Опубликовано: 18400

"Отдаем детей в казахские садики и школы": как живут дунгане в Казахстане

"Отдаем детей в казахские садики и школы": как живут дунгане в Казахстане

В Казахстане проживает около 70-ти тысяч дунган. Но что мы знаем об их этносе? То что дунгане успешные земледельцы и трудяги? Выращивают лук и чеснок? На этом все?! Или тайны дунганского этноса пора уже приоткрыть? В одной стране живем как никак и трудимся на благо родного Отечества тоже вместе. И День республики отмечаем сообща. Мало кто знает, что дунгане тоже внесли свой солидный вклад и в экономику Казахстана, и в политику, и в дело по

укреплению дружбы между народами.

Однако обо всем по порядку. Недавно репортерская судьба забросила меня в Сортобе (Кордайский район Жамбылская область), где дунгане проживают компактно. Когда готовил репортаж с военных учений, то познакомившись с представителями дунганского этноса, был очень удивлен и восхищен гостеприимством, радушием сельчан, а главное готовностью прийти на помощь любому страждущему путнику.

Помощь подоспела вовремя

Есть в Сортобе одна семья, в которой Айша Идыбо и заботливая мать, и бабушка, и директор детского сада-яслей, и председатель этнокультурного объединения «Вынхуа». Айша сама водит автомобиль, возможно поэтому она и подошла к нам на трассе, чтобы оказать содействие.

- Добрый день, ребята, вижу помощь мастера вам требуется. Если что автослесарь толковый у нас имеется. Могу позвонить если что, вместе разберемся.

Разобраться сразу и тем более быстро не получилось. Наш репортерский внедорожник похоже встал намертво. Ситуация хоть плачь, хоть смейся: колесо пробито в двух местах, боковой порез как открытый перелом. Больно смотреть. Запаска осталась в гараже. Гараж далеко - километров за 250, в Алматы.

- Собирайтесь. Темнеет уже. Ночевать поедем к нам. В доме места всем хватит, - говорит незнакомка представляясь. – Меня зовут Айша Люшировна. Будем знакомы.

Гостей, даже таких случайных как мы, у дунган встречают так же как и желанных. Убедился. В доме вкусно пахнет едой. Ноздри щекочет запах перца, базилика, кинзы. На столе появляются чай, хлеб, мясо, салаты. Причем все блюда появляется быстро как бы ни откуда.

Понимаю, что кухня у дунган разнообразная, с острыми специями и пряностями. Вместо ложек и вилок - палочки. Как у китайцев. Но дунгане не китайцы. Интернет выдает - по одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой слово дунгань восходит к китайскому слову «тунькэнь» что означает «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем.

За чаем интересуюсь у Айши Идыбо, что же это за народ такой – дунгане. Хочу узнать из первоисточника в чем же состоит секрет щедрой дунганской души.

- Вы как журналисты должно быть знаете, что в 1877 году наши предки дунгане переселились сюда из Китая... А вообще на территории современного Казахстана сейчас проживает около 70 тыс. представителей дунганского этноса. В основном они сосредоточены здесь в Жамбылской области. Самое главная наша задача всемерно укреплять дружбу и согласие, мир и единство народов Казахстана. Я всегда говорю, что горжусь тем, что родилась в Кордайском районе Жамбылской области. Что я гражданка Республики Казахстан. Я казахстанка! Мы своих детей и внуков именно так и воспитываем. В таком духе. У нас такая большая страна, столько народов и столько традиций, культур. Мы общаемся и взаимно обогащаемся. Мы должны гордится этим.

Справка медиа-портала Caravan.kz: После образования в 1760 году наместничества Синьцзянь в составе Цинской империи в этом регионе появились мусульмане-хуэйцзу, которых и стали называть дунганами. Первые переселенцы из провинции Шэнси во главе с Биянху с огромными трудностями и большими потерями добрались до территории современных Киргизии и Казахстана в декабре 1877 года. Переселенцы сначала обосновались в селе Каракунуз расположенного в 8 км к северу от города Токмак. С 1965 года оно называется Масанчи.

- Мы бережно относимся к тому, чтобы сохранить свою культуру, обычаи и традиции, - продолжает Айша Идыбо. - Мало кто знает, что когда наши переселенцы, наши предки пришли в эти места, то здесь земля была вся в камнях. Дунгане собирали эти камни, возделывали земли. В результате их огромного труда земли здесь стали плодородными. В нашем этносе много знаменитостей, которые внесли вклад в развитие нашей Родины Республики Казахстан. В советское время среди дунган были председатели колхозов. К примеру, депутат Верховного Совета Казахской Исмар Джинхунович Манезов. Слава о его колхозе «Коммунистический» гремела не только по Казахстану но и по всему Советскому союзу. При нем колхоз принимал участие на выставке ВДНХ в Москве. За большие заслуги Манезов был награжден орденом «Дружбы народов», многими медалями и почетными грамотами. Сегодня Исмара Джинхуновича нет с нами, но его имя останется в памяти всех дунган и представителей других народов навсегда. Так же широкую известность во времена СССР получил колхоз «Комминтерн», председателем которого долгое время был Исхар Юсупович Лоу. Он возглавлял Ассоциацию дунган Казахстана, был акимом Масанчинского сельского округа, членом Ассамблеи народов Казахстана. В Сортобе был создан первый дунганский ансамбль народных инструментов. Он ездил со своей программой даже на Кубу и в другие зарубежные страны. Этот ансамбль до сих пор существует. Он единственный такой в Жамбылской области. Представители нашего этноса Абдуталып Аширов и его сыновья прославились в медицине. Таких династий у нас очень много. К примеру, династия семьи Джинбаровых. Сулейман Джинбаров - кандидат медицинских наук, бывший главный врач больницы села Сортобе. Сейчас по его стопам идут его внуки. Или династия учителей - семья Янгуй в нашем селе. Семья Юсуповых, среди которых Исмаил - кандидат юридических наук. У нас в народе есть и свои профессоры - Исмаил Юсупов и Рашид Бакиров. И депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Шакир Хусаиновия Хахазов и Ильяс Юсупович Буларов. Он занимается депутатской деятельностью, решает многие социальные проблемы, делая депутатские запросы, укрепляя единство нашего народа. Есть династия экономистов, к которой относится семья Лугмара Харкиевича Буларова. Его дело продолжают племянники и братья. Эти экономисты вносят свой весомый вклад в развитие Казахстана. Наш земляк воин-интернационалист Леджер Вейсер - кавалер ордена Красной звезды, прошел Афганистан, был депутатом Верховного Совета СССР, учителем начальной военной подготовки в школе. Меценаты, активисты нашего этноса, мы все активно занимаемся благотворительностью. К примеру, в селе Масанчи под руководством Исмара Фунчи, Алима Малиева, Исмаила Уджура работает группа «Ихляс». Есть еще группа «Молодежь села Масанчи», которую возглавляет Эрсмане Усыров. Они тоже успешно реализуют благотворительные социальные проекты для улучшения жизни села. В селе Сортобе благотворительные акции проходят под руководством Яхуса Чешанло, Тахира Есарова, Рамазана Парса. И по нашему Кордайскому району они проводят благотворительные акции. Я долго вам могу рассказывать об этом. Мы дружно здесь живем.

Службе в армии – зеленый свет

Леджер Вейсер проживает в этом же селе по соседству с Айшой, то есть неподалеку от того дома, где мы остановились на ночлег. Решаю взять у него короткое интервью и напрашиваюсь к воину-интернационалисту в гости.

Как у бывшего военного, в доме у Леджера Вейсера и на огороде идеальный порядок. Он также как большинство дунган занимается земледелием, но разговор у нас начинается не о чесноке и луке, а о детях и их образованности.

- Я долгое время преподавал в школе. Дети у нас в Сортобе очень хорошо учатся, - делится Леджер. - В этом году среди представителей нашего этноса четверо закончили школу с алтын белги. С красными аттестатами тоже много ребят. Молодежь стремится к знаниям. Стремятся получать высшее образование и примеров этому очень много.

- Леджер Марович, а служат как ваши ребята в армии?

- Добровольцами в армию уходят как положено, не увиливают от службы. С желанием идут служить. Отказников у нас среди дунган никогда не было и надеюсь не будет. Служба в армии – дело важное для государства потому молодежь свою мы к армейской службе готовим серьезно. По контракту молодые ребята проходят службу в погранвойсках, в полиции служат. Знаменитости тоже есть. Полковник Гащи Сулиевич Машанло работал начальником управления по расследованию особо опасных преступлений Следственного департамента МВД РК. Он почетный работник прокуратуры Республики Казахстан. Спортсменов тоже готовим на уровне чемпионов мира.

- Кто эти спортсмены?

- Исмаил Люшанло, Ислам Маянху, Шамиль Фушанло. Недавно в Италии состоялся чемпионат мира по кикбоксингу. В состав национальной сборной нашей страны вошли воспитанники тренера Исмара Люшанло. Один из них завоевал золото, двое других – серебро. Отличный результат.

- О Биянху расскажите что сами знаете. О нем еще очень мало, что известно у нас в Казахстане.

- Вы можете из первых уст услышать о нашем народном герое. Его правнук проживает здесь же не далеко от нас. Можем прямо сейчас съездить к уважаемому Биянху Арсме Люваевичу.

Едем. Когда еще выпадет такой случай пообщаться с родственником легенды дунганского этноса.

Когда мы среди ночи добрались-таки к правнуку Биянху, то и он не стал отказываться от интервью, а гостеприимно распахнул поздним гостям двери своего дома.

 

- Раньше у нас одна была страна на всех, одна Родина - Советский Союз. Но затем по воле случая этот союз разделился на разные суверенные государства. Мы в Казахстане живем. Не жалуемся, - начинает разговор Арсма Биянху. - Мы вообще никогда и ни на что не жалуемся. На свои силы надеемся всегда. То что наш великий прадед привил нам такое воспитание не надеяться ни на кого, а помогать друг другу кто бы не был - это традиция. И мы ее свято сохраняем. Живем не тужим. Соседи помогают когда надо и мы им тоже. Это наша главная забота – сохранять человечность. Вот это главное! Хрупкий мир зависит только от нашей человечности.

- Арсма Люваевич, расскажите кем был для вас героический прадед и что он завещал дунганам?

- Вы уже знаете, что мой прадед Биянху был одним из руководителей восстания против Циньской династии. 18 лет длилось это восстание. В каждой битве и схватке Биянху был всегда впереди, воодушевляя всех своим примером. Он постоянно появлялся там, где его отряду угрожала наибольшая опасность. Весьма часто уже его неожиданное появление среди ослабевающих в неравном бою соратников решало битву в пользу дунган, несмотря даже на гораздо большую численность неприятеля. Биянху не славился ни богатством, ни знатностью рода, но был и остается народным героем. Память о Биянху будет жить среди дунган вечно. О нем сложены легенды и сказки потому, что он был истинным защитником своего народа.

- Как вам сейчас живется в Казахстане?

- По воле Аллаха мы попали на эту благодатную землю, где нас встретили, помогли выжить. У моего прадеда было шестеро сыновей. У моего отца 12 детей, я самый старший. У меня у самого сейчас 23 внука! (улыбается). Исходя только из этого можно сделать вывод как наша жизнь здесь складывается. В селе Масанчи потому и был установлен памятник благодарности казахскому народу от дунганского народа. Сейчас мы хорошо живем. Дома у нас есть все. Мир надо сохранить. Он хрупким стал.

Завтрак у акима

На ночлег к Айше Идыбо мы вернулись далеко за полночь. Впечатлений от встреч и знакомств с дунганскими семьями, традициями, обычаями и историей осталось много.

- Айша, в чем секрет дунганской души? Вы пригласили к себе в дом незнакомых людей, накормили, напоили, обогрели. Правнук легендарного Биянху нас встретил как почетных гостей…

- Ну а как иначе? Мы все так воспитаны. Наши родители старались воспитывать нас ответственными, честными, справедливыми. Они учили нас быть человечными и в первую очередь всегда помогать людям. Так и живем. Я возглавляю областной дунганский культурный центр. Он был создан профессором Бакировым Рашидом Бакировичем. Целей и задач много. Основная – крепить согласие, мир, единство народов Казахстана. Сохранение обычаев традиций своего этноса . Сохранение языка. Ставим целью изучение государственного языка. Молодежь очень заинтересована в этом вопросе. Очень большая проводится благотворительная работа нашими меценатами. Это и строительство домов, и оказание материальной помощи в подготовке детей к школе. В нашей ассоциации работает совет старейшин, совет матерей, совет аксакалов. Молодежное крыло. У каждого свои функциональные обязанности. И все мы работаем на результат. Я еще являюсь депутатом маслихата в Кордайском районе. Большую работу проводим и по благоустройству мемориала Кенесары хана, который находится в нашем Кордайском районе.

Помогаем всем и ценим дружбу

Утром нас, заезжих алматинских журналистов, в свой дом на завтрак пригласил аким сельского округа Сортобе Рустам Фушанло.

- У нас 25 тысяч населения в двух поселках Сортобе и Булар-Батыр. Основное занятие жителей - земледелие. На поливных землях выращиваем картофель, чеснок, лук, овощи. Так же занимаемся скотоводством, животноводством. В округе два кирпичных завода, три аптеки, шесть автомоек, 50 магазинов. Хочу заметить, что спиртные напитки в них не продают. Пьющих в наших селах нет. Большую помощь в решении социальных вопросах оказывает Ильяс Юсупович Буларов. Будучи акимом села он последовал примеру своего деда Булар батыра, который для освоения земли прокопал вместе с жителями 20-ти километровый канал. Эту рукотворную речку назвали «желтой рекой». Она была любимом местом купания для жителей нескольких сел. Так вот Ильяс Юсупович Буларов совместно с жителями сельского округа при содействии имама Губара Паншарова здесь в Сортобе на свои средства пробурили семь скважин и провели водопровод тем самым обеспечив жителей питьевой водой.

- Все знают, что мы можем заниматься земледелием хорошо готовить и вкусно, но мы можем еще и другими делами заниматься, - вступает в разговор председатель республиканского объединения юридических лиц «Республиканский этнокультурный центр дунган Казахстана Зайнудин Махусеев. – Можем работать в госорганах и в других учреждениях, в армии делать карьеру. Развитие должно идти в разные стороны.

- Зайнудин, какие конкретные задачи вам приходится решать?

- Мы первый этнос дунган, который входит в ассамблею народов Казахстана. Мы вносим свою лепту в мир и согласие. Моя задача, чтобы наш этнос был примером для других этносов. Первая наша цель поднять на должный уровень образование детей. То есть поставить задачу, чтобы у нас было больше студентов в высших учебных заведениях по разным направлениям. Время требует грамотных людей. Тех людей, которые образованы в той или иной сфере деятельности для работы. Второе - это изучение государственного языка. Наше объединение должно реализовать этот план и в течение пяти лет охватить большую часть этноса по изучению госязыка. В Жамбылском районе в трех местах мы организовали классы по изучению госязыка. В Алматы, в поселок Рахат. Там проживает наш этнос и там мы организовали курсы на бесплатной основе. Мы знаем важность этого направления. Наши люди очень заинтересованы изучением государственного языка. Большая часть молодежи говорит на казахском языке, детей своих отдают в казахские группы в садиках и в казахские классы в школах. Областная ассоциация дунган «Вынхуа» проделывает огромную работу по укреплению мира, дружбы и согласия в нашей стране. Оказывает большую помощь нуждающимся, успешно занимается благотворительной деятельностью. Мы делаем все и для развития языка, и для сохранения традиций народов Казахстана. Почти 145 лет прошло после переселения наших предков из Китая на эту благословенную землю. Наш этнос занимаемся делом, вносит свою достойную лепту в процветание Казахстана. Мы сохраняем традиции дунган, бережем свою культуру, помогаем всем и ценим настоящую дружбу.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи