Утечка мозгов из Казахстана: что заставляет молодежь уезжать - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Утечка мозгов из Казахстана: что заставляет молодежь уезжать

Утечка мозгов из Казахстана: что заставляет молодежь уезжать

На сегодняшний день в зарубежных вузах учатся более 80 тыс. казахстанских студентов.

  • 26 Июня 2024
  • 12346
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе министр науки и высшего образования Саясат Нурбек в кулуарах правительства рассказал, какие страны выбирают для обучения казахстанские студенты. По словам министра, на сегодняшний день в зарубежных вузах учатся более 80 тыс. казахстанских студентов, передает медиапортал Caravan.kz.

«Больше всего студентов обучаются в России – свыше 60 тыс. В рамках программы «Болашак» у нас тоже свыше тысячи студентов сейчас, в основном в Великобритании, в европейских странах, также растет направление в США. Активно идет набор наших выпускников школ со стороны университетов Гонконга и Южной Кореи. Порядка 450 обучаются в Гонконге и 1 тыс. студентов в Южной Корее», – рассказал Саясат Нурбек.

Министр также объяснил продолжающийся отток казахстанских студентов за рубеж.

«В больших странах, у наших соседей, с хорошей системой образования, базирующейся на своих или международных стандартах, сейчас идет демографический спад, в той же Южной Корее, Японии, в Гонконге, Сингапуре. И сейчас активно из этих стран идет набор молодежи. То есть даже наши корейские партнеры не стали скрывать и сказали, что у них одна из задач – забрать самых талантливых студентов отсюда, чтобы они могли работать в Южной Корее. Мы на это согласились, ничего страшного, пусть опыт получат, тем более там проблему демографическую нам тоже надо решать», – отметил Саясат Нурбек.

Другой влияющий фактор, по мнению главы Миннауки, – качество национального отечественного образования. По этой причине сейчас министерство активно открывает филиалы зарубежных вузов в Казахстане, чтобы казахстанские выпускники могли получать образование по стандартам заграничных вузов на Родине. Проблема «утечки мозгов»: решится ли она в Казахстане

«Вот эта филиальная сеть — это и есть один из ключевых наших инструментов, чтобы поднять качество образования там, где наши региональные университеты ослаблены. И вот буквально за год-два уже программы другие, преподаватели иностранные, культура меняется, и самое главное, стандарты качества мы прямо сейчас очень жестко внедряем в процессы наших региональных университетов. Поэтому, если чуть-чуть дадите нам еще время, я думаю, два-три года, вы почувствуете прямо, как качество будет меняться», – заявил Саясат Нурбек.

Действительно, одной из ключевых причин, по которым наши студенты выбирают обучение за рубежом, является желание получить качественное образование и международный опыт. Россия, с ее широкой сетью университетов, территориальной близостью и относительно схожей культурной средой, представляет собой удобный выбор для многих. В то же время такие страны, как Великобритания, США и Южная Корея, привлекают студентов высоким уровнем образования, инновационными технологиями и перспективами трудоустройства на глобальном рынке.

Как отметил министр Нурбек, некоторые страны, испытывающие демографический спад, активно вербуют иностранных студентов, включая казахстанских, чтобы не только улучшить свои образовательные показатели, но и решить внутренние демографические проблемы. Южная Корея, например, видит в привлечении наших студентов возможность не только заполнить университетские аудитории, но и потенциально привлечь талантливую молодежь для работы в своей экономике. 

Однако такой массовый отток студентов из Казахстана вызывает ряд вопросов и проблем. Во-первых, это уязвимость национальной системы образования. Когда значительная часть молодых людей выбирает иностранные вузы, это может указывать на недостаточное доверие к качеству местного образования. Это сигнал для казахстанских университетов о необходимости пересмотра своих программ, улучшения инфраструктуры и усиления международных связей. Отсутствие стабильного дохода отбивает жажду знаний — социолог

Во-вторых, отток студентов может привести к более массовой утечке мозгов, особенно если молодые специалисты по итогу не возвращаются в Казахстан после завершения обучения. Это создает дисбаланс на рынке труда, где высококвалифицированные кадры, получившие международный опыт и образование, становятся дефицитом. В этом контексте важно разработать стратегии для привлечения этих специалистов обратно в Казахстан и создания условий для их профессионального роста на родине.

Тем не менее отток студентов за рубеж может также рассматриваться как возможность. Получение международного образования и опыта работы позволяет нашим студентам приобрести ценные навыки и знания, которые они могут привезти обратно в Казахстан. Это может способствовать развитию национальной экономики и повышению ее конкурентоспособности на мировом уровне.

Кроме того, казахстанские студенты, обучающиеся за рубежом, могут стать мостом между Казахстаном и другими странами, способствуя развитию международных партнёрств и сотрудничества. Особенно это актуально в условиях глобализации и растущей важности международных связей для развития науки и технологий.

Но что об этом думают представители экспертной среды? По мнению отечественного специалиста в сфере образования, педагога и историка Марата Идрисова, отток студентов за границу – это двусторонняя медаль.

«С одной стороны, это серьезный вызов для нашей системы образования и экономики. Массовый отток может указывать на недостаточное доверие к качеству местного образования и создает риск утечки мозгов, когда наши наиболее талантливые и перспективные представители молодежи не возвращаются на родину после учебы. Это может привести к дефициту высококвалифицированных специалистов и замедлению экономического и социального развития страны.

С другой стороны, есть и положительные аспекты. Студенты, обучающиеся за рубежом, приобретают ценные знания, опыт и международные связи, которые могут быть использованы на благо Казахстана. Их возвращение может обогатить нашу экономику и общество новыми идеями и подходами. Важно создать условия, которые будут стимулировать студентов возвращаться и применять полученные знания на родине. Таким образом, бороться с оттоком нужно не путем ограничений, а путем создания привлекательной среды для их возвращения и профессиональной реализации в Казахстане», — поделился мнением педагог.

Отвечая на вопрос, почему казахстанские студенты в большинстве своем нацелены на Россию, эксперт отметил, что РФ традиционно является привлекательным выбором для студентов из РК по нескольким причинам.

«Казахстан и Россия имеют общую историю, культурные связи и фактор владения русским языком, что делает обучение в России менее стрессовым и более комфортным для казахстанских студентов. Отсутствие языкового барьера, схожие культурные и социальные аспекты облегчают процесс поступления и адаптации в России.

Помимо этого в России есть много университетов, предлагающих качественное образование по доступным ценам. Российские вузы часто входят в мировые рейтинги, что делает их привлекательными. Стоимость обучения в российских вузах зачастую ниже, чем в западных странах, а наличие стипендий и программ поддержки делает их еще более доступными для казахстанцев», — отметил Идрисов.

Что касается 80 тыс. казахстанских студентов, обучающихся за рубежом, – это внушительная цифра, по мнению Идрисова, учитывая численность нашего населения и охваты отечественной системы образования.

«Предположу, что многие страны с большим населением могут иметь схожие или даже меньшие цифры. Это подчеркивает значительный интерес наших студентов к получению образования за пределами страны и, возможно, указывает на необходимость улучшений в нашей национальной системе образования, чтобы она соответствовала международным стандартам и удерживала талантливую молодежь в стране.

Возвращение студентов, получивших образование за рубежом, не менее важно для Казахстана. Эти студенты приносят с собой новые знания, технологии и методы, которые могут существенно улучшить нашу экономику и общество. Они могут стать лидерами в своих областях, способствовать развитию научных исследований, инноваций и внедрению лучших практик. Более того, они могут помогать налаживать международные связи, привлекать инвестиции и способствовать продвижению Казахстана на мировой арене. Для этого важно создать благоприятные условия для их возвращения: конкурентоспособные рабочие места, привлекательные социальные программы и возможности для карьерного роста. Поддержка и развитие различных программ играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая возможности для профессионального и личного роста наших выпускников», — отметил Идрисов.

Вместе с тем он уверен, что Казахстан имеет потенциал стать привлекательным местом для иностранных студентов.

«Наши вузы уже предлагают программы на английском языке и сотрудничают с международными университетами, что повышает их престиж и конкурентоспособность. Важно продолжать эту работу, улучшая качество образования, инфраструктуру и условия для иностранных студентов.

Развитие образовательного туризма может способствовать экономическому росту и культурному обмену, привлекать инвестиции и способствовать интеграции Казахстана в мировое образовательное сообщество. Важными шагами для достижения этой цели являются улучшение международного признания наших дипломов, участие в глобальных образовательных рейтингах и усиление академических связей с ведущими мировыми университетами», — подытожил Марат Идрисов.

По мнению другого казахстанского эксперта в сфере образования Кристины Лобановой, главные причины, по которым казахстанские студенты предпочитают обучение за рубежом, включают качество образования, международное признание дипломов, широкие карьерные перспективы и улучшение уровня английского языка. Лобанова подчеркивает, что зарубежное образование является более практикоориентированным и современным, тогда как казахстанское образование часто основывается на устаревших стандартах и теоретических подходах, передавал dknews.kz.

«Одной из главных причин является престиж. Родителям и студентам важно, чтобы диплом был признан на международном уровне. Кроме того, обучение за границей часто сопряжено с более высокими карьерными перспективами, высокими зарплатами и улучшенными условиями труда, что в конечном итоге способствует тому, что студенты остаются за рубежом после окончания учебы», — поделилась мнением Лобанова.

Она также указала, что около 90% студентов, уехавших на учебу за границу, остаются там работать.

«Причины: высокие зарплаты, хорошие условия работы и высокий уровень жизни. Студенты привыкают к этим условиям и не хотят возвращаться в Казахстан, где им трудно найти работу с аналогичными условиями и оплатой», — отметила Кристина Лобанова.

Лобанова отметила, что утечка мозгов негативно влияет на страну, так как это приводит к потере инвестиций в образование и нехватке высококвалифицированных специалистов. Это замедляет развитие различных отраслей экономики и снижает инновационный потенциал, поскольку многие талантливые ученые и исследователи уезжают работать за границу. Что такое синдром самозванца и чем он опасен

Она также подчеркнула, что зарубежное образование предлагает более современные и практикоориентированные программы. Студенты имеют доступ к лучшему исследовательскому оборудованию и материалам, а также могут учиться у преподавателей с большим практическим опытом. Это делает выпускников более конкурентоспособными на международном рынке труда.

«Наиболее популярными странами для обучения являются США, Канада, Великобритания и в последнее время — Арабские Эмираты. Эти страны предлагают высокое качество образования, международное признание дипломов и широкий выбор учебных программ», — отметила специалист.

Что касается снижения утечки мозгов, Лобанова считает, что необходимо адаптировать образовательную систему к международным стандартам, внедрить 12-летнее школьное образование, изменить подход к выбору предметов в средней школе, улучшить качество преподавания и учебных материалов, а также активнее развивать программы обмена и открытие филиалов зарубежных вузов в Казахстане.

«Эти меры могут помочь создать более конкурентоспособную систему образования, что будет способствовать удержанию талантливых студентов и специалистов в стране», — резюмировала эксперт.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта