Опубликовано: 10600

Вернётся ли тенгрианство на замену ислама в Казахстане ― обзор казпрессы

Вернётся ли тенгрианство на замену ислама в Казахстане ― обзор казпрессы Фото - Caravan.kz

Медиапортал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.

«Конформистское общество в Казахстане наше наследие со времен советского союза»

На портале Аdyrna.kz опубликовали текст с высказыванием Жамбыла Артықбаева о необходимости реформ в общественном сознании казахстанцев.

«Мы конформистское общество. Это наше наследие со времен советского союза, и я тоже конформист. Мы молчим, наблюдая за происходящей несправедливостью, насилием, издевательствами и ложью. Мы продолжаем мириться со злом, потому что борьба тормозит творческую деятельсность», ― высказался он .

По мнению автора, в стране существует довольно много проблем в сфере образования и науки. 

«Мы все еще сидим в советской шинели, а в подготовке научных специалистов существуют блаты-сваты, халтура и показушность. Но кто-то должен начать говорить об этом, иначе мы не сможем называться обществом. Бывают специалисты и лидеры, которые могут отказаться от своей выгоды, человеческих слабостей и справедливо указывают на слабости общества. Отрицательные качества нашего общества не появились сегодняшним днем, их история закопана гораздо глубже. Настало время называть раба ― рабом, предателей ― предателями. Если мы не сойдем с пути, протоптанного рабами, предателями, мы так на нем и останемся», ― заключил Жамбыл Артықбаев.

«Мой голос более особенный, чем у Димаша» Қаныш Кенжеәлі

На портале Stan.kz появилось интервью с туркестанским певцом Қанышем Кенжеәлі, обладающим редкими вокальными данными.

Если вы услышите голос парня из Туркестана, не видя его лица и фигуры, может показаться, что поет женщина. По словам певца, его врожденный голос более уникален, чем у Димаша Кудайбергена, чье имя известно во всем мире.

«Димаш Құдайберген прочно занял свое место в искусстве. На сегодняшний день он является одним из лучших певцов не только в Казахстане, но и за рубежом. Конечно, стиль исполнения, голос, умение подать себя делают его особенным. Но мой голос удивительнее, чем голос Димаша», ― заявил Қаныш Кенжеәлі.

На языке музыки такой необычный мужской голос называют «альтино». Проще говоря, мужчина с тонким голосом. Интересно, что Қаныш Кенжеәлі называет эту особенность «своим благословением, и проклятьем».

«Димаш – ошибка природы»: американский педагог по вокалу

«Проклятье ― потому что когда был подростком и учился в университете были моменты, когда я ненавидел себя за свой голос. Моему окружению и людям, с которыми я общался, было трудно принять меня и мой голос. По этой причине я чувствовал себя одиноким», ― рассказал певец.

Қаныш ― уроженец Туркестанской области, сейчас ему 22 года. Он обучался на факультете искусства в университете того же региона. В настоящее время работает актером в столичном театре «Астана мюзикл».

Какова вероятность возвращения тенгрианства на замену ислама в Казахстане?

На портале Аbai.kz опубликовали статью о роли тенгрианства и религии в Казахстане. В тексте доцент кафедры философии Национального университета имени аль Фараби, доктор философских наук Берік Аташ рассказал о проблемах во взаимопонимании между тенгрианцами и мусульманами.

«Тенгрианцы представляют казахов, их бытие и национальную идею “без ислама”, поэтому “исламизированное сознание” народа не может воспринять его должным образом. Но ислам ― это религия, а тенгрианство ― мировоззрение. А с мнением, что “мировоззрение выше религии, тогда как религия является формой мировоззрения” не могут согласиться ни большая часть народа, ни некоторые из властей. Отсюда возникает недопонимание. В принципе, тенгриантство понятие общее, религия индивидуальное. Не многие люди могут различить логико-структурную разницу между этими двумя понятиями. Например, природа ― понятие общее, тополь ― понятие индивидуальное. Можно сказать, что “тополь” является частью “природы”», ― высказался эксперт.

Также, по его мнению, тенгрианцы резко критикуют ислам, игнорируя его «нетерпимость» к критике. Поскольку сама критика иногда бывает резкой, эмоциональной ― она вызывает негатив в обществе, признающем исламские ценности.

«В будущем “тенгрианское мировоззрение” начнет превращаться в ценность, способствующую избавлению от колониального сознания. С другой стороны, ислам, останется как “субкультура”, свойственная для локальных групп. Даже сейчас проявляются такие признаки. Это явление происходит в современном казахском обществе», ― отметил Берік Аташ.

«Фестивали ― это локомотив, который двигает казахское кино»

На портале Zhasalash.kz выпустили интервью с президентом акционерного общества «Казахфильм» имени Шакена Айманова Азаматом Сатыбалды.

«У нас должен быть отдельный фестивальный отдел. Некоторые люди думают, что открытие фестиваля ― это той. Но фестивали ― это локомотив, который двигает казахское кино. Например, Евразийский фестиваль поставили на конкурс. Его выиграло агентство, организующее тои. Как они будут его организовывать, сделали открытие и все. Нет никакого наполнения», ― посетовал актер.

Он рассказал, что была прислана нота, в которой говорилось, что если в этом году фестиваль не будет проведен на должном уровне, то его передадут в Узбекистан. В Центральной Азии существует только одна лицензия.

«Если мы отдадим его в Узбекистан, мы не сможем его вернуть. Передача лицензии в Узбекистан ― означает передать им лидерство в сфере кино в Центральной Азии. Поэтому мы должны сделать все возможное», ― заключил Сатыбалды.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи