Причем их стоимость нисколько не уменьшилась с прошлого года, а напротив, по некоторым данным, выросла. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Например, согласно данным портала Numbeo, стоимость проезда 1 километра в Казахстане составляет примерно от 400 до 600 тенге. А это превышает расценки всех стран СНГ, где самая минимальная оплата за проезд в такси вроде как в Кыргызстане. Даже в Украине на сегодняшний день эти расценки, согласно данным портала, могут быть в два раза ниже, чем в РК. В России же стоимость проезда 1 километра, в перерасчете на казахстанскую валюту, составляет 180 тенге.
Да, можно возразить, что расценки на услуги такси еще дороже в Швейцарии или Люксембурге. Однако никто при этом не сравнивает размер средней заработной платы в этих странах и в Казахстане, в котором, скорее всего, статистические данные и реальный размер могут разниться.
Что касается городов республики, то, согласно данным портала Finprom, больше всего цены на услуги такси выросли в Шымкенте – на 37,6 %(!). Далее идет вроде как Туркестанская область – не связано ли это с развитием туризма в регионе? И Алматы. При этом Астана не упоминается. Хотя в столице стоимость оплаты за проезд в такси оказалась, опять же, согласно статданным, выше, чем в Алматы.
В годовой динамике ощутимое удорожание услуг такси в Казахстане было отмечено в 13 из 20 регионов страны.
В мире самыми «дорогими» городами по оплате проезда на такси оказались Цюрих и Лондон. Однако поездка из центра Лондона до аэропорта Гатвик, которая занимает около полутора часов, обходится примерно в 12 фунтов (чуть больше 8 тысяч тенге), тогда как из центра Астаны до аэропорта можно добраться за 20 минут. Вот только никто из агрегаторов такси, работающих в столице, не захочет туда поехать дешевле чем за 3,5 тысячи тенге.
Между тем, как сообщает аналитический портал, «перевозки пассажиров на такси выросли почти вдвое». То есть за несколько месяцев с начала текущего года эта цифра увеличилась на 97 % в отличие от такого же периода в прошлом году. Лидерами по количеству перевозок, впрочем, как и по ценовой политике такси, были снова названы Алматы и Астана.
Можно, конечно, выбрать тариф «Вместе» и разделить поездку с попутчиком. Кстати, уже в прошлом году по республике количество таких поездок, предполагается, выросло на 10 %. Однако тут тоже есть свои нюансы, которые не всегда оправданны. Особенно это касается Яндекс Такси, где операторы нисколько не учитывают ни оптимальность подачи машины, ни количество этих самых «вместе». Бывает так, что, когда выходит один попутчик, система тут же подкидывает нового. А это значит, что тот, кто оказался в такси вторым, рискует неизвестно когда попасть в свою заданную точку, будучи вынужден «нарезать круги почета» вместе с водителем такси и постоянно меняющимся количеством попутчиков. В итоге время прибытия увеличивается в разы, что, конечно же, не совсем комфортно.
А порой во время поездки и вовсе создается ощущение, что в сервисном центре агрегатора такси не знают ни карты города, ни как проехать в тот или иной пункт назначения в нем. Возможно, на эти факторы влияет то, что рынок такси делят отнюдь не отечественные агрегаторы поездок.
И еще одна неприятная «фишка», которая, как оказалось, может повлиять на расценки при заказе услуг такси. Речь идет об отмене заказа, которая может произойти по абсолютно разным причинам, в том числе и по вине водителя такси. Однако заказ-то отменяет пассажир, и вот тут с него снимаются баллы/оценки, которые до этого ему «любезно» начислял Яндекс Такси. Казалось бы, что тут такого? А вот «такое» заключается в том, что при следующем заказе этому пассажиру, который даже не подозревает о своем нечаянном «промахе», услуги такси будут предлагаться уже по другому тарифу, нежели до того события. К слову, подобному неприятному наказанию подвергаются и водители, если вздумают отменить заказ. Причем оператора, кажется, тоже не касаются причины, по которым он это сделал – с вполне себе законопослушного водителя снимаются баллы, которые понижают его рейтинг и, как следствие, оплату труда.