В зале собрались инвесторы, бывшие сотрудники, адвокаты. Все они поверили в красивый проект, а в итоге получили пустой офис, отключённые телефоны и обещания, которые так и не сбылись. Корреспондент медиапортала Caravan.kz разобралась, что произошло.
Как рухнула история MyTaxi?
Руководителя компании, Ерлана Имбергенова, рекламировали как звезду нового казахстанского «Яндекс.Такси». Его активно продвигали знаменитые блогеры и финансовые эксперты. Они позиционировали Имбергенова как успешного стратега и дальновидного предпринимателя.
Уверяли, что у него успешный и быстрорастущий бизнес. И проект MyTaxi выглядел, как надёжная инвестиция. В итоге более 400 человек вложились в его компанию и остались без денег и дивидендов. Пострадавшие подали жалобы в полицию, Агентство по финансовому мониторингу и трудовую инспекцию. В совокупности долги перед инвесторами и сотрудниками компании составили 4 млрд тенге.
Инвестировал в казахстанское такси и остался ни с чем
История инвестора Равиля Ильясова типична для сотен обманутых вкладчиков.
«Некоторое время компания выплачивала мне обещанные дивиденды. Но в мае этого года выплаты прекратились. Я несколько раз приезжал в офис, встречался с Ерланом Имбергеновым и его супругой Динарой. Они уверяли, что компания будет восстановлена и выплаты возобновятся. Я предложил подписать медиативное соглашение и уведомил их об этом. Они ответили, что рассмотрят предложение. Мы беседовали лично с Ерланом, он пообещал, что его юристы со мной свяжутся. Но никто так и не связался. После этого он вовсе перестал выходить на связь. Очень возмутительно, что в Казахстане люди могут собрать деньги с 400 человек, а потом просто исчезнуть. Мы хотим привлечь внимание общественности к этой ситуации», — сказал он.

По словам Равиля Ильясова, изначально проект выглядел убедительно. Во время первой встречи с представителями MyTaxi ему показывали документы, говорили о 200–230 автомобилях, которые есть в управлении, демонстрировали лицензию, рассказывали об офисах в разных городах. Всё это создавало ощущение стабильного, развивающегося бизнеса.
Позже выяснилось, что ни одной машины за счёт привлечённых средств так и не купили. Ходили лишь неподтверждённые слухи о двадцати автомобилях в лизинге. По оценке Равиля Ильясова, за такие деньги можно было приобрести и вывести на линию гораздо больше машин. Вместо этого, как утверждает инвестор, Ерлан Имбергенов установил себе зарплату 20–25 млн тенге в месяц и переводил средства на счета супруги. Задержки дивидендов стали очевидным сигналом для инвестора. Как рассказал Равиль Ильясов, особую тревогу вызывало то, что Ерлан Имбергенов в разговоре случайно сообщил, что у него до сих пор действует виза в США. И не исключено, что в его планах был выезд за границу.
Вкладывали деньги вслепую: признания инвесторов
В кулуарах пресс-конференции многие пострадавшие признавались, что поверили рекламе и красивым заверениям блогеров.
«Я пришла по рекламе, через соцсети, и решила поддержать казахстанских бизнесменов. Он (Ерлан Имбергенов) так красиво рассказывал в интервью с Сериком Акишевым, говорил, что с 2017 года изучает вопрос, что мы можем сделать нечто подобное «Яндекс.Такси», — вспоминает одна из женщин, пожелавшая остаться неизвестной.
Она рассказала, что сама является инвалидом и вложила в MyTaxi компенсацию после ДТП — 10 миллионов тенге. Её уверяли, что на эти средства будет приобретена машина бизнес-класса для перевозки жен и детей чиновников.
«В Караганде у нас не было такой компании, и я им поверила», — добавила она.
По словам инвестора, менеджеры демонстрировали гаражи, СТО, показывали, как машины выезжают и заезжают. С инвесторами работали представители компании в разных городах. Но при этом к финансовым документам их не допускали.
«В договоре прямо было указано, что инвесторы не должны вмешиваться ни в операционную, ни в предпринимательскую деятельность», — объяснила она.

Фактически люди вкладывали деньги вслепую, надеясь, что их средства пойдут на реальное развитие сервиса.
Кто ответит за обман: юрист требует наказать блогеров
Ещё одна пострадавшая, юрист Райхан Мухаметжанова заявила, что вместе с другими инвесторами настаивает на немедленных мерах со стороны государства и правоохранительных структур.
Она напомнила, что, по данным правоохранительных органов, Ерлан Имбергенов находится в розыске уже четыре месяца.
«В цифровую эпоху государство располагает всеми средствами для поиска и задержания, поэтому мы ждём конкретных действий», — сказала она.
Юрист также призвала привлечь к ответственности всех ключевых сотрудников, управляющих компаний и блогеров, которые рекламировали проект, проводили маркетинговые акции и помогали привлекать средства граждан. По её мнению, материальный ущерб должен быть возмещён с каждого, кто причастен к этой схеме, а средства возвращены пострадавшим.
По оценкам Райхан Мухаметжановой, злоумышленники сыграли на чувстве патриотизма казахстанцев, обещая создать национальный аналог «Яндекс.Такси» или «Каспи в сфере транспорта».
«Я хочу подчеркнуть, что при привлечении крупных сумм через агрессивные пиар- и маркетинговые кампании нужно помнить, что это деньги простых людей. Блогеры и лидеры мнений, которые рекламируют такие проекты, должны понимать степень своей ответственности. Они призывают: «Вкладывайтесь сюда, это надёжная компания, здесь гаражи, автомобили, всё работает». Но сами при этом не проверяют ни историю компании, ни судебные процессы, ни данные госреестров. Мы устали от истории «из таксиста — в миллиардера». Есть видео на YouTube, зафиксированные нами юридически, где Серик Акишев и другие блогеры заявляли о миллиардных доходах и успехе компании. Они брали интервью, рекомендовали этот проект, уверяли, что всё идёт по плану. Прошло 10–12 месяцев, и тот же человек сообщает, что компания — банкрот, денег нет, примите это как факт. Если есть ответственность блогеров, её нужно не умалять, а закреплять в рамках закона. Перед тем как пиарить проекты, нужно проверять их юридическую чистоту, запрашивать сведения в госреестрах, получать справки, а не просто за деньги продвигать чужие обещания», — считает Райхан Мухаметжанова.
Взгляд изнутри: обманули не только инвесторов
Не только инвесторы, но и сотрудники MyTaxi оказались обманутыми: за последние три месяца они не получили зарплату. Бывший руководитель ИТ-отдела MyTaxi Танирберген Калдыбай сообщил, что пришёл в компанию, как специалист IT-команды, после работы в Tele2 и торговых организациях. Он рассказал, что в других компаниях руководители отделов обычно полагаются на отчёты и цифры. В MyTaxi, по его словам, никаких финансовых данных сотрудникам не показывали, несмотря на неоднократные просьбы. Танирберген Калдыбай рассказал, что их команда занималась разработкой мобильных приложений MyTaxi Moped и MyTaxi Express — сервиса доставки для малого и среднего бизнеса, а также внедряла CRM-систему. По сути, шла подготовительная работа: сам такси-сервис ещё не был запущен и денег не приносил.
При этом, по словам Танирбергена Калдыбая, инвесторам рассказывали, что компания создаёт казахстанский аналог «Яндекс.Такси» и скоро начнёт зарабатывать большие деньги.

Говорят, что Ерлан Имбергенов открывал разные ТОО, привлекал инвесторов и им тоже не выплачивал обещанное, а долги погашал за счёт новых бизнесов и вложений. По мнению инвесторов и юристов, схема носит признаки финансовой пирамиды.
Сейчас, как утверждает Танирберген Калдыбай, Имбергенов привлекает инвестиции под новым проектом DriveOn, уже в июле там снова появились новые инвесторы.
«По сути, это та же схема, и о ней знают и следователи, и полиция. Мы просим обратить внимание на эти факты», — говорит он.
Имбергенов признан подозреваемым, но дело буксует
Адвокат Рая Мамыр, представляющая интересы группы потерпевших по делу MyTaxi, рассказала, что работает по этому делу с конца августа и уже добилась признания Ерлана Имбергенова официально подозреваемым. По имеющейся у адвоката информации, он может находиться в Кызылординской области.
Тем не менее Имбергенов по-прежнему числится в розыске, следственные органы всё ещё ведут поиски. 11 сентября Рая Мамыр встречалась с заместителем прокурора города Алматы Шариповым, и было дано указание рассмотреть вопрос о передаче дела в бюро расследований при департаменте полиции Алматы и о признании Имбергенова подозреваемым. Признание состоялось, но вопрос передачи дела остаётся открытым. Пока оно находится в Алмалинском управлении полиции.
Адвокат также сообщила, что заместитель прокурора города Алматы поручил провести ряд экспертиз в отношении блогеров, чтобы определить, имели ли их действия признаки рекламы, способствовавшей привлечению инвесторов.
По официальным данным, потерпевшими признаны около 20–30 человек.

Однако, по словам Раи Мамыр, их гораздо больше. На самом деле сотни граждан понесли серьёзный материальный ущерб, поверив обещаниям MyTaxi.
«Очень жаль, что в нашей стране всё ещё возможны такие преступления. Люди доверяют, а социальные сети заполнены роликами и рекламой известных лиц, которые казались надёжными», — отметила она.
Сейчас, по словам адвоката, главный вопрос — как квалифицировать действия руководителей и сотрудников компании. Чтобы понять, есть ли признаки финансовой пирамиды, необходимо завершить комплекс следственных действий. Полностью ознакомиться с материалами дела и показаниями всех лиц, включая подозреваемого, можно будет только на стадии окончания расследования и передачи дела в суд.
Рая Мамыр подчеркнула, что пострадавшие надеются, что их заявления будут услышаны, дело доведут до суда, а справедливость восторжествует. Она выразила надежду, что у людей, получивших деньги инвесторов, найдётся совесть и возможность хотя бы частично возместить ущерб.
Среди потерпевших, по её словам, многодетные матери, пенсионеры, люди с инвалидностью, простые граждане, которые поверили громким заявлениям, подкреплённым блогерами и финансовыми экспертами.
Рая Мамыр также обратилась к блогерам с призывом внимательнее относиться к тому, что они рекламируют.
«При продвижении компаний хотя бы консультируйтесь с юристами, проверяйте историю и судебные споры, несите ответственность за свои рекламные акции. Деньги казахстанцев — это инвестиции в будущее страны, а не в карманы мошенников», — подчеркнула она.
Бездействие следствия: загорится ли «красная лампочка»?
Адвокат Серик Нурлихан, который присоединился к делу MyTaxi в конце августа, тоже сделал определенные выводы. Он считает, что расследование ведётся медленно и несистемно. По его словам, следствие демонстрирует инертность и пассивность. И, несмотря на неоднократные просьбы, он так и не смог встретиться со следователем, который ведет это дело.
Главный вопрос, который вызывает у него недоумение: почему столь масштабное дело расследует районное подразделение полиции?
«В уголовном процессе есть иерархия: простые дела ведут районные отделы и молодые следователи. Но когда речь идёт о миллиардах тенге, сотнях потерпевших, межрегиональном характере и организованной группе лиц, это должны вести следователи по особо важным делам или специализированные подразделения», — объяснил Серик Нурлихан.
По его словам, минимум, что необходимо сделать, — создать следственную группу или передать дело в городской департамент, поручив его следователям по особо важным делам. Он считает, что если речь идёт о ТОО «MyTaxi», через счета которого прошли огромные суммы, то это объект для финансового мониторинга, а не рядового райотдела.
Серик Нурлихан напомнил, что, несмотря на то, что заместитель прокурора города Алматы дал поручение рассмотреть вопрос передачи дела в комиссию по расследованию, материалы всё ещё находятся на уровне района.
Адвокат подчеркнул, что дело было возбуждено в июне, прошло уже четыре месяца, а реального продвижения нет. И, по его словам, 26 заявителей до сих пор не получили статус потерпевших, их даже элементарно не допросили.
Серик Нурлихан считает, что такие дела должны находиться на особом контроле у руководства полиции и прокуратуры:
«Как только по делу проходят десятки заявителей, должна загораться «красная лампочка». Мы надеемся, что благодаря вниманию общества и СМИ следствие будет активизировано и это дело доведут до суда», — заключил он.
Финальная точка истории: кто поставит?
Красивый бизнес-кейс обернулся разочарованием: сотни людей лишились денег, работы и доверия. Инвесторы и бывшие сотрудники требуют конкретных действий, возврата средств и ответственности для блогеров.
Пока же ситуация с MyTaxi напоминает поездку в плохом такси: пассажиры (то есть инвесторы) сели в машину, а водитель (руководитель компании) исчез в неизвестном направлении. Вопрос только в том, сможет ли полиция найти этого водителя и вернут ли людям их деньги.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Частного судебного исполнителя осудили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу