Казахстанцы могут не платить за ямы на трассах: почему водители сомневаются в новых правилах
Теперь автолюбители могут не платить за те километры платной трассы, на которых зафиксированы дефекты, мешающие безопасному движению.
17 Сентября
7585
Фото – Римма ГАХОВА
Как уточнили в Министерстве транспорта, начисление прекращается сразу после обнаружения проблемного участка и возобновляется только после завершения ремонта. То есть, если на 100-километровом отрезке выявили 5 километров с повреждениями, оплачивать придётся лишь 95 километров в исправном состоянии.
Сообщить о дефектах можно самостоятельно, позвонив на круглосуточную линию 1403. Обращения обещают брать в работу сразу, а перерасчёт или возврат платы делать автоматически. Новое правило распространяется на все платные дороги республиканского и международного значения. По словам министерства, это должно гарантировать прозрачность и равные условия для всех водителей. Но на практике остаётся много неясностей. Как именно будут определять дефекты и рассчитывать компенсацию? И как долго придётся ждать возврата?
Сомнения автомобилиста: будет ли возврат на практике?
Своим мнением с Caravan.kz поделился Кирилл Иванцов, водитель с 15-летним стажем и активный житель Алматы, который не молчит, когда речь заходит о дорогах:
«Существует государственный стандарт Республики Казахстан «Автомобильные дороги. Термины и определения» (СТ РК 1053-2011). Согласно пункту 2.7 этого стандарта, описаны определения дефектов и всё, что с ними связано на дороге. Речь идёт о различных повреждениях дорожного полотна, возникающих в процессе его эксплуатации.
Вопрос в том, будет ли реально работать механизм, озвученный министерством. Как говорится, поживём — увидим. Но в целом схема выглядит достаточно сложной.
Неясно, как будут определяться сроки выявления дефекта и сроки компенсации, а также каким образом эта компенсация будет выплачиваться. Это серьёзная бухгалтерская работа, привязанная к конкретным временным промежуткам. Например, автомобиль проехал от участка А до участка Б, при этом повреждение полотна находилось после участка Б. Получается, что водитель не коснулся проблемного отрезка. Возникает вопрос: как в таком случае будет осуществляться компенсация?
Фото Риммы ГАХОВОЙ
В целом остаётся много вопросов к тому, как именно будут считать и возвращать деньги. Например, на БАКАД нет пропускных пунктов, как на обычных платных дорогах, где сразу платишь и тебя пропускает шлагбаум. Здесь всё иначе: едешь как бы в долг, система сама начисляет сумму за проезд, а потом ты её оплачиваешь. Поэтому и схема возврата денег должна быть особой, не такой, как на привычных платных дорогах. Также водителю может быть неясно, является ли конкретный участок дорогой республиканского или областного значения».
Километры сомнений: компенсируют ли плату, если дорогу ремонтируют?
Непонятен и механизм возврата денег в случае, когда часть дороги ремонтируют. Кирилл Иванцов задается вопросом, будут ли в таком случае возвращать деньги:
«Вот я постоянно вижу ремонты дорог. При этом трассу перекрывают не полностью, а, например, одну полосу. Возникает вопрос: как в таких случаях считается километраж и плата? Начисляется ли плата, если закрыта одна полоса и водитель объезжает по другой?».
То же самое касается и дефектов. Например, фуры одна за другой проехали и примяли покрытие, образовались колеи. Это будет считаться дефектом или нет? Как это будут фиксировать и компенсировать? Как система определит, что дефект был именно в тот момент, когда проезжала конкретная машина, и что именно за этот участок нужно вернуть деньги.
«Допустим, дефект — это яма на дороге размером, например, 40×40 сантиметров. Как в таких случаях будут вести расчёт? Отдельно за каждый такой квадрат или за целый участок, если ямы тянутся, скажем, на 10 километров? Как будут измерять этот отрезок: от первой до последней ямы или по-другому? Или каждая ямка будет фиксироваться отдельно, с расчётом площади и сроков ремонта? Как по каждой яме будут считать компенсацию, сколько времени это займёт? Ведь даже текущий, пусть и небольшой, ремонт требует ресурсов.
Я, например, часто езжу на Иссык-Куль по трассе Бишкек — Алматы. Дорогу начали обновлять два года назад и всё ещё обновляют. Получается, если компенсация будет зависеть от площади ремонтируемого участка, её можно ждать довольно долго. Или у них будут какие-то поточнo-скользящие расчёты?
В целом разъяснения пока очень абстрактны. Понимаю, что власти не могут сразу выложить в СМИ все технические детали, но нюансов слишком много. Интересно будет посмотреть, как эта система будет работать на практике», — подытожил водитель.
Новые правила выглядят, как шаг к справедливости: платить только за то, что соответствует стандартам. Но пока это больше похоже на красивую декларацию, чем на отлаженный механизм.
Будет ли система перерасчётов действительно работать автоматически, без заявлений и бюрократии? Сможет ли Минтранс доказать водителям, что их деньги возвращаются честно и вовремя? Ответы на эти вопросы появятся только после первых реальных случаев.