Сколько придется потратить денег, чтобы Казахстан реально стал «зелёным» - Караван
  • $ 492.14
  • 528.85
0 °C
Алматы
2024 Год
7 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сколько придется потратить денег, чтобы Казахстан реально стал «зелёным»

Сколько придется потратить денег, чтобы Казахстан реально стал «зелёным»

В сентябре 2020 года президент Токаев поручил до 2025 года высадить два миллиарда деревьев в лесном фонде и 15 миллионов - в населенных пунктах.

  • 22 Февраля
  • 11642
Фото - Caravan.kz

Как выполняется это поручение, данное в рамках национального проекта «Зеленый Казахстан», разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz. Напомним: из республиканского бюджета на него выделили более 22 миллиардов тенге. Еще 60 «ярдов» должны вложить областные и районные акиматы.

Согласно официальным ответам из госорганов нашей редакции, посадки идут относительно успешно: «показатель лесистости страны планируется увеличить с 4,9 %  до 5,1 %». А вот тут сомнения. Масштабные пожары прошлым летом уничтожили десятки тысяч гектаров вполне здорового леса в Костанайской и Абайской областях. А это – на минуточку! – кормовая база для животных и птиц. В поисках пропитания они вынуждены мигрировать туда, где можно добыть еду. Не исключено, что и за пределы Казахстана. Начинаем считать потери?

Прокомментировать ситуацию мы попросили депутата мажилиса парламента Сергея Пономарева. Он как раз в теме.

Цена «крысиных хвостиков» и исполнительской дисциплины

— В Алматы должны высадить миллион саженцев. Программа выполняется. Как в других городах? В Астане, Шымкенте, где нормальная исполнительская дисциплина, где к зеленым насаждениям относятся бережно – тоже. В других регионах куда хуже. Мы видим системное неисполнение программы. В министерстве экологии слегка лукавили, когда ее предлагали. Речь шла не о взрослых саженцах, а о сеянцах. Это 10-15-сантиметровые  ростки. Специалисты называют их «крысиными хвостиками». Высадить их в лесных массивах, на богаре – не проблема. Приживутся.

— А есть норма приживаемости?

— Где-то 65-70 процентов. Это очень неплохо в наших климатических условиях. Проблема в том, что у нас посадочного материала не хватает. В некоторых областях ситуация вообще швах.

— Как? В стране же десятки лесхозов!

— Ну, вот взять Костанайскую область, где в прошлом году был большой пожар. Там лесхозов почти не осталось, нет питомников, нет семян. Такая же ситуация в Павлодарской области, Улытау… Больше скажу. Многие питомники у нас давно приватизированы. Они переключились на другие виды деятельности. Поэтому сейчас «кормим» экономики других государств. Закупаем посадочный материал в России, Германии, Италии…У нас цена на сеянцы 500-1000 тенге в зависимости от породы, от вида. Импорт дороже. Поэтому планы по посадке не выполняются. Считаю, что программа под угрозой срыва. Не исключено, что ее придется продлевать.

— С лесными массивами более-менее понятно. А в областных и районных центрах? В некоторых есть проблемы с водой. Особенно на юге.

— Там надо учитывать местные реалии.

Вода – всему голова

15 миллионов деревьев требуют влаги. Где ее брать в населенных пунктах?

— Акиматы заключают трехгодичные договоры с частниками, — говорит Пономарев. — Там прописаны и полив, и уход. Если я не ошибаюсь, на каждое дерево выделено 2000 тенге в год. Если растение не прижилось, то контора обязана возместить его потерю за свой счет.

— А если болезни обнаружили?

— Ну-у-у (вздыхает)… Здесь уже сложнее. По поливу – если контора подписалась вырастить что-то, то либо будет покупать воду для полива, либо сделает капельное орошение. А по болезням…

— Поставлю вопрос иначе: у нас хватает дендрологов, специалистов по болезням деревьев?

