Опубликовано: 510

Университеты в эпоху глобальных трансформаций

Университеты в эпоху глобальных трансформаций Фото - из открытых источников

На протяжении долгого исторического периода взаимосвязь между университетом и обществом существенно претерпела изменения. Если в самом начале своего пути университет был только местом получения знаний, то перейдя в зону интересов реализации государственной политики, он стал выполнять важные социальные функции, которые стремительно расширялись, охватывая не только сферу образования, но и экономические, политические процессы, формирование

культуры и мировоззрения.

В течение последнего века университеты превратились во влиятельные центры выработки нового знания, технологий, прогресса в различных сферах жизни. Если раньше об успехе университета судили по его достижениям в образовании и науке, то сейчас от университетов ожидают гораздо большего. Следовательно, эти ожидания общества стимулируют процесс трансформации учебных заведений, меняя форму и методы взаимодействия университетов со сферой науки, культуры, экономики, гражданским обществом.

Вместе с этим пришло понимание того, что университету тесно в рамках традиционных «миссий» – образовательной и научной. На первый план выходит гуманитарная составляющая – ответственность университета за осмысление глобальных процессов, происходящих в мире, выработку путей преодоления кризисов и ответов на главные вызовы современности.

В связи с этим миссия университетов, изменение их роли и влияние на развитие современного общества являются сегодня темами, активно обсуждаемыми во многих академических и политических кругах. Появление же концепции «третьей миссии» неизбежно привело к глобальным изменениям в деятельности самих университетов.

Сегодня университеты призваны сохранить и приумножить культурное и интеллектуальное наследие и предоставить к нему доступ для всех социальных групп, выступить драйвером новых производственных процессов, основанных на эффективных технологиях и разработках.

В силу влияния глобальных трендов современные высшие учебные заведения приобретают черты не только научно-образовательной организации, но и экономического субъекта, который предлагает на рынок вполне конкретный товар, пользующийся спросом. В такой конфигурации вузам предоставляется академическая свобода, расширяются функции и задачи, нацеленные на инновационность, предпринимательство, ориентацию на рынок труда.

Не так давно министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек заявил о том, что в Казахстане уже имеются несколько кейсов реализации концепции «третьей миссии» в стенах государственных университетов.

Так, с прошлого года в Кокшетауском университете им.Ш.Уалиханова стартовал проект «Серебряного университета». Сегодня в нем бесплатно обучается около 100 студентов предпенсионного и пенсионного возраста по таким направлениям, как казахский и английский язык, цифровая и компьютерная грамотность и многое другое.

В 2022 году в Московский международный рейтинг «Три миссии университета», созданный Ассоциацией составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence, вошло порядка 1800 университетов из 103 стран мира. Первую и вторую строчки заняли Гарвард и Массачусетский технологический институт, следом расположились Кембридж, Оксфорд и Университетский колледж Лондона. По данным рейтинга наибольшее количество лучших вузов мира расположено в странах Европы – это 593 университета или почти треть публикуемого списка. На долю Азии в этом году пришлось почти 30% лучших вузов планеты – 539 университетов. Из 11 казахстанских вузов, включенных в рейтинг только КазНУ им. Аль-Фараби вошел в список топ-900.

Однако важно отметить, что до сегодняшнего времени не был сформирован четкий список мероприятий осуществления «третьей миссии». Каждый университет выбирает свой набор направлений, по которым взаимодействует с внешним миром. Исследователи лучших практик указывают на три основных аспекта деятельности: трансфер технологий и инноваций, продолженное обучение и социальное участие.

Исходя из этого, следует вывод, что сегодня практически каждый вуз Казахстана имеет существенный опыт реализации проектов, подпадающих под основные критерии концепции «третьей миссии».

Но, насколько системно осуществляются эти проекты, каков коэффициент полезности для общества и самого университета - на эти вопросы все еще сложно дать однозначный ответ. К примеру, в некоторых учебных заведениях мы все еще встречаем тех, кто ставит знак равенства между понятиями «развитие гражданского общества» и «общественная работа», когда как последний термин, в отличие от первого, не имеет прямого отношения к «третьей миссии». Возможно, формирующаяся на нынешнем этапе государственного строительства новая политика в сфере высшего образования станет важным катализатором трансформации учебных заведений в соответствии с ожиданиями и запросами современного казахстанского общества.

Обозреватель А. Мирзоев

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи