Опубликовано: 23800

Почему в ближайшее время импорт может убить казахстанскую промышленность

Почему в ближайшее время импорт может убить казахстанскую промышленность Фото - Caravan.kz

Кто говорил, что Казахстану продажа сырья важнее, чем экспорт готовой продукции, в которую вложен труд казахстанцев? Вы правы, так оно и есть.

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

На днях в Москве прошла встреча межправкомиссии по сотрудничеству между РК и РФ во главе с вице-премьерами Сериком Жумангариным и Алексеем Оверчуком. И Серик Макашевич предложил российской стороне рассмотреть возможность применения понижающего коэффициента по транзитному тарифу "Российских железных дорог" на перевозки угля и железной руды в направлении латвийского порта Вентспилс.

Действующий на сегодня ж/д тариф по РФ на перевозку угля и железной руды сдерживает увеличение объемов отправок казахстанского угля на экспорт. Так, в 2023 году объем экспорта отечественного твердого топлива, отправленного в порт Вентспилс, сократился на 60 %, или 1,5 млн тонн в сравнении с 2022 годом. Это связано со снижением цен в среднем с 350 долларов до 110 долларов за тонну угля на европейских рынках и действующими тарифами РЖД, что в совокупности создало неконкурентоспособные условия для казахстанских экспортеров.

Со своей стороны Казахстан готов рассмотреть вопрос снижения коэффициента по тарифам "Казахстанских железных дорог" на перевозки российского зерна по восточной ветке коридора "Север-Юг" в направлении стран Центральной Азии.

Ключевое слово, которое не прозвучало в этих трех абзацах, - «сам». Вице-премьер Казахстана сам предложил сделку.

Цены на уголь в Европе скачут, как и на все энергетическое сырье, но все равно остаются относительно высокими. На 31 января тонна угля в Австрии и Германии стоила 113 евро за тонну. Это немногим больше цены в Казахстане – 45 тысяч тенге за тонну. Фактически вся маржа – 13 евро за тонну. Но она позволяет угольщикам быть в плюсе.

Кроме этого, казахстанские карьеры нашей стране наращивают добычу угля после провала 2022 года. Тогда спрос на топливо был максимальный, так как в августе того года вступило в силу эмбарго Евросоюза на российский уголь.

На панике уголь вырос в цене до 300 евро за тонну, и трейдеры тащили топливо откуда придётся: кроме традиционных поставщиков из Индонезии, Австралии и ЮАР, появились варианты из Колумбии, Казахстана, Танзании и Нигерии.

По данным Eurostat, Казахстан в январе-мае 2022 года поставил в ЕС 1,5 миллиона тонн угля, что в два раза больше, чем за весь 2021 год. Но теперь уже в нашей стране образовался дефицит, и казахстанцы выстраивались в очереди, чтобы купить пару тонн угля. Общество возбудилось, и правительство поступило так, как оно поступает всегда: ввело запрет на экспорт угля для стабилизации цен на внутреннем рынке.

Осенью 2023 года стало известно, что правительство Казахстана подключилось к решению экспорта угля. В ноябре генеральный директор ERG в Казахстане Серик Шахажанов сказал журналистам, что «проблемы были определенные по транзиту через Российскую Федерацию, не с вагонами, именно по транзиту. Сегодня этим вопросом занимается и полностью помогает нам правительство, и более-менее вопрос решен». При этом «сегодня никаких проблем с обеспечением регионов Казахстана шубаркольским углем нет. Мы те потребности, которые согласовали с местными органами, выполняем на 100 процентов».

Казахстан может заменить российский уран для США — эксперт

С транзитом российского продовольствия все еще интереснее. После 2014 года, когда на Россию наложили санкции за Крым, Москва начала оглядываться по сторонам в поисках новых рынков сбыта. Начиная с 2015 года Россия успешно реализует программу продовольственной безопасности и теперь производит еды больше, чем может сама потребить. Это все надо куда-то продавать. А тут под боком Средняя Азия, где каждый год население растет на 1,5 млн человек. Замечательный рынок, который съест почти все излишки!

В 2022 году Россия предложила Казахстану проект по ускоренной доставке продукции АПК в Китай и Центральную Азию - “Агроэкспресс”. Главным подписантом с нашей стороны выступило министерство индустрии и инфраструктурного развития. А вот главную пострадавшую сторону – минсельхоз РК – обязались только уведомить о происходящем.

Идея, в принципе, проста: обеспечить быструю доставку скоропортящихся продуктов питания в Китай железными дорогами. За 2 года “Агроэкспресс” доставил из России в Китай миллион тонн продуктов питания: мясные изделия, кондитерскую продукцию, зерно и растительные масла. В Китай уходит по 1–2 железнодорожных состава в неделю.

Проект предложили масштабировать на уровне ЕАЭС. Коллегия ЕЭК разработала проект распоряжения Евразийского межправсовета. К проекту привлекли Узбекистан. Обсуждается присоединение Туркменистана и Таджикистана. Всё это позволит увеличить обороты до 500 тысяч тонн в 2024 году и 1 миллиона тонн в 2030 году.

Но когда наши экспортеры проект почитали, они густо прослезились. По проекту зерновиков, мукомолов и производителей растительных жиров из Казахстана просто выдавливали с двух наших главных экспортных направлений. Если не считать продажу нефти и угля. РФ всегда производила хлеба и масла больше, чем Казахстан, у нее будет преимущество за счет эффекта масштаба. Это означает, что “Агроэкспресс” будет прямо наносить ущерб экономике нашей страны. В итоге с проектом вроде отстали.

Что произошло такое, что заставило казахстанского вице-премьера самого предложить сделку, не очень выгодную для перерабатывающей промышленности страны?

"Предложение прозвучало. Российская сторона взяла тайм-аут на размышление. Давайте обсудим это позднее," - сказал в интервью «Каравану» Николай РАДОСТОВЕЦ, президент РОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана».

"Немного непонятна сама политика правительства. Чего оно добивается? Вроде президент говорит, что надо увеличить экспорт переработанных товаров. Рынки и так узкие, и для нас они практически потеряны. «Продкорпорация» хочет нарастить свое влияние на экспорте зерновых – то есть сырья. В то же время Жумагарин перекрывает экспорт и тем и другим, предлагая России снизить тарифы для экспорта грузов в Среднюю Азию. Тут происходит какой-то диссонанс. Понятно, что Россия сейчас ограничена в экспорте, и они пытаются завоевать Среднюю Азию. Сейчас тарифы для российских грузов и так невысокие: у нас на рынках присутствует российский импорт, их вагоны забивают тупики настолько, что мы не можем сами нормально отгружаться. Если тариф еще понизят, то для нас это будет катастрофа", – рассказала «Каравану» коммерческий директор ТОО “СевЕсильЗерно” Таисия КОЛЕГОВА.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи