Опубликовано: 830

В алматинском ресторане особенный бариста варит кофе и читает рэп

В алматинском ресторане  особенный бариста варит кофе и читает рэп Фото - фото автора и предоставлено Общественными Фондами

 

SMM-специалист и копирайтер, графический дизайнер, мастер по изготовлению войлока, кондитер, официант, бариста - список профессий, в которых могут проявить себя люди с особенностями развития, большой!

Принимать их на работу становится частью корпоративной культуры казахстанцев. Разрушение барьеров, нравственное воспитание общества, в том числе, коллектива, инклюзия и равные возможности для всех- то, к чему мы идем, пусть, пока еще очень медленно. Но есть и прогресс- обучающие курсы, проекты, с последующим трудоустройством, курсы для потенциальных работодателей.

Где и в каких сферах могут проявить себя особенные ребята, с какими препятствиями столкнуться, узнавала корреспондент медиа-портала Caravan.kz.

На «особенный кофе», который готовил в семейном ресторане 17-летний алматинец Темирлан ЖАМАЛОВ, меня пригласила руководитель ОФ «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА. Обучение профессии бариста с последующим трудоустройством- один из новых и очень востребованных проектов Центра.

Пока бариста готовил для меня капучино, я общалась с его няней- Гюзель МУХАМЕТОВОЙ. Она рассказала, что опекает и помогает «солнечному мальчику» с самого детства, для нее он «любимый сынок»:

-Наш Тимка- звезда, активно занимается спортом, - раньше увлекался плаваньем, самбо, вот уже семь лет кроссфитом. Его день расписан по часам: мы ходим на занятия по валянию войлока, в пекарню, где парень осваивает кондитерское мастерство, на спорт. Он любит быть в центре внимания, никого не стесняется, всюду чувствует как рыба в воде. Темирлан даже снимался в рекламе в журнале. Ответственный, добрый, но со стержнем внутри. Не все может проговорить, но жестами, улыбкой объяснит и покажет. Я за то, чтобы таких детей обучали, у них была профессия и возможность зарабатывать. Темирлан сказал- буду копить деньги на квартиру и машину. А еще очень любит делать подарки своим близким. У таких детей очень доброе сердце, открытая душа.

Кофе готов. Парень с улыбкой аккуратно поставил чашку на барную стойку и предложил прочитать рэп. Небольшая пауза и новый заказ. Тьютор, руководитель инклюзивного театра и по совместительству бариста, Андрей, подбадривал и подсказывал Темирлану профессиональные мелочи, например, чтобы тот не перелил молока.

За чашкой кофе мы продолжили разговор с Гюзель.

-У меня медицинское образование и за столько лет общения с «солнечным ребенком», я поняла: важно относиться к таким детям как обычным, не изолировать их, а напротив, чтобы они общались с разными детьми, - говорит моя собеседница.- С особенным ребенком нужно постоянно ходить на занятия, годами бороться за него, тогда будет результат.

-А как другим детям объяснить, что ребенок особенный?

-Дети подражают взрослым . Как мама, папа, учителя в школе относятся к нему, так и будут относиться другие. Особенных детей не нужно выделять. Можно объяснить- на их месте мог быть любой из вас.

В конце своей смены Темирлан получил зарплату. На следующей неделе его заменит другой парень с особенностями развития, Нурали, который также обучился профессии бариста. Инклюзивные школы, туризм и театр - что нового появилось для казахстанцев с особенностями развития

«На своем примере хотим показать: любой бизнес строится на духовном поле»

Член попечительского совета Центра, управляющий директор семейного ресторана Presso Назира БЕЙМБЕТ рассказала, что идея –привлечь к работе людей с особенностями развития зародилась летом прошлого года:

-Я мама особенного ребенка, «солнечной» пятилетней девочки Аиши. Это невероятный волшебный ребенок, она меня мотивирует на создание таких условий, где мы разрушаем границы , вводим инклюзию. На своем примере хотим показать: любой бизнес строится на духовном поле. И важно поддерживать инклюзию, вводить и создавать повсеместно условия для людей с ограниченными возможностями. Особенный – это не означает, что человек другой с рождения. Любой может выйти на улицу и его может сбить машина, он сядет в инвалидную коляску. Разве, он не будет особенный?

Сейчас мы идем по пути того, что будем полноценно трудоустраивать людей с ограниченными возможностями, особенных людей.

-Кофе очень вкусный получился. Какую Вы видите реакцию у посетителей?

- Мои гости вообще не заметили разницу, спросили - точно Темирлан готовил? А когда я пила приготовленный им кофе, увидела, насколько он получился добрый и наполненный любовью. Персонал поддержал Тимку, они обнялись, пожелали парню удачи. Один из поваров разоткровенничался- дескать, почувствовал, что этот особенный парень как чистый лист бумаги, без фальши, негатива. Когда работодатель, бизнес, человек получает полный сосуд положительных эмоций, (а особенные дети дают только положительные эмоции), работоспособность повышается и деньги приходят. Это четкий фундамент духовного поля, что очень важно. Я каждому сотруднику говорю- у нас есть миссия, цель и частично от вас тоже зависит воспитание нравственной культуры общества. Здесь нет границ. Если быть откровенными, каждый будет вкладывать в инклюзию, утолив и какую-то свою боль. Я мама особенного ребенка и когда меня не станет, хочу, чтобы она чувствовала себя гражданином, чтобы у нее было право голоса.

-С какими стереотипами Вам пришлось столкнуться?

- Мы не имеем право осуждать общество. Оно не готово принимать, потому что родители в своей голове создали проблему- выйдет особенный ребенок на улицу, меня осудят. Мама забирает ребенка и уходит. Я свою малышку везде вожу как полноценного здорового ребенка. Посмотрите на меня: я бизнес-леди, не сломленная , потому что это дар Божий, что у меня такой ребенок, самая счастливая мама. Наша задача- донести до всех, что такое инклюзия и не осуждать людей.

-Мне кажется, Вам нужно выступать в регионах с мотивирующими лекциями. Думаю, они были бы полезны казахстанцам, у которых особенные дети.

-У нас тысячи семей, которые держат взаперти своих детей, потому что общество не готово их принять. Если мне подготовят аудиторию, я готова выезжать в регионы даже за свой счет и проводить беседы, в том числе, с работодателями. Я хочу кричать на весь мир- люди, оглянитесь, есть я, опыт, я многое хочу до вас донести!

«Возможно, есть вещи, которые они делают лучше нас»

-Когда мы говорим от трудоустройстве людей с особенностями, нужно понимать, что необходимо работать не только с теми, кого трудоустраиваем, но и с коллективом,- говорит Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА .- На это всегда мало обращают внимание, а ведь это подразумевает определенные условия труда, например, для передвигающихся на коляске или людей с аутизмом. Вот сегодня Темирлан активно включается в работу. Но наступит день, когда он скажет- я не хочу. И как вернуть его в рабочее состояние? Как разрешить какой-то конфликт? Этому нужно учить коллектив.

Вторая сложность- на первых порах человеку с особенностями может быть нужен сопровождающий. Как вариант, перспектива- переучить социальных работников. Практика тьюторства в Казахстане еще не сильно распространена. Пока о тьюторе говорят больше как ассистенте педагога. Сопровождение, поддержка для любых детей- большое явление, которое мы развиваем.

- Какие профессии больше подходят таким ребятам?

-Многие. Все зависит от степени сохранности интеллекта, физической сохранности. Мы как в Швейцарии должны исходить из того, что может ребенок, а не из того, что он не может. Не должны подходить с заниженной оценкой к возможностям людей с особенностями- возможно, есть вещи, которые они делают лучше нас. Должны думать о том, что мы, как организация можем сделать, чтобы принять человека с особенностями на работу.

Темерлан невнятно говорит, но это не мешает ему варить кофе. Нурали сложно сконцентрироваться на процессе, но при этом он может вполне общаться с посетителями.

Например, в нашем Фонде ассистентом педагога работает Айдана. У нее синдром Дауна, она очень спокойная, медлительная, но ее сильное качество- она никогда не раздражается. И прекрасно справляется даже с очень сложными детьми.

Еще одна наша сотрудница, Кирилла, обучается на курсах бариста и курсах по нейропсихологии. Родители всегда относились к ней как к обычной девочке, потому она прекрасно социально адаптирована.

Например, глухонемые люди с сохранным интеллектом могут работать практически везде. Это нам хорошо бы изучить язык жестов и вместе с ними взаимодействовать. Когда мы проводили юбилей Фонда в отеле Алматы, сотрудники рассказали, что на кухне работают глухонемые ребята. Если мы будем говорить об этом в контексте нормы, не эксклюзивности, то окажется, что среди нас много таких замечательных организаций

-Мы не говорим о том, что трудоустроить можно всех, - продолжает Салтанат Мурзалинова-Яковлева.- И среди нейротипичных есть люди, которым везде плохо. Также с особенными людьми. Но если по каким-то причинам не получается трудоустроить, надо организовать досуг, общение. Часто проблема в том, что среди тех, кто старше 18 лет , мало мотивированных людей. К сожалению, присутствует иждивенческое состояние, вбитое их родителями. Поэтому надо обучать и мотивировать подростков. Учить особенных и обычных детей вместе делать какие-то проекты.

Среди новых проектов Фонда - производство аксессуаров, открытие пекарни, работа ребят с ментальными особенностями в роли ассистентов, реабилитационная физкультура творческое тьютерство.

Общество становится более лояльным в крупных городах, предприниматели готовы брать к себе на работу. Стало рождаться больше детей с особенностями и когда это личная история, любой работодатель начинает задумываться- а что будет с моим ребенком, когда меня не станет?Каратист с ДЦП, чемпионка на коляске и феноменальный пианист: каких успехов добиваются юные казахстанцы с неограниченными возможностями

70 процентов не владели базовыми компьютерными навыками

c 2019 года общественный фонд "ITeachMe" центр развития компетенций реализует по стране очень востребованный проект для казахстанцев от 18 до 40 лет с особенными потребностями - «ITeachMe». Все началось с маленького пилотного проекта «Мир равных IT возможностей», при поддержке казахстанских бизнес-компаний. Его целью было изучить - насколько есть потребность в таких проектах среди молодежи?

-Мы реализовали уже шесть сезонов, на подходе седьмой, каждый год меняем, дополняем курсы, в зависимости от потребности потенциальных работодателей, опроса и запросов молодежи, - говорит директор Фонда Захира БЕГАЛИЕВА.- Если на третьем и четвертом сезонах это было три основных курса, то в пятом, шестом их теперь пять: SMM, копирайтинг, мобилография, UI/UX дизайн, motion дизайн.

За весь период обучили более 300 человек, из них более 80 процентов людей с особенностями . Мы стараемся создать инклюзивную среду , чтобы в проектах были и нормотипичные ребята, обе категории учились взаимодействовать друг с другом. Чтобы ребята, которые не имеют инвалидность, увидели, что ребята с особенностями ничем не отличаются , у них есть только медицинские, физические особенности, но, по сути, они такие же веселые, умные, творческие.

Все наши курсы на двух языках, но особый упор мы делаем на казахоязычный контент. Так же курсы переведены на жестовый язык, имеются сурдоперевод, титры, чтобы молодежь с нарушениями по слуху имела равные возможности для обучения.

-Насколько важно обучение особенных казахстанцев современным профессиям?

-Когда в 2020 году мы провели исследование, из 700 опрошенных лиц с инвалидностью, более 70 процентов не владели основными базовыми компьютерными навыками, элементарно не могли зайти на сайт e-gov. Потребность в подобных курсах очень высока. Сейчас люди с инвалидностью уже не сидят дома, как было 20 лет назад. Они хотят жить полной жизнью, чтобы их принимало общество в свои ряды как полноценных членов.

Мы сами хотим развиваться и быть частью этого общества, активного, энергичного, позитивного. Когда мы проводили 6 сезон, к нам поступило более 5000 заявок на обучение в проектах. Это огромный спрос. Мы не можем взять такое количество, поэтому проводим трехступенчатый отбор, включающий тестирование, интервью. Мы можем отбирать более 200 человек, часть отсеивается в процессе обучения.

-Вы оказываете содействие в трудоустройстве?

-Да, это наша прямая цель -дать профессиональные навыки, soft skills чтобы ребята могли коммуницировать с работодателями, чувствовали уверенность и свою инвалидность убирали на второй план, главное- человек, специалист, желание работать.

Как показывает практика, уже на половине пути проекта ребята начинают зарабатывать. Навыки SMM, коопирайтинга сейчас применимы в любой сфере. Любому работодателю без соцсетей сложно продвигать свои услуги, товары. Наши студенты начинают брать заказы, нарабатывать опыт, создавать себе портфолио.

Параллельно мы проводим работу с потенциальными работодателями. Есть курсы по этике коммуникации, по льготам, которые имеет потенциальный работодатель при трудоустройстве людей с особенными потребностями. Это комплексная работа по построению инклюзивного общества.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи