Опубликовано: 870

Почему казахстанцы так избирательны к z-артистам

Почему казахстанцы так избирательны к z-артистам Фото - tv8.md

После вторжения РФ на территорию Украины российские артисты потеряли очень значительную часть рынка, где они могли организовывать концерты и выступления и, соответственно, зарабатывать внушительные гонорары. Особенно это коснулось тех, кто открыто поддержал войну, и, как следствие, многие из них решили отправиться в соседний и дружественный Казахстан. Только вот не всем здесь оказались рады.

15 февраля организаторы фестиваля «Жара» в Алматы сообщили о переносе мероприятия «в связи с политической ситуацией в стране и мире». Работники российского шоубиза пытаются провести это мероприятие в нашей стране с лета 2022 года, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

Изначально «Жара» должна была пройти в Азербайджане «в связи со сложившимися обстоятельствами», пишет «Радио Азаттык». В Казахстане же этот фестиваль окрестили «Z-батальоном» и призвали его бойкотировать. На нем, как правило, выступают поддержавшие российскую армию артисты, в том числе участники марафона «Zа Россию».  в мае прошлого года после активных протестов в Казнете в алматинском акимате ответили, что «заявка от организаторов на проведение мероприятия не поступала». А в начале лета на недовольства отреагировал теперь уже бывший министр культуры и спорта Даурен Абаев.

«Нам надо посмотреть контент, участников. Не буду скрывать, это серьезный и болезненный вопрос. Например, приезжают 20 артистов из любой страны. Мы должны смотреть высказывания всех 20 артистов, что они говорили раньше и по конфликту в Украине, и про Казахстан. Нам нужно найти баланс», - сказал тогда Абаев.

В итоге фестиваль, который должен был состояться в июле 2022 года, перенесли «на неопределенный срок».

Дату объявили в январе – организаторы убрали из афиши часть особенно горячо поддерживающих РФ артистов. Так, из афиши исчезли Григорий Лепс, Дима Билан, Ольга Бузова, Анита Цой, Лолита – те, кто так или иначе выступали с поддержкой войны. К слову, из афиши пропало имя и нашего, казахстанского певца Айкына Толепбергена – на своем августовском концерте он исполнил кавер на песню украинской группы «Океан Эльзы» и заявил, что все вырученные деньги отправит в Украину. 

Следующим сроком проведения фестиваля обозначили март 2023 года, но 15 февраля организаторы фестиваля снова сообщили о переносе «в связи с политической ситуацией в стране и мире». Правда, в какой стране, не уточняется.

После начала войны в Украине российских артистов не принимают во многих странах мира. К артистам по причине публичности и большой аудитории относятся с особым вниманием и персонально запрещают въезд в ту или иную страну. В Германии, например, 6 февраля был отменен тур поддерживающего войну Филиппа Киркорова. Жители создали петицию с требованием запретить проведение запланированных концертов Киркорову и еще нескольким артистам. Авторы петиции обратили внимание организаторов выступлений на указ украинского президента Владимира Зеленского о персональных санкциях на 119 российских медийных персон. Концерты каких российских zвёзд вслед за Гагариной могут отменить в Казахстане

Если же мы вспомним времена СССР, то культура была тогда очень мощным инструментом пропаганды и во многом осталась таковой сейчас и в современной России. В той системе культура рассматривалась исключительно как инструмент обслуживания власти и пропаганды на международном уровне У нас же в стране отмена концертов российских Z-артистов происходит по некоему выборочному принципу. Далеко ходить не надо и достаточно вспомнить отмененный «после многочисленных просьб» концерт Полины Гагариной, тогда как концерт Филиппа Киркорова в Астане и Алматы прошел на ура.

Из-за массовых протестов в соцсетях сорвался концерт Ларисы Долиной. Администрация площадки тогда уведомила, что «с учетом негативной реакции жителей Карагандинской области организатору будет отказано в подписании договора по предоставлению концертной площадки для проведения концерта Ларисы Долиной в городе Караганда».

При этом надо заметить, что и к концертам украинских артистов казахстанские власти относятся с осторожностью – в августе на благотворительном концерте с участием звезд из Украины у зрителей отбирали атрибутику с символами Украины.

В сентябре с концерта украинской группы «Нервы» выставили активистку в рубашке с надписью: про «русский военный корабль» и «Слава Украине!» и накинутым на плечи флагом Украины. По словам активистки, сотрудники сообщили, что им «сказали в акимате, что если участники принесут любую символику, концерт будет отменен».

В целом украинские артисты стараются не делать каких-либо заявлений на концертах в Казахстане. Например, украинская исполнительница Светлана Лобода на концерте в Казахстане пела о «силе Украины», но не делала никаких политических высказываний.

"Зачем казахам такое шоу?": казахстанцы недовольны проведением фестиваля с российскими звездами в Алматы

Сейчас в казахстанской культуре новый этап – своеобразный поиск собственного лица. Во-первых, в молодежной музыкальной культуре появилась мода, к примеру, на рэп на казахском языке – это очень важно, казахский язык становится модным, становится эдаким символом сопротивления, что не может не радовать.

В общем-то, политизация искусства – явление отнюдь не новое. На протяжении всей мировой истории искусство использовалось как средство политического самовыражения и активизма. Однако в последнее время (прошлое и нынешнее столетие в особенности) связь между искусством и политикой стала более выраженной. И причиной тому можно назвать целый ряд факторов. Во-первых, с появлением социальных сетей у артистов появилась более широкая платформа для выражения политических взглядов и взаимодействия со аудиторией. Во-вторых, политический климат во многих частях мира стал более противоречивым, и часто считается, что артист обязан занять какую-либо из сторон. И, наконец, роль искусства в обществе изменилась, и теперь многие люди рассматривают его как инструмент социальных перемен.

Однако политизация искусства привела и к поляризации общественного мнения в отношении творческих персон. Для одних не важно, является ли их любимый артист имперцем, социалистом, либералом, человеком с прокремлевской позицией и т.д., поскольку они любят артиста в первую очередь за творчество, которое существует вне политики. Другие же бойкотируют артистов, поддерживавших войну в Украине, высказывают неистовую разочарованность в них, отказываются слушать их песни, смотреть их фильмы, ходить на их концерты и представления и прочее. Иными словами, сейчас ситуация сложилась таким образом, что о певцах и актерах стали часто судить по их политической позиции, а не по творческим достижениям.

Любовь к российским знаменитостям в Казахстане также вполне объяснима. Во-первых, у России и Казахстана – общее культурное наследие, поскольку обе страны были частью Советского Союза. Это привело к прочной связи между двумя странами, включая и культурные ценности. Во-вторых, многие российские знаменитости популярны на постсоветском пространстве, и их популярность в Казахстане является частью более широкой тенденции. Третье – в нашей стране все же огромное влияние имеют и российские СМИ, что в свою очередь способствует продвижению и росту популярности российских знаменитостей среди казахстанской аудитории.

Но все же зависимость казахстанской публики от российских селебрити трудно измерить объективно. Да, они безусловно популярны, но маловероятно, что они оказывают существенное влияние на общественное мнение или политические взгляды. Однако они играют важную роль в формировании культурных норм и ценностей и могут содействовать межкультурному взаимопониманию между Казахстаном и Россией.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи