Советская парадигма, зависимость от России, пожилые генералы: эксперты назвали проблемы казахстанской армии - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+23 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Советская парадигма, зависимость от России, пожилые генералы: эксперты назвали проблемы казахстанской армии

Советская парадигма, зависимость от России, пожилые генералы: эксперты назвали проблемы казахстанской армии

Как можно оценить сегодняшнее состояние казахстанской армии? И как казахстанское общество может минимизировать угрозу гибридной войны?

  • 11 Мая 2022
  • 38140
Фото - Caravan.kz

Азербайджанский военный эксперт Агиль Рустамзаде считает, что Казахстан, как член ОДКБ, как страна, имеющая по большому счету российскую тактику и российское вооружение, будет иметь одни и те же проблемы, которые возникли под влиянием российской военной школы.

«Российская военная школа является продолжением советской военной школы, которая иссякла буквально к 1980 году прошлого века в силу перестроечных процессов, а после – гибели Советского Союза. И российская армия не пошла путем глубокой модернизации концепции применения войск, она, как мы видим, воюет концепцией прошлого века – с массовым привлечением артиллерии, танков и самолетов. Западная военная школа же после 1980 года прошла три шага, трижды изменив концепцию применения войск, в соответствии с новшествами вооружений, новых технологий, сетецентрическими возможностями. 

Изначально у казахстанской армии уже есть минус – на тактическом и военно-техническом уровне она не является современной. Второе – будущее российской оборонной промышленности очень туманно. Российская «оборонка» переживает не лучшие времена, а после войны в Украине возможности оборонительной промышленности ввиду применения санкций значительно снизятся», отметил специалист.

Иными словами, по словам Рустамзаде, одна из основных проблем армии РК – это нахождение в парадигме прошлого века.

«Такие страны, как Турция и Америка, на протяжении долгого времени предлагали вам новое вооружение, новые системы, новые тактики. Но ваш генералитет – это люди пожилого возраста, люди советской закалки. А потому серьезные сдвиги начнутся тогда, когда казахстанская армия начнется реформирование»,подчеркнул эксперт.

Далее военный эксперт прокомментировал вероятность довольно популярных опасений, что после Украины Россия может переключиться на Казахстан, и дал в этом плане успокаивающий прогноз.

«У вас очень мотивированное общество. Казахи всегда очень хорошо умели воевать. В публикациях казахстанских СМИ я вижу, что ваше общество очень волнует мысль, что после Украины такая же ситуация повторится и в Казахстане. Но этого не произойдет. Инструменты российской армии сражаются в Украине, и с большой долей вероятности они будут уничтожены. Россия проиграет в Украине, и после этого поражения ей будет не до Казахстана»,высказал мнение специалист. Переключится ли Путин с Украины на Казахстан — эксперты

Также эксперт дал свое видение касательно того, несет ли для Казахстана угрозу Китай.

«В определенных, соответствующих условиях – да, но таких условий на сегодняшний день нет. Я вижу англосаксов, которые перекраивают новый мир. Страны, которые находятся под влиянием Российской Федерации, хотят они этого или нет – пройдут смену политической парадигмы. Будет, скажем так, избавление мира от «совка». И Казахстан частично входит в этот «совок», он является частьью его мировозрения. Но вместе с этим никто не будет ломать страны и укладывать их под Китай», подытожил Агиль Рустамзаде.

Безусловно, военная отрасль Казахстан нуждается в серьезном и масштабном реформировании – оно, скорее, даже жизненно необходимо в силу вполне объяснимых причин и сложившихся процессов. Но насколько обоснованы, справедливы и имеют место быть утверждения, озвученные зарубежным экспертом? Отражают ли они действительную картину тревожности и те пробелы и упущения, что нужно наверстывать модернизацией и новыми подходами в военном ремесле? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с бывшим заместителем командира бригады Нацгвардии по технике и вооружению, старшим преподавателем Военного института Внутренних войск МВД РК подполковником Ермеком Тусупжановым.

— Ермек Жумабаевич, первым делом хочется обозначить такой момент – насколько для Казахстана важна сильная, подготовленная, дисциплинированная и современная армия на сегодняшний день? И какие факторы диктуют эту необходимость?

— Ответ заключается в самом вопросе. Наверное, сейчас в обществе не осталось человека, сомневающегося в необходимости для Казахстана иметь современную, хорошо оснащенную и дисциплинированную армию. А определяющие факторы – суверенитет и независимость государства, его территориальная целостность и защита граждан от внешнего посягательства.

— Остановимся на мнении господина Рустамзаде. Давая свою оценку ВС Казахстана, азербайджанский эксперт обозначил целый ряд тезисов. С какими из них вы согласны, с какими – нет? 

— Да, я вынужден согласиться с господином Рустамзаде, что наша армия действительно пребывает в советской парадигме. Мы и вправду отстаем от современной тактики. И в военно-техническом плане наша армия нуждается в модернизации.

Насчет военной школы я бы ответил так: мы очень сильно устарели. Даже больше, чем российская военная школа. Россия в последнее десятилетие участвовала в боевых действиях, оттачивала свою тактику, совершенствовала вооружение, экипировку. Конечно, это не сравнимо с войсками НАТО, которое после распада СССР провело свыше ста боевых действий в различных регионах мира. Соответственно, у НАТО больше опыта, и тактика действий более совершенна. Казахстан же боевого опыта не имеет, как и опыта применения техники, вооружения. Нет опыта и в тактическом плане. Поймите, реальная война несопоставима с учениями. То, что происходит сейчас в Украине, яркое тому подтверждение. Там, в принципе, с обеих сторон участвует то самое советское или российское вооружение. И вполне успешно.

Что касается зависимости Казахстана от российской вооруженной промышленности – это не так страшно. Если мой коллега судит о несовременности по событиям Украины, то тут я должен возразить. Мне с самого начала военного конфликта в Украине было интересно, как Россия собралась воевать в белых перчатках, не запачкав их кровью. Высокоточное оружие – это всего лишь оружие. Россия не использует весь свой потенциал военной мощи. Странная какая-то война или спецоперация – отказ от главного правила войны «если не убьешь ты – убьют тебя». Не выводятся из строя стратегически важные объекты инфраструктуры, железные дороги, мосты, узловые станции. Хотя все они в области доступности ракет, авиации. Запад спокойно, составами оснащает военной техникой и вооружением украинскую армию. Вся беда в тактике и странной стратегии этой войны. Похоже, интересы бизнеса все еще остаются неприкасаемыми.

Отказываемся ли мы от передовой техники западных стран? Конечно, нет. Как и от их тактики ведения войны. Но мы должны взять именно то, что может быть полезно нам. Вооружение и техника в основном и определяет тактику и стратегию действий армии. Но мы окажемся полными глупцами, если будем полностью пользоваться чужой тактикой, о которой противнику известно все. Это заведомое обречение самих себя на провал. Да и в полной зависимости быть от западного или иного вооружения мы не можем. Нет гарантий, что мы когда-то тоже не попадем под санкции. К тому же тот же украинский опыт показал, что западное вооружение может запросто превратиться в металлолом. Те же «Джавелины» брошены в поле и достаются всем, кому не лень. Причина простецки банальна – сели батарейки. Обыкновенные литиевые батарейки. Замены нет, других не использовать, а заряжать их в поле нечем. То же самое происходит и с БПЛА (Беспилотный летательный аппарат – Прим. Ред.). Батарейки сели. Представьте себе, случись такое в Казахстане…. Откуда их привозить-то? Из-за океана? Тащить из Европы? Мы не отказываемся от более прогрессивной техники, но нам нужна такая техника, которая пригодилась бы в наших условиях, для нашей собственной тактики и стратегии ведения войны. Действовать по шаблону – значит обречь себя на поражение. А какой будет стратегия – тут уж придется думать не только старым генералам, но и молодому поколению. Беда наших генералов не в их образовании, дело в экономических и политических возможностях страны. Нет у нас потенциала развития ВПК (Военно-промышленного комплекса – Прим. Ред.). Еще раз повторю: тактику действия войск в первую очередь определяют вооружение и техника, а не седые генералы – от них требуется опыт. 

Сетецентрические возможности – тут я, пожалуй, полностью согласен. Интернет – это проблема армии, которая лишает ее одного из главных козырей – скрытности, внезапности боевых действий. Информацию о передвижении войск сейчас может обнародовать всякий, кому не лень. А WhatsApp могут запросто отключить — и военные останутся без связи. Передовые информативные технологии не всегда лучший союзник для войск. Если ваше вооружение и управление военными силами основываются только на технологиях, то проигрыш в войне заранее обеспечен.

— Вместе с тем ваш азербайджанский коллега подчеркнул, что в Казахстане очень сплоченное и мотивированное общество, а вместе с этим мы обладаем хорошим воинственным потенциалом. Согласны ли вы с этим? Вообще какие сильные стороны казахстанской армии можно выделить в первую очередь?

— Касательно боевого духа казахского народа – я тоже соглашусь. Это немаловажно. Но, как военный, могу сказать – этого, к сожалению, недостаточно. Закрыв грудью амбразуру, положения войск не спасешь. При современных технологиях к этой амбразуре еще и подобраться нужно. И самое главное – в войне побеждает не тот, кто погиб, а тот, кто смог выжить и победить.

— Если же мы порассуждаем о реформировании военной отрасли в нашей стране, то насколько это насущный и назревший вопрос? Какая модель, какое направление в усовершенствовании, модификации, на ваш взгляд, будут наиболее верными и правильными? И насколько глобальными должны быть эти изменения?

— Как видите, объективно сказать, сильна ли наша армия, устарела ли она – однозначно нельзя. Да и ни у кого таковой не может быть. Нужно учитывать много факторов, влияющих на ход военных действий. Во-первых, опыт ведения боевых действии среди личного состава. Во-вторых, наше географическое положение. Главное – наши степи. То, что работало в горах Кавказа или в лесах Украины, не будет работать у нас. Степи – наше преимущество, которое может оказаться слабостью противника. Даже средства ПВО в степи работают на полную свою мощь. Радары засекают цели вовремя. Нет естественных преград. Даже если цель летит на малой высоте. Так что хваленые БПЛА могут быть не очень эффективны у нас. Нужны будут только средства их поражения. Господство в воздухе – вот главная цель войны в степи. Тот же танк в открытой местности имеет преимущество перед «Джавелинами» – бьет дальше. Возможно, что даже устаревшая тактика в определенный момент у нас будет более эффективной. К тому же все новое – это хорошо забытое старое. Тактика степняков – стремительно передвигаться, покрывать за короткий срок большие расстояния – тоже может иметь свое продолжение в современной армии Казахстана. Главное – правильно подобрать коней, железных коней. Для нас не важны дороги, мосты. Нет непроходимых лесов, болот, горных троп. Маневренность – вот о чем забывать ни в коем разе нельзя.

Именно эти обстоятельства мы должны принять во внимание, реформируя, вооружая и вырабатывая тактику и стратегию наших войск. Но все же самое главное преимущество армии Казахстана – это народ. И, как ни странно, язык. Мы в совершенстве владеем двумя, а молодое поколение – тремя языками. Это немаловажно при управлении войсками и боем,подытожил Тусупжанов.