За различные нарушения казахстанские банки были оштрафованы почти на 4 млн тенге - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+9 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За различные нарушения казахстанские банки были оштрафованы почти на 4 млн тенге

За различные нарушения казахстанские банки были оштрафованы почти на 4 млн тенге

Среди нарушений - предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитное бюро без его согласия.

  • 24 Апреля 2020
  • 45
Фото - Caravan.kz

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по итогам I квартала 2020 года провело мониторинг и анализ допущенных банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и страховыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей услуг, передает zakon.kz.

Так, в I квартале 2020 года в отношении банков в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг применено 34 меры воздействия, в том числе:
— 15 административных штрафов;
— 16 рекомендательных мер надзорного реагирования;
— 3 письменных предписания.

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются нормы, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением:
— обслуживания банковских займов;
— платежей и переводов денег;
— обслуживания банковских счетов.

По порядку осуществления платежей и переводов денег основные нарушения касаются следующего:
— нарушение срока, предусмотренного для возврата денег, перечисленных на закрытый клиентом банковский счет;
— исполнения платежного требования по взысканию задолженности по займу без обеспечения на текущем счете физического лица суммы денег не менее размера прожиточного минимума, установленного законом о республиканском бюджете;
— предъявления одновременно нескольких платежных требований к банковским счетам заемщика для взыскания просроченной задолженности по займу;
— выставление платежных требований по просроченной задолженности, взыскание которой осуществляется в рамках исполнительного производства.

По порядку обслуживания банковских счетов основные нарушения касаются следующего:
— несоблюдения порядка открытия/закрытия банковских счетов и не проведение работ по аннулированию индивидуального идентификационного кода;
— неправомерного ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете;
— невыполнение обязательств по возврату суммы вклада;
— несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского счета (мобильный банкинг).

Как отметили в агентстве, в I квартале общая сумма вынесенных административных штрафов в отношении банков составила 3 836 344,20 тенге.

Основные нарушения, допущенные банками, по которым предусмотрена административная ответственность:
— предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитное бюро без его согласия;
— нарушение сроков исполнения указания по платежу или переводу денег, установленных законом "О платежах и платежных системах".

При этом отмечается, что при рассмотрении вопроса исполнения указаний по платежу и или переводу денег в случае повторного представления платежных поручений, которые ранее не были исполнены (с идентичной суммой, в том числе дробленные на несколько платежных поручений), принимаются как одно правонарушение.

При выявлении в деятельности страховой организации недостатков, рисков или нарушений, не оказывающих существенного влияния на финансовую устойчивость страховой организации и которые не создают угрозу ее финансовому положению или интересам страхователей (выгодоприобретателей) страховой организации, Агентство применяет рекомендательные меры надзорного реагирования.

В I квартале 2020 года в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг в отношении страховой компании применена 1 рекомендательная мера надзорного реагирования за нарушение требований Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству.

Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав вправе обратиться в Агентство, Общественную приемную при Агентстве, в регионах – по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:

— письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;
— в Общественную приемную за получением правовой помощи по адресу: А15С9Т5 г.Алматы, ул. Коктем 3, д.21 (прием граждан на период чрезвычайного положения временно не осуществляется), телефоны горячей линии: +7 (727) 2788 144 и +7 (727) 2788 122;
— в Управления региональных представителей Агентства (по адресам, указанным на сайте Агентства www.finreg.kz, в разделе "Об Агентстве, подразделы: "Структура Агентства" — "Подразделения Агентства").