Сою называют профилактикой онкологии и рекомендуют употреблять в пищу как можно чаще, ведь она — источник белка и витаминов. С другой стороны, онкологи утверждают, что употребление сои может спровоцировать рост злокачественных опухолей. Мы решили разобраться.
В защиту сои
Соя — это белок, который часто используется в качестве замены животного белка в продуктах питания. В сое содержатся изофлавоны, которые, попадая в организм, становятся похожи на гормон эстроген. Именно поэтому женщинам, страдающим раком груди, соя была противопоказана: она снижает действие препаратов, подавляющих выработку эстрогена — женского гормона, активность которого при раке груди необходимо подавлять.
Непросвещенный человек может сделать ошибочный вывод о том, что соя — канцероген. Но последние исследования доказали: это категорически не так! Более того, эксперименты ученых Джорджтаунского центра комплексных исследований рака Ломбарди (Georgetown Lombardi Comprehensive Cancer Center) показали: соя предотвращает рак! Изофлавоны сои обладают противоканцерогенными свойствами, доказал эксперимент, поставленный учеными на мышах. Зверьки, на протяжении всей жизни питавшиеся соевыми продуктами, реже заболевали раком, а заболев, лучше отзывались на терапию в отличие от контрольной группы, которая питалась традиционно.
Эксперименты были продолжены, и новые результаты поразили еще сильнее. Оказалось, что соя обладает накопительным эффектом: потреблявшие ее с детства мыши оказались почти вдвое здоровее, чем их собратья, которым сою в рацион ввели после периода полового созревания. А при лечении опухолей употреблявшие сою в пищу мыши выздоравливали быстрее, лечение переносили лучше и жили дольше. Сенсация?
Пока нет. Доктор Марк Мессина, кандидат технических наук, международно признанный эксперт в вопросах изучения влияния сои на здоровье человека и эксперт объединенного совета по производству сои, считает, что результаты исследований на животных не могут быть полностью применимы к человеку, и пока можно лишь предположить, что дальнейшие исследования в этой области перспективны и оправданы.
Однозначным и неоспоримым можно считать только один вывод, настаивает Мессина: Американское общество рака и Американский институт исследования рака убедились, что пациентки с раком молочной железы могут безопасно потреблять сою. Ее позитивное влияние на ход лечения не доказано, но отсутствие отрицательного не подлежит никаким сомнениям. Также доказано, что употребление соевых продуктов с раннего детства оказывает более положительное влияние на организм по сравнению с более поздним стартом.
Против сои
Доктор Даниэль, кандидат пищевых наук и специалист по антивозрастной терапии университета в Цинциннати, сертифицированный клинический диетолог и член аттестационной комиссии международной и американской Ассоциации клинических диетологов в Далласе, настроена очень скептически.
«Исследований, который подтвердили негативное влияние сои на злокачественные образования, в разы больше, чем показавших обратный эффект, — утверждает она, — и на мой взгляд, неспроста соя не рекомендована людям, имеющим плохую наследственную историю по онкологии, израильским министерством здравоохранения, немецким институтом Institute of Risk Assessment, французским Food Agency и Cornell University Center for Breast Cancer and Environmental Risk Factors. Исследования Джорджтаунского университета впечатляют, и, если подобных результатов будет больше и данные будут поступать из других источников тоже, я готова пересмотреть свою позицию, но на данный момент я придерживаюсь мнения, что доказанные риски перевешивают возможные выгоды».
Даниэль объясняет, что изофлавоны могут приводить к значительным нарушениям эндокринной системы. Это может вызвать самые разнообразные симптомы, в том числе заболевания щитовидной железы, репродуктивных органов, молочной железы и даже рак.
Мораль
Итак, каков ответ? Большинство ученых рекомендует придерживаться политики «лучше перебдеть, чем недобдеть». Если верить исследованиям, соя то имеет эстрогенный эффект, то антиэстрогенный эффект, и пока не удалось установить, что заставляет механизм работать то так, то эдак и как это связано с индивидуальными особенностями каждой женщины.
Даже Мессина согласен, что в употребление соевых продуктов важна умеренность.
«Если соевые продукты всегда были частью вашего рациона, продолжайте есть их, — говорит Вандана Шет, диетолог и пресс-секретарь Академии питания и диетологии США. — Но если вы раньше не употребляли в пищу сою, я не советую немедленно начинать это делать».
Коротко
Стакан соевого молока в день не причинит вреда. Но соя — не чудодейственная еда и не продукт будущего.
Выборы в Курултай 2026
Выборы в Курултай пройдут 23 августа: что нужно знать об этом казахстанцам?
Пенсия 2026
В АФК заявили о недостаточном объеме пенсионных накоплений у казахстанцев
Налоговый кодекс РК 2026
Как правильно продать квартиру и не переплатить за это
АЭС
Медузы остановили крупнейшую АЭС Западной Европы
Алматы
После блэкаута — ливень: Алматы накрыла непогода перед концертом Канье Уэста
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Жители Алматы ощутили землетрясение
Бокс
«В Америке есть ринг и тренеры, но они есть и у нас»: Айдар Шарибаев раскритиковал подготовку национальной сборной в США
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
После падения с лошади в конном клубе скончалась казахстанка
Азербайджан
ИИ поможет безработным с трудоустройством в Азербайджане
Шымкент
В Шымкенте подросток пострадал, сорвавшись с аттракциона
Иран
Война в Персидском заливе открыла новые возможности для бизнеса – политолог
Нефть
Казахстан обеспечил почти весь рост нефтедобычи региона за 35 лет
Закон
Обновлены правила регистрации актов гражданского состояния за рубежом
Война
Война в Персидском заливе открыла новые возможности для бизнеса – политолог
Туризм
Прайм-эра Алматы: как город оказался в центре внимания в 2026 году
Медицина
В системе здравоохранения снова скандал — врач получал деньги за «лечение» 15 тысяч придуманных пациентов