Опубликовано: 1100

Проще и дешевле дать взятку, чем пытаться всё это выполнить – Джохар Утебеков о вопиющих нарушениях пожарной безопасности в ТРЦ РК

Проще и дешевле дать взятку, чем пытаться всё это выполнить – Джохар Утебеков о вопиющих нарушениях пожарной безопасности в ТРЦ РК Фото - из открытых источников

Известный юрист Джохар УТЕБЕКОВ поделился мнением о том, помогут ли проверки КЧС МВД РК наладить ситуацию с пожарной безопасностью и рассказал, что нужно изменить, чтобы жители нашей страны могли не переживать за сохранность своей жизни и здоровья находясь в ТРЦ.

После трагедии, произошедшей не так давно в Кемерово, когда в ТРК «Зимняя вишня» из-за пожара погибло 64 человека, Комитет по чрезвычайным ситуациям при МВД РК начал проверку всех торговых объектов на территории нашей страны. Все данные о проведенных инспекциях публикуются в открытом доступе на сайте комитета.

Не смотря на то, что проверка только началась, уже сейчас можно заметить, что во всех областях наблюдаются вопиющие нарушения правил пожарной безопасности. Например, в алматинском ТРЦ «Глобус» выявлено 21 несоответствие нормам, а на рынке «ТОО Жанет», что расположен в Акмолинской области, было зафиксировано аж 34 нарушения. Поэтому картина складывается довольно печальная.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с юристом Джохаром УТЕБЕКОВЫМ, который в последнее время, благодаря своему неравнодушию, стал своеобразным народным экспертом по вопросам пожарной безопасности. Юрист уже сейчас добровольно обошел множество алматинских ТРЦ и выставил свои замечания по каждому из них на своей странице в Facebook.

Именно поэтому господин Утебеков помог нам разобраться, почему в регионах дела с пожарной безопасностью обстоят куда хуже, чем в мегаполисах, а также рассказал, как с этим можно бороться.

Джохар УТЕБЕКОВ, юрист

- С запертыми эвакуационными выходами в Алматы и Астане более-менее разобрались – их начали открывать, но в регионах проблема осталась. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

-  Всё это очень легко объясняется. Во-первых, в Алматы ряд торговых домов отреагировали на трагедию в Кемерово и открыли эвакуационные выходы, но есть опасение, что это может быть временно. Возможно, что они привыкли это делать на время проверок. Во-вторых, в регионах уровень жизни населения ниже и это порождает такую проблему, как низкое качество менеджмента, управления, ниже компетенция администраторов, собственников, да и ниже сама правовая культура, культура безопасности. Также там элементарно меньше средств на привлечение в штат инженеров по пожарной безопасности.

Плюс ко всему более низкий уровень жизни влечет большую алчность и желание максимизировать прибыль любыми способами, в том числе и за счет перекрытия эвакуационных выходов. Если они закрыты, то соответственно меньше денег на охрану, ведь каждый открытый выход облегчает жизнь потенциальным ворам, также меньше денег уходит на отопление, ведь не надо ставить тепловую завесу, тратиться на подключение к электрическим сетям. Ну или бывают случаи, когда эвакуационные выходы начинают захламлять или же устанавливать там отдельные бутики/киоски

Получается, что противокражный и антитеррористический протоколы вступают в противоречие с правилами пожарной безопасности. Если первые два говорят: «Закрыть и никого не выпускать!», то последний показывает противоположную точку зрения.

К счастью, в Казахстане не такие строгие антитеррористические правила, как в России, поэтому в этом плане чуть легче. А с кражами, я думаю, надо бороться иными способами, а не перекрытием входов и выходов. Например, с помощью систем видеонаблюдения и не экономить на охране. Или же я видел способ, при котором эвакуационный выход просто ставят на сигнализацию. Он открыт, но он на пломбе с предупреждением, где четко написано, что если дёрнуть за дверь, то сработает сигнализация.

- В каждом из предписаний, выданных после проверок, есть пункт о том, что «проверяемый субъект в праве предоставить информацию о мерах, которые будут приняты для устранения нарушений в течение трех дней». Что происходит, если эта информация не предоставляется?

- По итогам предписания проводится уже внеплановая проверка и там уже изучается все ли предписания были выполнены. Соответственно, если проверка показывает, что они были не выполнены, то собственник будет повторно привлечен к административной ответственности уже за невыполнение предписания.

- В регионах, например, в том же Талдыкоргане, есть торговые дома, в которых найдено более 30 нарушений и существует мнение, что там уж точно ничего исправить нельзя и объекты надо закрывать. Возможно ли это с точки зрения закона?

- Если смотреть 410 статью КоАП РК «Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности», то можно заметить, что невозможно приостановить деятельность субъекта, даже если он нарушает правила пожарной безопасности повторно. Пожарная безопасность в казахстанских ТРЦ: шокирующие результаты проверки МВД РК

- А как по-вашему, это нормально?

- Это сложный вопрос. Все-таки здесь палка о двух концах, с одной стороны понятно стремление нашего правительства повысить инвестиционный рейтинг страны, улучшить предпринимательский климат, в том же рейтинге «Doing Business» продвижение достигается за счет снижения количества проверок и либерализации законодательства о предпринимательской деятельности.

С другой стороны, мы видим сферы, которые рискованно отпускать в свободное плавание, ведь чрезмерная либерализация тоже вредна. Поэтому здесь важно найти баланс. Мне кажется, что с привлечением Национальной платы предпринимателей надо пересматривать и реформировать законодательство. У нас, к сожалению, есть как масса противоречащих друг другу норм о пожарной безопасности и предпринимателю трудно в них разбираться. Некоторые требования чуть ли не заведомо невыполнимые…

- Многие говорят, что проще и дешевле дать взятку, чем пытаться всё это выполнить…

- Да-да. Причем реформирование законодательства о пожарной безопасности должно идти в двух направлениях и они не являются взаимоисключающими. Нужно пересматривать старые нормы, которые были оправданы ещё в СССР во времена плановой экономики, когда, грубо говоря, можно было содержать убыточное предприятие и вкладывать больше денег в пожарную безопасность, даже сверх необходимого – выполнять то, что в общем-то ненужно.

И с другой стороны, я хотел бы избежать термина «ужесточить законодательство», нужно регламентировать те общественные отношения, которые являются новыми и современными, но при этом выпали из поля правового регулирования.

К примеру, что показывает пожар в Кемерово? Ну как кинозал и детская площадка в принципе могли быть открыты на четвертом этаже? Ведь тут уже возникают вопросы о том, как детям надо будет спускаться в последнюю очередь до первого этажа и это при том, что не было выходов хотя бы на уровне второго этажа. Проверено на себе: насколько алматинские ТРЦ готовы к пожарам после ужасной трагедии в Кемерово

- А что насчет Казахстана?

- Если говорить уже применительно к Казахстану, то в Алматы уже на данный момент есть около 5 батутных парков, есть поролоновые ямы на детских площадках. Везде вот этот поролон, который является крайне горючим и опасным материалом, ведь его свойства заключаются не только в хорошем горении и выделении угарного газа, но и других вредные вещества, что только усугубляют отравление человека. В целом картина складывается такая, что детские центры и кинотеатры вообще никак не урегулированы, ни их размещение, ни наличие или использование горючих материалов. Поэтому нужно осовременить законодательство, требуется большая реформа. Правда очень жаль, что я не слышу ни от одного депутата или же от КЧС МВД РК предложений о том, что надо менять нормы.

Всё-таки тяжело этого слова избежать, но нужно ужесточить порядок проведения проверок пожарной безопасности. Ведь даже президент России Владимир ПУТИН обратил внимание на тот бардак с владельцем «Зимней вишни» в Кемерово, который всячески уклонялся от проверок, переведя свой бизнес в субъект малого предпринимательства. А ведь у нас происходит примерно тоже самое, ведь субъекты малого предпринимательства в течение трех лет со дня регистрации освобождены от каких-либо проверок, в том числе по пожарной безопасности. А нам, посетителям какая разница какой это субъект предпринимательства? Мы приходим в ТРЦ с детьми и хотим чувствовать безопасность независимо от того, кто им владеет. Этот субъектный критерий несомненно надо менять на объектно-предметный для проведения проверок по пожарной безопасности.

В общем, перед нами сейчас стоит большой вызов и, к сожалению, пока ещё не слышно, что кто-либо хочет начать реформировать законодательство по пожарной безопасности.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи