Перед выездом в рейс все водители в обязательном порядке проходят медицинский осмотр – каждый шофёр должен быть здоровым и трезвым. В специальном кабинете, который есть во всех автопарках, врач проводит тщательный осмотр – всё, как в поликлинике. Если на табло алкотестера высветится цифра 0, можно переходить к следующему этапу проверки.
— 187 ғой? Праванды алып шығасын.
Если у водителя есть печать от врача, то механик выдает ему трафарет с номером маршрута и записывает, во сколько автобус выехал на маршрут. На мониторе тут же можно увидеть, кто куда пошёл, не задержался ли по дороге, не остановился ли на незапланированный перекур. Сегодня это контролируют ещё и полицейские.
Бахытжан Алтыбай, отдел дорожно-технической инспекции ДВД г. Астаны: 02:31:58
— Ежедневно выезжают на линию где-то более 750 автобусов с утра для обслуживания населения. Автобусов более 1000.
Как правило, в ходе таких проверок полицейские выявляют множество нарушений — например, технические неисправности автобусов или отсутствие у водителей необходимых документов. Если транспортные средства и те, кто ими управляет, по каким-либо причинам не пройдут контроль, их незамедлительно снимут с рейса. На маршрут в этот день они уже не выйдут, и многим горожанам придется стоять на остановках значительно дольше обычного.
Только за первые часы рейда за нарушения правил эксплуатации полицейские сняли с рейса пять автобусов. У некоторых, к примеру, были неправильно закреплены колёса — то есть в любой момент машина могла потерять управление и попасть в аварию с непредсказуемыми для пассажиров последствиями.
— Майор полиции Жумагалиев, отдел дорожной полиции. Документы предъявите, пожалуйста.
Полицейская проверка напоминает обычный техосмотр. Люди в погонах изучают документы водителей и проверяют автобус: работоспособность фар, степень изношенности покрышек и состояние салона. Наличие исправного огнетушителя — обязательное условие, иначе в рейс машину не выпустят. Но у шофёров есть проблемы, которые начинаются за пределами автопарков.
Аяган Тлеугабылов, водитель пассажирского автобуса:
— Конфликты бывают. Где-то в неположенном месте просят остановить. Или проспят остановку, не выйдут, потом начинают стучать, кричать, вот я не успел выйти. Но мы только на остановках останавливаемся.
Только в прошлом году в Астане произошло около сорока аварий с участием пассажирского транспорта – в этих инцидентах пострадали несколько десятков людей, двое горожан погибли. Причем чаще всего в ДТП были виновны водители не автобусов, а частных автомобилей.