— В сельскохозяйственных вузах есть лесные факультеты. Но туда мало кто идет. Зарплата – копеечная. Да, в прошлом году ее повысили. Но только руководителям и бухгалтерам, а не тем людям, которые непосредственно отвечают за экологию – лесникам, механизаторам… У них зарплата 120-130 тысяч тенге. Кто пойдет на такие деньги? Служебное жилье? Где-то, наверное, есть. Скорее всего, пустует. Связи, интернета нет. Начальство далеко, а проблемы близко. А вот по болезням насаждений – тут долгая история…

По мнению дендролога Адилбека Санжарова, в городах все упрется в нехватку воды.

— Если кто-то как-то договорится с местными властями – более-менее отобьют свои инвестиции. Вода с 11 февраля подорожала. Сеянцы и черенки требуют полива. Но я не вижу в городах позитива. Высадят  А что выживет – тут я прогноз давать не стану. По лесным массивам. Да, я знаю, что минэкологии создало интерактивную карту. Благодаря ей можно якобы видеть незаконные порубки, пожары, нелегитимные постройки. Но эта карта не спасла от прошлогодних пожаров. И где гарантии, что такое не случится в этом году?..

— Министерство финансов сообщило, что  «лесопитомникам субсидируют  до 50 % расходов на закладку и выращивание плантаций в промышленных целях быстрорастущих древесных и кустарниковых пород».

— А на какие породы и виды? По какой цене?

— Информации пока нет. Депутат мажилиса Сергей Пономарев сказал мне, что программа посадок под угрозой невыполнения. И добавил, что, возможно, ее придется продлевать.

— Не сомневаюсь! А во сколько обойдется продление республиканскому и местным бюджетам? Была версия, что прошлогодние пожары – поджоги. Скорее всего, это было выгодно «черным» лесорубам. Чтобы восстановить уничтоженное, нужны десятилетия. Крайних вряд ли найдут. Там очень большие деньги крутятся. Посадить сеянцы, черенки, саженцы – копейки. Срубить и продать деловую древесину – там уже миллионы крутятся. Вот и вся арифметика. Считайте, кому это выгодно. Ну и посмотрите, кто занимается экспортом леса из Казахстана…

У кроны должны быть здоровые корни

По словам Пономарева, в южных регионах посадки уже начались. Но вопросы остаются. В ответе министерства экологии на запрос нашей редакции в прошлом году сказано, что «для проведения посадок необходимо проведение почвенно-изыскательских работ в лесном фонде в целях определения лесопригодных площадей и разработки рабочих проектов по воспроизводству лесов».

Проведены ли эти работы? Кто их выполнял? Какие выводы и предложения сделаны? Пока нет ответа.

Еще: «Более 1,5 млрд деревьев (обратите внимание, именно ДЕРЕВЬЕВ, а не сеянцев, черенков и саженцев. – Авт.) будет посажено силами местных исполнительных органов… Основная доля лесов страны – 74 % — находится в их ведении… 251 млн – силами министерства экологии. Также предусматривается посадка 210 млн шт. деревьев силами природопользователей и иных инициативных групп». То есть планы по посадку будут перевыполнены. А сколько «посаженцев» выживет – это вопрос из другой оперы? Частники будут деньгами отвечать за каждое посаженное. А чиновники?

Минэкологии сообщило нам, что договор «по приобретению услуг с АО «Казахстан гарыш сапары» на создание интерактивной карты по посадке 2 млрд деревьев путем развития инфраструктуры пространственных данных лесного хозяйства на основе данных дистанционного развития земли из космоса» действует.

Насколько эта карта сегодня соответствует действительности?

По словам Адилбека Санжарова, не все породы и виды приживаются на пожарищах. Так что говорить о том, что программа выполняется – пока рано.

Да, очень важно. В ответе министерства финансов на запрос редакции четко сказано, что раз объемы посадок «запланированы в соответствии с научными рекомендациями и лесоводственными требованиями», то в республиканском бюджете до 2025 года дополнительные расходы не предусмотрены».

Кстати, случайно ли в прошлом году на руководителей лесхозов, заказников и прочих природных территорий открыли почти полтора десятка уголовных дел за незаконную вырубку леса, незаконную охоту на вверенных им участках, взятки и хищения? Ну да. Люди, как и деревья, тоже подвержены разным болезням.