Опубликовано: 21600

"Зарубежные вузы скидывают цены на треть, а у нас они только растут": как система образования в РК лишает людей знаний и денег

"Зарубежные вузы скидывают цены на треть, а у нас они только растут": как система образования в РК лишает людей знаний и денег Фото - Вслух.ру

Как казахстанские вузы лишают студентов грантов на обучение, при этом взимая с них штрафы практически "за воздух", и есть ли смысл обучаться в отечественных университетах за ту же сумму, что и до дистанционки, если с таким же успехом можно дешевле поступить в зарубежный. 

За прошедший учебный год казахстанские СМИ регулярно публиковали материалы о том, как пандемия вскрыла недостатки в отечественной системе образования, а также о многочисленных минусах дистанционного обучения в наших реалиях. 

Во вторник министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов заявил, что осенью студенты вузов и колледжей продолжат обучаться дистанционно. При этом никакого понижения стоимости обучения, несмотря на дистанционку, ожидать не стоит. По словам главы ведомства, несмотря на то что студенты обучаются дистанционно, расходы учебных заведений не снизились, а, наоборот, возросли. В частности, на договоры по новым серверам мощности, информационным системам.

- Кроме того, необходимо содержать все здания, потому что через определенное время все-таки студенты вернутся и будут обучаться в традиционном режиме. Во-вторых, заработная плата всех педагогов сохраняется, они продолжают работу. Учебная программа, сам объем получаемой информации не меняется, - добавил министр.

В связи с этой ситуацией возникает ряд вопросов: стоит ли нам ожидать меньшего количества абитуриентов в этом году в связи с ценами на обучение? И стоит ли вообще образование в наших вузах таких сумм, учитывая, что уровень обучения остается прежним, а дистанционка уже показала себя с достаточно негативной стороны? 

Редакция медиа-портала Caravan.kz попыталась ответить на эти вопросы. 

Уровень казахстанского образования достиг исторического минимума - международная оценка

По данным Cabar.Asia, в этом году Казахстан в четвертый раз участвовал в международной программе оценки студентов - PISA. Результаты испытаний опустились ниже показателей предыдущих лет. Исследования показывают связь между финансированием и качеством образования. 

В конце 2019 года Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала первые результаты всемирного исследования PISA-2018. У Казахстана были худшие показатели за всю историю участия страны. В исследовании приняли участие школьники и студенты из 79 стран. По его итогам наша страна заняла 69-е место. С 2009 года показатели казахстанских учащихся только росли, но в 2018 году резко и заметно снизились. 

Недавнее исследование показывает, что стране необходимо догнать собственные результаты прошлых лет, так как все они ниже показателей первого года. По мнению экспертов, причина заключается в том, что за последние 10 лет наша страна не увеличивала финансирование образовательной системы, несмотря на колебания курса доллара и цены на нефть. Также одной из причин отмечают недостаточно комфортные социальные условия для учащихся и систематическую коррупцию в системе образования.

С приходом пандемии и дистанционного обучения ситуация, естественно, не улучшилась. 

Как казахстанские вузы лишают студентов грантов и собирают "штрафы за воздух" 

К сожалению, это далеко не полный список проблем, которыми "славятся" отечественные вузы, гораздо больше "веселья" происходит в стенах учебных заведений. Бывшая студентка КазГАСА Алима Каралиева (имя изменено по просьбе респондента) рассказала нашему корреспонденту, что администрация университета нередко лишает студентов возможности получить должную скидку на обучение.

По словам девушки, в университете действовала система скидок: 100-процентная скидка на обучение полагается студентам из неполных семей, тем, кто проживает с родителем-инвалидом, и уязвимым слоям населения. В то же время, если ты отличник в учебе и из неполной семьи, полагается скидка на обучение в 50 процентов. К сожалению, в 2018 году у нашей респондентки скончалась мама, и после пережитого горя она надеялась получить полагающиеся ей льготы, но не удалось. 

- Я была отличницей и обучалась с 50-процентной скидкой, но этого еле хватало, так как у меня братик - инвалид с рождения, а у мама - инвалид второй группы, и мы жили на ее соцвыплату. Нам еле хватало средств, чтобы оплачивать учебу даже в половину стоимости. После ее смерти я пошла в университет со всеми необходимыми документами, чтобы оформить скидку, но вместо полагающейся мне помощи женщина из администрации начала со мной огрызаться, высказываться про мой внешний вид и довела меня до слез. В итоге я ушла в слезах, - рассказала она. 

Наша собеседница добавила, что после этого намеревалась подать жалобу на сотрудницу вуза, однако в администрации ее очень старательно и настойчиво попросили не делать этого, и в итоге жалобы не последовало. 

Интересно, что проблемы с грантами на обучение возникают у многих студентов, причем без их особого участия. Другая студентка этого учебного заведения - Анна Намарова (имя респондента изменено по его просьбе) - рассказала, что тоже не получила полагающийся ей грант. 

- После окончания колледжа и поступления к ним полагается скидка на обучение. Я спокойно училась, а через год оказалось, что у меня недопуск к сессии. Сказали, надо идти разбираться в деканат. Там мне сказали, что у меня задолженость по оплате, и называют сумму без скидки. Я сообщила, что обучаюсь на гранте и здесь ошибка. В итоге признавать оплошность в деканате отказались, нахамили мне, и у меня накапала пеня. Несмотря на то что у меня сохранились все квитанции с прошлой оплаты, меня не захотели слушать и заставили оплатить всю эту сумму, - поделилась она. 

Помимо этих денежных сборов, в вузе действует весьма интересная "система штрафов". Учащиеся нам рассказали, что если тебя поймали со жвачкой - штраф 2500 тенге + 250 тенге комиссия банка, применяются денежные наказания за "сон в коридоре", "лежание на лавочках" и опоздания. Сумма за каждый из проступков варьируется в пределах нескольких тысяч тенге. 

"Аппетиты руководителей вузов растут с каждым годом" - мнение эксперта

В заключение наш корреспондент поговорил с экспертом ЮНЕСКО, директором международного образовательного центра “Molodium” Василием ШАХГУЛАРИ, который объяснил, какие проблемы вскрыла пандемия в системе образования и почему вузам необходимо понижать цены на образование. 

- На мой взгляд, до 1 января надо ввести мораторий, чтобы в условиях карантина определиться, как поведет себя государство в отношении своих граждан. Необходимо понять, какие социальные гарантии будут у людей, защищенность, уверенность в завтрашнем дне, в обязательном порядке определенные скидки и, самое главное, чтобы не было повышения цен на обучение, проживание в общежитиях и т.д.

Предположим, преподаватели будут работать на удаленке, а как будут работать сотрудники вуза? У меня есть информация, что многих сотрудников уже выбросили на улицу, они остались без работы. Потому что в них нет нужды, когда речь идет о дистанционке. Получается, тогда у вуза высвобождается определенная сумма денег, которую он не будет тратить на этих сотрудников. Тогда какой смысл повышать цены на обучение или не делать скидки?! Аппетиты наших уважаемых руководителей вузов в последнее время растут с каждым годом, видимо, они привыкли так работать. Но есть форс-мажорные обстоятельства. Притом что люди видят, какое у нас состояние экономики сейчас, как сложно приходится работодателям или родителям.

- Стоит ли ожидать меньшего потока абитуриентов, а как следствие, и молодых специалистов в стране?

- Я всегда говорю, что всем гражданам нет необходимости получать высшее образование. Но у частных вузов есть это, чтобы к ним пришли абитуриенты, так как они живут на деньги студентов. И вот если они не придут, то как университеты будут работать дальше? Количество уменьшится, вот и все.

- Но человек, который хочет получить образование, может его не получить из-за цены на обучение...

- Такое вполне может быть, потому что 80 процентов молодых людей сейчас стремится получить высшее образование. Ко мне часто обращаются с просьбой проконсультировать, «куда поступать». Причем проблемы возникают даже у тех, кто набрал высокие баллы. Это говорит о том, что о наших вузах мало информации, им нет веры со стороны общества. Они не доказали, что являются надежными, конкурентоспособными и т.д.

Кроме того, сейчас есть специальные центры, которые быстро переориентируются на рынок и предлагают год учиться здесь, а в следующем уже спокойно ехать в иностранные учебные заведения. Почему-то иностранные вузы могут спокойно подстраиваться под ситуацию, а наши нет. Либо это из-за того, что наши учебные заведения излишне уверены в себе, или они просто не готовы к этому, и время с марта ничему их не научило. Боюсь, что в этом году будет гораздо меньше абитуриентов, которые будут поступать на платное отделение.

- Есть ли смысл поступать в казахстанские вузы с дистанционкой, учитывая, что с таким же успехом можно поступить в зарубежные, где цены будут такими же, так как многие вузы понизили цены, а качество образования даже лучше?

- Дистанционное обучение дает возможность обучаться, не заходя в сам университет, учиться с помощью Интернета. В этом случае многие зарубежные вузы скидывают цену на треть, потому что у университетов снижаются затраты. Как это формируется и почему в стороне остается министерство образования, правительство? Почему они не включаются в этот процесс? Общественность, депутаты, руководство страны должны поднимать эти вопросы. В конце концов, это отразится на нас всех из-за такого отношения к людям.

- Дистанционка уже плохо показала себя, есть ли шанс, что будет проведена работа над ошибками?

- Хотелось бы, чтобы это было так, но, судя по тому, как это сейчас происходит и как руководители к этому относятся, думаю, что ничего не изменилось. Это обманчивое мнение, что мы можем что-то изменить за короткий период времени в системе образования. Для этого понадобятся годы. Но тенденция должна идти. Вузы должны быть открытыми для общества – это главный приоритет. А также доступными, гибкими и находящимися в контакте с людьми.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи