Казашка на пилоне: почему одетым женщинам запрещено то, что можно полуголым мужчинам - Караван
  • $ 518.97
  • 607.3
+20 °C
Алматы
2025 Год
9 Июля
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казашка на пилоне: почему одетым женщинам запрещено то, что можно полуголым мужчинам

Казашка на пилоне: почему одетым женщинам запрещено то, что можно полуголым мужчинам

На днях казахстанцев взбудоражило очередное видео с девушкой в национальном костюме, которая исполняла танец на пилоне.

  • 17 Апреля
  • 8966
Изображение сгенерировано нейросетью

В Сети развернулось бурное обсуждение с изрядной долей критики, пишет Caravan.kz. Однако здесь есть некоторые нюансы.

Что произошло

Ролик появился в Instagram еще две недели назад, но завирусился несколько дней назад. В видео Бакыт Кадырова, чемпионка страны по пилонному спорту, одета в казахское платье и шапочку и исполняет на пилоне несколько элементов. На Бакыт не было обуви, и можно было увидеть ее обнаженные ступни и лодыжки – но это не более скандально, чем открытые босоножки в летнее время.

Справка «Каравана: пилонный спорт признан на международном уровне и и объединяет в себе элементы гимнастики, акробатики, хореографии и актёрского мастерства. Его другое название – шестовая акробатика. Считается, что первый чемпионат по нему прошел во Франции еще в 1900 году. Спортсменки во время выступления не раздеваются, как во время стриптиза, их главная цель – продемонстрировать свои силу, ловкость и гибкость. Существуют федерации пилонного спорта, в том числе международные, проводятся чемпионаты мира.

Однако ролик внезапно вызвал волну хейта и даже требований оштрафовать спортсменку, основанных у некоторых на туманном представлении о пилонном спорте (орфография и пунктуация авторов комментариев сохранена):

«Два несовместимых понятия: пилон и нац каз костюм. Про руки вообще молчу»

«Пусть и не стриптиз, но вот это вот… ну прям вообще никак…»

«Зачем позорить национальный костюм ? Пилон для других танцев ( не сочетается и выглядит грязно и пошло»

«Пилон не стриптиз». Придумали себе отмазку, это как эскорт не проституция»

«что я только что увидела ….»

«Давайте отменим их»

«да вас судит надо, нарушили традиционную достояние нащего Народа»

Впрочем, тех, кто высказался в поддержку Бакыт, тоже было немало (орфография и пунктуация авторов комментариев сохранена):

«Очень оригинально. Человек передает через современный танец, что она ценит свои корни, нашим лишь бы обосрать, все что девушка/женщина делает. Бахыт, вы красотка»

«Она же не задирает ноги или не танцует вульгарно, все красиво в приделах образа»

«Х*йтеры! Это спорт! А то что Вы пишите, это в Вашей голове! Значит и проблема Вашша! Мир Вашему Дому и Пилон»

«Как красиво! Спасибо за “тактичный” танец в таком костюме»

«В этом видео красиво все! Хейтерам надо научиться разделять спорт, красоту и пошлость»

Позже Бакыт опубликовала еще одно видео, с реакцией на критику.

«Я уважаю традиции и культуру! Я часть этой культуры… Но у меня своя история и свой путь — это сила, женственность и спорт! Я продвигаю спорт на Пилоне, я продвигаю красоту, я продвигаю сильных женщин! Я представляю НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ, которое сочетает традиции и свободу самовыражения! В национальной одежде или без, я остаюсь сильной, женственной и свободной!» — написала она.

Контекст

В комментариях к ролику Бакыт вспомнили прошлогодний случай, когда хореограф Алишер Султанбекулы и две девушки станцевали в юрте. Недовольство общественности вызвали как наряды танцоров – короткие обтягивающие шорты, обувь на высоких каблуках и легкие камзолы, так и их движения. Стиль танца был современным, что-то похожее часто можно увидеть в клипах западных исполнителей.

Шум поднялся такой, что отреагировала даже министр культуры и информации Аида Балаева.

«Подобного рода контент может вызвать раскол и беспокойство в обществе. Он, безусловно, является провокационным и оказывает негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Содержание видеоролика противоречит ценностям и традициям казахского народа», – заявила она.

Подключились к истории и депутаты, которые составили запрос в генеральную прокуратуру и даже потребовали законодательно закрепить наказание за осквернение национальных ценностей.

В итоге было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан («Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»). Впрочем, в октябре стало известно, что экспертиза не нашла подобного мотива в действиях хореографа.

Вопросы вызвал и скандальный образ боксерши Ангелины Лукас. Попытка создать образ степной амазонки привела к сочетанию купальника с саукеле, что также не понравилось многим комментаторам. Тогда Ангелина отметила выходом в этом костюме завоевание титула чемпионки мира по версии UBO World, и, возможно, это смягчило реакцию публики, потому что ее покритиковали, но сравнительно мягко, но ни о каких штрафах или других наказаниях речи не шло.

Добавим, что многие казахстанские спортсмены с мировым именем регулярно появляются на публике в национальных костюмах. В числе примеров – фигурист Денис Тен, боксер Геннадий Головкин, файтер Шавкат Рахмонов.

Кроме того, никого не смущает появление, например, таких музыкальных инструментов как электродомбра или электрокобыз, как не смущает и исполнение неказахской музыки на традиционных инструментах или создание современных каверов, например, в стиле техно, на старинные кюи.

Пойдем дальше. Вот клип «Ирины Кайратовны», в котором полуголые мужчины танцуют на фоне юрты.

Никаких негативных последствий для группы не было, в комментариях – восторженный хор. Даже когда во время концерта один из музыкантов коллектива начал нецензурно выражаться, намотав на руку государственный флаг, им и тогда ничего не было, хотя в уголовном кодексе предусмотрена статья «Надругательство над государственными символами», а в административном – «Нарушение порядка использования государственного флага Республики Казахстан». Исполнители просто извинились, и тема была закрыта.

Фильмы про келинку Сабину, когда актер Нуртас Адамбай переоделся в женскую одежду, чтобы исполнить главную роль, тоже никого не смущали, хотя в фильмах можно заметить и высмеивание некоторых особенностей казахского быта.

Что не так с критикой в адрес Бакыт

Проблем с этим довольно много, и основные две — это лицемерие и невежество критиков.

Большинство из них с возмущением утверждают, что Бакыт попрала национальные ценности и осквернила казахский костюм, потому что таких традиций у казахов нет, а казашки никогда не танцевали на пилоне.

Никого из них не смущает, когда чапан надевают на голый торс избитого окровавленного мужчины в одних шортах, хотя профессиональные бои на потеху публике за деньги, чем, по сути, являются современный бокс и ММА, также сложно посчитать традиционной для казаха профессией. Например, казакша курес, традиционная казахская борьба, была, во-первых, способом военной подготовки, а во-вторых — развлечением для праздников, когда борцы сходились в поединках, а потом возвращались к разведению скота, военному делу или искусству, которым занимались основную часть своего времени. При этом в комментариях у боксеров и файтеров возмущенных комментариев про осквернение чапана или малахая нет.

Никто не критиковал и гимнасток из национальной сборной, например Алию Юсупову, участницу двух олимпиад, хотя коротенькие платья гимнасток, даже с национальными мотивами, выглядят намного более откровенно, чем наряд Бакыт, а элементы выступлений тоже сложно причислить к традиционным для казахов.

Разница исключительно в том, что пилонный спорт появился в Казахстане сравнительно недавно.

Лицемерия недовольным добавляет и тот факт, что подавляющее большинство из них явно не ведет традиционный образ жизни – они не кочуют по степи, не разводят скот, не живут в юртах, не ездят на лошадях, не носят национальную одежду каждый день и т.д., их вполне устраивают современные квартиры со всеми удобствами, автомобили, джинсы, рестораны, супермаркеты с энергетиками, чипсами и прочей нетрадиционной для казахов едой. Если им предложат начать жить в соответствии с традициями предков, вряд ли кто-то из них согласится.

Более того, многочасовое сидение в социальных сетях ради бесполезного скроллинга и недобрых комментариев упомянутым предкам тоже вряд ли бы понравилось, ведь это времяпрепровождение можно считать заменой сплетням у колодца, на лавочке и т.д. – везде, где встретились люди, которым очень хочется обсудить чужую жизнь.

Это легко понять по старым казахским пословицам, которые равняют сплетников и лгунов («Өсекші мен өтірікші — егіз»), называют их причиной раздоров («Өсекші жоқта, өкпелесу де жоқ») и в целом людьми с неодобряемым, скажем так, поведением («Өсекшінің беті ешқашанда ағармас»). Есть и пословица, которая прямо говорит о последствиях сплетен для тех, кто их распускает («Өсектен адам өртенген» — буквально «От сплетен человек сгорел»).

А все почему? Потому что люди не только не различают шестовую акробатику и стриптиз, но и в целом не стараются узнать что-то новое. Это можно понять даже по тому, что три четверти казахстанцев не читают книги вообще. Казахстанцы становятся менее любознательными, а заодно – менее образованными, знающими, умными.

Подобная критика может привести к другому негативному последствию – консервации и, как следствие, вымиранию народной культуры. Развитие – это нормально, это естественный исторический процесс, жизнь не стоит на месте, народы меняются, а вместе с ними и их культура, в том числе традиции, искусство, одежда и т.д. Если искусственно тормозить этот процесс, заводить уголовные дела, устраивать травлю в соцсетях, молодежь будет бояться связываться с традициями, а значит, развитие остановится, традиции останутся в бытовых рамках, не будут интересовать никого вне нации и постепенно исчезнут. Их легко будет заменить чужими, например, арабскими.

И еще один важный нюанс.

В то время, как казахстанцы выплескивают в соцсетях недовольство чьей-то одеждой, инфляция в стране растет, как и уровень семейного-бытового насилия. Но, видимо, это соответствует тем самым традиционным ценностям, не то что попытки привнести национальный оттенок в современный, активно набирающий популярность спорт.