Ни воды, ни бензина, ни информационных буклетов: с чем столкнулся автотурист в Казахстане - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ни воды, ни бензина, ни информационных буклетов: с чем столкнулся автотурист в Казахстане

Ни воды, ни бензина, ни информационных буклетов: с чем столкнулся автотурист в Казахстане

Автотуризм набирает популярность во всём мире. Он даёт свободу передвижения, экономию на отелях и возможность путешествовать с семьёй.

  • 30 Июля
  • 19665
Фото из архива Владимира Лика

Но в Казахстане это направление пока существует, скорее, вопреки, чем благодаря. Об этом корреспонденту Caravan.kz рассказал автопутешественник и владелец дома на колесах Владимир Лик.

— Разувайтесь. Всё-таки это дом, — сказал Владимир и вежливо указал на ступеньки.

Фото Риммы Гаховой

И это, действительно, был дом. Хоть и на колесах. Поднимаюсь внутрь по лестнице, застеленной ковролином. Внутри ощущение уюта, будто находишься в гостях у давних знакомых.

Владимир берёт на себя роль экскурсовода:

— Это холодильник. А вот кровать. Может показаться, что маленькая, но она раскладывается и может выдвигаться наружу. Здесь, в этом автодоме, спокойно помещаются шесть человек.

Идем по кухонной зоне:

— Этот стол складывается, получается ещё одно спальное место. Здесь у нас посуда, а тут важные мелочи: личные вещи, лекарства, фонарики…

Фото Риммы Гаховой

В шкафчике за спиной аккуратно сложенные полотенца. В углу мини-душ и туалет. Кухонная мойка, газовая плита и даже телевизор над кухонной зоной.

— Сбылась моя давняя мечта, — улыбается Владимир, — Я всегда хотел такой автодом. И вот дождался. Правда, пришлось много чего переделать. Там ведь всё под 110 вольт, а у нас 220. Установил дополнительный генератор, добавил солнечные панели на крышу. Вложил ещё немало денег, но теперь этот автодом действительно сделан под нас и для нас.

Когда дорога становится домом

— Почему именно автодом? — спрашиваю я, пытаясь устроиться на мягком диванчике.

— Свобода, — отвечает он. — Можно ехать куда хочешь. Не зависишь от отелей, графиков, чужих расписаний. Остановился где-нибудь в горах или возле реки — вокруг красота невероятная, и при этом ты дома. И дети, и внуки это тоже оценили. Внуки у нас тут спят, играют, мультики смотрят. А главное, мы все вместе. И удобно. Я за рулём, а вся семья сзади, в салоне. В прицепах так нельзя. Людей вообще нельзя перевозить в прицепах, они должны ехать в кабине. А тут настоящая семейная поездка.

— Где вы уже побывали?

— Через весь Казахстан проехали, были и в России (Барнауле, Новосибирске, Горно-Алтайске). Очень понравился туристический центр Манжерок. Везде интересно, везде есть, что посмотреть. Но путешествовать в автодоме — дело не для слабонервных.

Одна площадка на всю страну

С какими же проблемами вы столкнулись?

— Туризм у нас, особенно автотуризм, совершенно не развит. Хотя интерес и спрос есть, многие люди хотели бы путешествовать по стране в автодомах. Но, к сожалению, инфраструктура для этого практически отсутствует. Единственное, что хоть как-то сдвинулось с мёртвой точки — это строительство дорог. Их начали приводить в порядок, и на этом, по сути, всё заканчивается. Что касается автодомов, то для них нужны специальные площадки. Построить такую площадку гораздо дешевле, чем возводить домики в зонах отдыха. Достаточно просто заасфальтировать участок, подвести к нему воду, канализацию и электричество, чтобы человек мог подъехать, подключиться и спокойно отдохнуть. Такие решения особенно выгодны для туристических баз, например, на Алаколе или Капчагае. Вложения минимальные, а окупаемость быстрая. Главное, дать возможность владельцам автодомов подключиться к коммуникациям и слить канализацию. Этого вполне достаточно. Но — увы!

— Но, может, в Казахстане еще недостаточно много автодомов, чтобы рассматривать такие площадки, как бизнес?

Фото Риммы Гаховой

Спрос на автотуризм есть, ведь путешествуют не только в автодомах, но и на обычных легковушках. Но, на мой взгляд, основная проблема в другом. Владельцы зон отдыха просто не понимают, что такое автотуризм. Они заточены на привычную модель: сдать комнату и заработать на этом как можно больше.

Вот, к примеру, мы заехали на Балхаш. Элементарных удобств нет даже для обычных легковых машин. Стоянки все в пыли и ухабах, встать невозможно. И при этом вход на территорию 4800 тенге с человека. За что, спрашивается? Чтобы просто попасть на пляж?

За всю поездку мы нашли только одно место с более-менее подходящими условиями. Это заправка в Астане на объездной трассе, там есть душ, столовая, вода. Управляющий сам заправлял нас и рассказывал, что мечтает сделать полноценный комплекс с баней и отдельной площадкой для автодомов, чтобы люди могли стоять в комфортной, чистой зоне. Вот таким людям и нужно помогать, если мы хотим развивать автотуризм в Казахстане.

—То есть по всему Казахстану вы только одно место такое нашли?

Одно-единственное место, которое более-менее.

Вода — у местных, бензин — если повезёт

— А как вы выкручивались? Где брали воду?

— Мы просто подъезжали к частным домам и просили у хозяев дать воду из шланга, чтобы заправить бак.

— И что, люди соглашались? Вы им платили?

— Никто с нас денег не взял. У нас народ удивительно добрый и отзывчивый. Всегда улыбнутся, пожелают счастливого пути, поинтересуются, откуда и куда едем. Если у них был технический шланг и возможность, никогда не отказывали. Всё делалось бескорыстно и бесплатно.

— А что насчёт канализации?

— Сливали в придорожные туалеты — те самые «будки» вдоль трасс. Хотя, знаете, это отдельная история. Мы специально останавливались у новых туалетов на трассе Алматы — Астана. Они с виду красивые, современные, но все оказались закрыты. В итоге нас отправляли в старые «гадюшники» рядом. Вроде бы инфраструктура есть, но она не работает.

—  Что у нас с заправками?

— Если говорить о заправках, то это вообще серьёзная проблема. Вот, например, трасса Алматы — Астана. Дорогу вроде бы сделали, трасса хорошая, но автозаправок практически нет. Мы дважды чуть не остались без бензина. Видели и других водителей, которые тоже рассчитывали заправиться где-то по пути, а в итоге застревали. Представьте, на отрезке в 200–300 километров ни одной работающей заправки. Когда ехали из Алматы до Караганды, более-менее нормальные заправки нам встретились всего три раза. А по дороге обратно — всего две. Всё. Это очень серьёзная проблема. Раньше старые заправки были, но их, похоже, снесли во время реконструкции дороги. А новые так и не построили. Поэтому по факту инфраструктуры нет. В России, к примеру, заправки стоят каждые 20 километров. А у нас можно 300 километров ехать и не найти ни одной.

Фото из архива Владимира Лика

Дом на колёсах? Нет, спасибо, у нас тут свои домики

— А как на автодома реагируют в тех же зонах отдыха?

— Очень ревниво. К примеру, мы заезжали на Алаколь. Там вообще автодом воспринимают как угрозу бизнесу. Ведь ты не домик снимаешь, а просто стоишь на своей машине. Мы говорим: «Дайте нам стоянку с подключением к воде. Мы готовы платить. Пусть 5, пусть даже 6 тысяч в сутки. Зато вам не нужно содержать домик: не нужно отапливать всю зиму помещение, убирать комнаты, менять постельное бельё. В таком режиме можно работать круглый год. Минимум вложений, а возврат средств — быстрее». Но такая форма туристического бизнеса нашим предпринимателям непонятна.

— Что нужно делать, чтобы это направление развивалось?

—  Во-первых, нужна государственная программа поддержки автотуризма. Во-вторых, важно объяснить бизнесу, что автодома — это не угроза их доходам, а наоборот, новая целевая аудитория, которая может принести прибыль и развивать туризм в стране. Во-вторых, на автоплощадки есть реальный спрос. Люди могли бы останавливаться на таких площадках, а потом, к примеру, пересаживаться на такси и ехать в Астану, осматривать достопримечательности. Подтянутся и другие отрасли: услуги такси, гидов, производство сувениров. Возможно, будет развиваться и производство автодомов. У нас есть и мастера, которые занимаются переоборудованием автомобилей в автодома. Например, берут цельнометаллический кузов и по индивидуальному заказу превращают его в дом на колёсах. Конечно, после этого нужно пройти процедуру оформления — через ГАИ. Машину направляют на экспертизу, чтобы убедиться, что переделка безопасна, и только потом выдают документы. Это занимает время, но процедура рабочая. Я лично знаю ребят, которые такое делают в Казахстане, причем качественно.

— Но ведь для этого нужно не только желание со стороны бизнеса, но и какая-то координация от государства.

— Конечно. Нужно стимулировать и разъяснять. Сейчас у нас в стране с этим беда. Вот в России, например, можно на заправке остановиться, купить местный путеводитель с достопримечательностями, адресами, телефонами. Взял, открыл, позвонил и уже знаешь, что посмотреть поблизости. У нас этого нет. Более того, часто даже элементарной связи на трассах нет, не говоря уже об Интернете. Ни книжечек, ни карт, ни информации. А ведь это тоже часть инфраструктуры, и этим должно заниматься государство. У нас есть Министерство туризма, но почему-то складывается ощущение, что оно этим вообще не занимается.

А как за границей? Впечатления и выводы

— Кстати, как вы пересекли казахстанско-рассийскую границу, без эксцессов?

— Пересекли границу спокойно, и с российской, и с казахстанской стороны особых проблем не было. Даже приятно удивились: российские пограничники относились к нам очень доброжелательно, даже с уважением. Потому что мы приехали как туристы.

Фото из архива Владимира Лика

— Что скажете о дорогах?

— Центральные трассы и у нас, и у них — хорошие. Но вот как только съезжаешь на дороги местного значения, начинается беда. Особенно это было заметно в России, там есть прям ужасные участки. Хотя и у нас, чего греха таить, в том же Балхаше по городу сплошные ямы, кочка на кочке.

— А как со стоянками?

— В России на заправках часто есть площадки для отдыха. Но в основном там фуры и легковушки стоят. Автодома тоже встречали, особенно в туристических местах. В России этим пользуются активно и сами россияне, и иностранцы. Мы видели даже специальные площадки рядом с кафе, например, около Бийска. Там можно остановиться, переночевать, поужинать. Правда, не везде есть места, где можно пополнить запас воды, но и здесь идут навстречу, разрешают набрать воды из-под крана в бутыли. С тех пор у нас бутыли в машине всегда есть — стратегический запас.

— То есть там тоже инфраструктура не идеальная?

— Да, не идеальная. Но у них хотя бы есть движение в эту сторону. Есть понимание, что такое автотуризм и как он работает. У нас в Казахстане, к сожалению, вообще никакой программы по развитию внутреннего автотуризма нет. Хотя это направление могло бы реально выстрелить. Люди же хотят путешествовать, но надо им дать для этого условия.

— А как это устроено за рубежом? В Европе, Америке?

— Вот смотрите, — говорит Владимир, показывая видео на YouTube, — человек приехал, встал на площадке, подключился к электричеству — всё удобно. Воды, правда, на этом месте нет, но он пользуется автономной системой в автодоме. Это обычная практика в США.

На экране — парковка для автодомов. Всё организовано: подключение к электросети, выезд, даже мангальные зоны.

— А вот здесь — площадка, — продолжает он, — можно взять место побольше, за двойную цену (около 50 долларов за ночь). Да, это американские цены, но суть не в суммах, а в подходе…

В кадре — семья живёт в автодоме: дети достали велосипеды, катаются, рядом мангал, зелень, чистота. Настоящий экотуризм.

— Вот это и есть экотуризм в действии. У нас, например, есть прекрасные места. Но попробуй там отдохни. Деньги за вход берут, а мусор некуда выкинуть. Контейнеров нет, всё засорено. Зато строго следят, чтобы ты цветочек не сорвал или мангал не разжёг. Штрафы, запреты. А условий — ноль. А здесь, пожалуйста: мангал, стоянка, порядок. Люди живут в автодоме и наслаждаются природой. Вот к чему надо стремиться.

Фото из архива Владимира Лика

…Мы вышли из автодома. Владимир привычно проверил все системы, закрыл дверь, провёл рукой по корпусу, словно поблагодарил надёжного спутника. Хочется верить, что однажды в Казахстане появится инфраструктура, которая поддержит таких автопутешественников, как он. Чтобы автотуризм стал для них не испытанием на прочность, а настоящим удовольствием — как это и должно быть.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта