Обнаружена самая быстрорастущая черная дыра за последние 9 миллиардов лет

Обнаружена самая быстрорастущая черная дыра за последние 9 миллиардов лет Фото - NASA

Ученые обнаружили чрезвычайно яркий объект, питаемый сверхмассивной черной дырой, с помощью телескопа Кунабарабран.

Астрономы считают, что обнаружили самую быстрорастущую черную дыру за последние 9 миллиардов лет, сообщает Caravan.kz со ссылкой на The Guardian.

По их оценкам, сверхмассивная черная дыра поглощает эквивалент одной Земли каждую секунду и имеет массу в 3 миллиарда солнц.

Ученые обнаружили чрезвычайно яркий квазар - класс астрономических объектов, являющихся одними из самых ярких в видимой Вселенной, светящийся объект. Он питается от сверхмассивной черной дыры. Открытие сделано с помощью обзора южного неба SkyMapper, через 1,3-метровый телескоп в Кунабарабране. Это Новый Южный Уэльс .

Объект — J114447.77-430859.3, или сокращенно J1144 — в 7000 раз ярче, чем весь свет Млечного Пути. Военные базы США в Казахстане: от фактов до истерики в российских СМИ

Ведущий исследователь доктор Кристофер Онкен из Австралийского национального университета сказал, что сверхмассивная черная дыра находится, дословно, «относительно на полпути через Вселенную».

«Свет, который мы видим от этой растущей черной дыры, шел к нам около 7 миллиардов лет», — сказал он. Этот большой взрыв произошел примерно 13,8 миллиарда лет назад.

Ученые обнаружили, что J1144 был самым ярким квазаром за последние 9 миллиардов лет космической истории. Есть и другие черные дыры аналогичного размера.

«Все они, как правило, возникли гораздо раньше в истории Вселенной, где слияния галактик были гораздо более распространены», — сказал Онкен.

Причина необычной светимости J1144 до сих пор неясна. «Возможно, две большие галактики столкнулись и направили много газа в сторону черной дыры», — сказал Онкен.

«Люди искали эти растущие черные дыры с начала 1960-х годов», — сказал он, добавив, что на сегодняшний день обнаружено и занесено в каталог около 880 000 из них. «Тот факт, что что-то столь яркое ускользнуло от многочисленных поисков, которые проводились на протяжении многих лет, весьма примечателен».

Почему J1144 так долго ускользал от определения местонахождения? Возможно, частично из-за его положения в ночном небе. «Исторически сложилось так, что люди избегали смотреть очень близко на плоскость эпохи Млечного Пути. Потому что там так много звезд, так много “космического мусора”, что было очень трудно найти что-то более далекое», — сказал Онкен.

«Были поиски, которые переставали вестись на 25 градусов… или даже на 20 градусов от плоскости Млечного Пути. Этот источник находится на расстоянии 18 градусов».

Хотя сами черные дыры невидимы — их гравитация настолько велика, что даже свет не может их покинуть, — их можно наблюдать благодаря материи, которая вращается вокруг них.

Доктор Фиона Пантер, астроном по гравитационным волнам из Университета Западной Австралии, не участвовавшая в исследовании, описала черные дыры как очень, очень грязных пожирателей… если в черную дыру попадает много газа и пыли, он на самом деле выплюнет это.

«Обычно мусор выплевывает массивными струями… квазары — это особый тип струи черной дыры», — сказала она.

По словам Пантер, почти каждая галактика во Вселенной имеет в центре сверхмассивную черную дыру.

В то время как ничто за горизонт событий не может ускользнуть, черные дыры «не обладают какой-либо особой притягивающей силой, кроме их гравитационной способности притягивать к себе предметы», сказал Онкен.

«В Млечном Пути, нашей собственной галактике, есть черная дыра, которая в 4 миллиона раз больше Солнца»,сказал Онкен.

J1144 достаточно яркий, чтобы его увидели астрономы-любители. «Если вы хотите увидеть это своими глазами, вам, вероятно, понадобится телескоп диаметром от 30 до 40 см», — сказал Онкен.

J1144 был впервые обнаружен Адрианом Люси, докторантом, во время поиска близких пар двойных звезд в Млечном Пути.

Исследование еще не прошло рецензирование; оно было опубликовано в виде препринта. Это версия исследовательской работы, размещённая авторами в открытом доступе до или после публикации в рецензируемом научном журнале. А затем отправленная в издательство Астрономического общества Австралии.