Казахстанцы могут не платить за ямы на трассах: почему водители сомневаются в новых правилах - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанцы могут не платить за ямы на трассах: почему водители сомневаются в новых правилах

Казахстанцы могут не платить за ямы на трассах: почему водители сомневаются в новых правилах

Теперь автолюбители могут не платить за те километры платной трассы, на которых зафиксированы дефекты, мешающие безопасному движению.

  • 17 Сентября
  • 7585
Фото – Римма ГАХОВА

Как уточнили в Министерстве транспорта, начисление прекращается сразу после обнаружения проблемного участка и возобновляется только после завершения ремонта. То есть, если на 100-километровом отрезке выявили 5 километров с повреждениями, оплачивать придётся лишь 95 километров в исправном состоянии.

Сообщить о дефектах можно самостоятельно, позвонив на круглосуточную линию 1403. Обращения обещают брать в работу сразу, а перерасчёт или возврат платы делать автоматически. Новое правило распространяется на все платные дороги республиканского и международного значения. По словам министерства, это должно гарантировать прозрачность и равные условия для всех водителей. Но на практике остаётся много неясностей. Как именно будут определять дефекты и рассчитывать компенсацию? И как долго придётся ждать возврата?

Сомнения автомобилиста: будет ли возврат на практике?

Своим мнением с Caravan.kz поделился Кирилл Иванцов, водитель с 15-летним стажем и активный житель Алматы, который не молчит, когда речь заходит о дорогах:

«Существует государственный стандарт Республики Казахстан «Автомобильные дороги. Термины и определения» (СТ РК 1053-2011). Согласно пункту 2.7 этого стандарта, описаны определения дефектов и всё, что с ними связано на дороге. Речь идёт о различных повреждениях дорожного полотна, возникающих в процессе его эксплуатации.

Вопрос в том, будет ли реально работать механизм, озвученный министерством. Как говорится, поживём — увидим. Но в целом схема выглядит достаточно сложной.

Неясно, как будут определяться сроки выявления дефекта и сроки компенсации, а также каким образом эта компенсация будет выплачиваться. Это серьёзная бухгалтерская работа, привязанная к конкретным временным промежуткам. Например, автомобиль проехал от участка А до участка Б, при этом повреждение полотна находилось после участка Б. Получается, что водитель не коснулся проблемного отрезка. Возникает вопрос: как в таком случае будет осуществляться компенсация?

Фото Риммы ГАХОВОЙ

В целом остаётся много вопросов к тому, как именно будут считать и возвращать деньги. Например, на БАКАД нет пропускных пунктов, как на обычных платных дорогах, где сразу платишь и тебя пропускает шлагбаум. Здесь всё иначе: едешь как бы в долг, система сама начисляет сумму за проезд, а потом ты её оплачиваешь. Поэтому и схема возврата денег должна быть особой, не такой, как на привычных платных дорогах. Также водителю может быть неясно, является ли конкретный участок дорогой республиканского или областного значения».

Километры сомнений: компенсируют ли плату, если дорогу ремонтируют?

Непонятен и механизм возврата денег в случае, когда часть дороги ремонтируют.  Кирилл Иванцов задается вопросом, будут ли в таком случае возвращать деньги:

«Вот я постоянно вижу ремонты дорог. При этом трассу перекрывают не полностью, а, например, одну полосу. Возникает вопрос: как в таких случаях считается километраж и плата? Начисляется ли плата, если закрыта одна полоса и водитель объезжает по другой?».

То же самое касается и дефектов. Например, фуры одна за другой проехали и примяли покрытие, образовались колеи. Это будет считаться дефектом или нет? Как это будут фиксировать и компенсировать? Как система определит, что дефект был именно в тот момент, когда проезжала конкретная машина, и что именно за этот участок нужно вернуть деньги.

«Допустим, дефект — это яма на дороге размером, например, 40×40 сантиметров. Как в таких случаях будут вести расчёт? Отдельно за каждый такой квадрат или за целый участок, если ямы тянутся, скажем, на 10 километров? Как будут измерять этот отрезок: от первой до последней ямы или по-другому? Или каждая ямка будет фиксироваться отдельно, с расчётом площади и сроков ремонта? Как по каждой яме будут считать компенсацию, сколько времени это займёт? Ведь даже текущий, пусть и небольшой, ремонт требует ресурсов.

Я, например, часто езжу на Иссык-Куль по трассе Бишкек — Алматы. Дорогу начали обновлять два года назад и всё ещё обновляют. Получается, если компенсация будет зависеть от площади ремонтируемого участка, её можно ждать довольно долго. Или у них будут какие-то поточнo-скользящие расчёты?

В целом разъяснения пока очень абстрактны. Понимаю, что власти не могут сразу выложить в СМИ все технические детали, но нюансов слишком много. Интересно будет посмотреть, как эта система будет работать на практике», — подытожил водитель.

Новые правила выглядят, как шаг к справедливости: платить только за то, что соответствует стандартам. Но пока это больше похоже на красивую декларацию, чем на отлаженный механизм.

Будет ли система перерасчётов действительно работать автоматически, без заявлений и бюрократии? Сможет ли Минтранс доказать водителям, что их деньги возвращаются честно и вовремя? Ответы на эти вопросы появятся только после первых реальных случаев.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта