Шелковый путь, также известный как «Шелковый путь моря», который в основном включал в свои переходы морскую торговлю и соединял Китай с Юго-Восточной и Южной Азией, Аравийским полуостровом и даже Восточной Африкой. Он был необходим для распространения товаров и культур через Индийский океан.
В-третьих, северный, или степной, Шелковый путь: он проходил через евразийские степи, соединяя Китай со Средней Азией, Ближним Востоком и, в конечном итоге, с Европой. Он был важен для перемещения таких товаров, как шелк, чай и фарфор. Однако считался самым сложным в преодолении дорог.
В-четвертых, южный Шелковый путь: его маршрут соединял Китай с Юго-Восточной Азией, Индией и Персидским заливом, способствуя торговле различными товарами, такими как специи, драгоценные камни и текстиль.
Пятыми считаются Транссахарские торговые пути. Эти маршруты связывали Северную Африку с Западной Африкой, позволяя обмениваться товарами, такими как золото, соль и другие подобные им товары.
И, наконец, это Чайный конный путь, дороги которого соединяли Юго-Западный Китай с Тибетом и шли далее, способствуя обмену чая на тибетских лошадей и другие, не менее ценные, продукты.
Но эксперты полагают, что даже и эти маршруты не были фиксированными или единичными, а развивались с течением времени и имели различные множественные ответвления. Хотя все они сыграли решающую роль в распространении товаров, культур, религий и идей по всем континентам, формируя дальнейший ход истории.
Так что – да, со временем все маршруты и их направления претерпевали изменения, поскольку политическая обстановка была отнюдь неспокойной. Например, в VI-VIII веках основной считалась трасса, которая начиналась в Сирии, затем она шла через Иран в Среднюю Азию, и далее – в Южный Казахстан. Точнее — из Таласской в Чуйскую долину, потом через Иссык-Кульскую котловину дорога вела путников в Восточный Туркестан.
Еще одно ответвление этого пути вело маршрутом из Византии через Дербент в прикаспийские степи, направляя на Мангышлак, потом в Приаралье и снова в Южный Казахстан. Историки говорят, что столь сложные арабески путей были связаны с тем, что в Семиречье на тот момент сформировались ставки тюркских каганов, которые и стали контролировать всю мимо проходящую торговлю и караваны.
Но особенно интенсивной магистралью Великого Шелкового пути, название которому много позже – в 1877 году — дал немецкий географ, барон Фердинанд фон Рихтгофен, стал участок, пролегающий через Центральную Азию. И вот тут на пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван-сараи.
Самыми известными на территории современного Казахстана стали Отрар, Туркестан, Тараз и древний Испиджаб. В Узбекистане – Бухара, Самарканд, Ургенч и Хива. В Киргизии – Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош и Узген. Примечательно, что из всех вышеперечисленных в Казахстане и поныне существуют 3 названных города, которые не только вошли в так называемое ожерелье, по которому проходят основные туристические маршруты Средней Азии, но и укрепили свои позиции в современном мире. Тогда как Испиджаб, знаменитый рождением Ходжи Ахмеда Яссави, в XII веке был переименован в Сайрам. А 10 лет назад, в 2014 году, это бывшее село одноименного района Туркестанской области жилым массивом вошло в территорию Шымкента в составе Каратауского административного района.
В Узбекистане самостоятельными городами сохранились и остались все четыре, и сегодня они привлекают туристов как своим богатым историческим прошлым, так и современной архитектурой.
А вот в Кыргызстане до наших дней сохранились только Ош – второй в Кыргызстане по численности населения после Бишкека, крупнейший город юга страны, неформально именуемый «южной столицей» Кыргызстана; и Узген, через который проходит современная трасса Бишкек – Ош. История его, впрочем, как и многих сохранившихся древних городов, когда-то стоявших на Великом Шелковом пути, насчитывает более 2000 лет.