О чем договорились две Кореи и Казахстан - Караван
  • $ 477.62
  • 527.67
+18 °C
Алматы
2024 Год
12 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О чем договорились две Кореи и Казахстан

О чем договорились две Кореи и Казахстан

Останки легендарного героя Кореи Хон Бом До, последние годы жизни прожившего в Кызылорде и здесь же похороненного в 1943 году, из Казахстана перевезли в Корею, где перезахоронили на национальном кладбище города Тэджона.

  • 29 Августа 2021
  • 2514
Фото - Caravan.kz

– Церемония передачи останков героя Южной Корее, конечно, была одним из самых значимых событий последнего времени в регионе и очень важным для местных жителей, почитающих Хон Бом До, – рассказывает член Кызылординского областного филиала Ассоциации корейцев Казахстана Денис ПАК. – Волнительно было чувство причастности к большой политике, ведь решение о возвращении праха Хон Бом До на родину принималось на уровне глав государств, и тут все мы, наблюдавшие момент передачи останков, увидели результат множества переговоров. Включая даже переговоры Южной Кореи и Северной Кореи, ведь генерал родился в Пхеньяне, а на перезахоронение его останков претендовал как раз не Север. Но две Кореи договорились, и Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ в ответ на это согласие принял решение о возвращении праха Хон Бом До народу Кореи. И, конечно, долго и тщательно готовились в церемониальным действиям здесь, в Кызылорде. Наконец, всё свершилось. Народ Южной Кореи получил возможность приходить к могиле своего национального героя, а для нас Хон Бом До остался замечательной личностью из истории края. В Кызылорде есть мемориал Хон Бом До, есть улица его имени – спроси, наверное, любого образованного жителя нашего города, и он расскажет о судьбе генерала. Ведь большинство из нас любят свой регион, свой город, совершенно необычную историю многонационального населения Приаралья.

Хон Бом До был уникальным человеком, одной из ключевых фигур антияпонского сопротивления в Корее конца XIX – начала XX века.

Напомним, в XIX веке в японском обществе существовала идея о необходимости аннексии Кореи. В 1873 году ряд японских политиков призывал правительство к походу на Корею. Идея не была принята – правительство решило, что у Японии для этого недостаточно ресурсов.

Конкурентами Японии за влияние в Корее были Россия и Китай (империя Цин). Но, одержав победу в Японо-китайской и Русско-японской войнах, Япония получила возможность единолично проводить политику в отношении Кореи, и 17 ноября 1905 года между Японией и Кореей был подписан договор, превращавший Корею в протекторат Японии. А 22 августа 1910 года – договор о присоединении Кореи к Японии. Через 7 дней он вступил в силу, и Корея стала японской колонией. Колониальный период закончился после капитуляции Японии во Второй мировой войне.

Десятки лет власть в Корее принадлежала японскому генерал-губернатору, и, кстати, это колониальное время было отмечено высокими темпами экономического роста, формированием основ индустрии, увеличением продолжительности жизни населения, развитием системы образования. Но корейцы подвергались дискриминации по национальному и культурному признаку. И вооруженными группами корейцев велась партизанская война антияпонского сопротивления, героем которой и был Хон Бом До.

– Лучше всего, кстати, о биографии этого революционера рассказывает… он сам, – подчеркивает Денис Пак. – Ведь в истории сохранилась автобиография этого человека, написанная им 4 июля 1932 года в СССР, на Дальнем Востоке, в селе Сентухинка.

Приведем текст документа практически полностью:

“Я, Хон Бом До, родился в 1868 году 27 августа в Корее, г. Фенъян (Пхеньян), в семье бедных родителей. Лишился в детстве, когда мне исполнилось 8 лет, своих родителей, воспитывался и работал до 15-летнего возраста у родного дяди.

С 1883 по 1887 год служил в пехоте сигналистом в г. Фенъяне, а с 1888 по 1893 год работал на бумажной фабрике в с. Чоннен округа Суан провинции Хванхайдо.

В 1894 году в деревне Максир (рядом с табачным селением Чоннен), лишив жизни трех корейцев, являвшихся сторонниками японского монархизма, бежал из села Чоннен, где я тогда работал на бумажной фабрике, в горное селение Червон провинции Канвондо, где я впервые организовал отряд инсургентов из 300 человек для борьбы с японским хищником.

Вехи пути борьбы с последними были намечены – увеличивая отряд количественно, довел его численность до 1400 человек, развил кровавую борьбу с империалистами Японии с 1894 по 1899 год в провинциях Канвондо и Хамкен.

С 1900 по 1903 год в горном местечке Ансан, Пукчен провинции Хамкендо, занимаясь земледелием, усовершенствовался в стрельбе. В 1904 году в городе Пукчен был японцами пойман и заключен в тюрьму, откуда через 6 месяцев мне удалось убежать.

Дальше, с конца 1904-го по 1913 год, снова вел борьбу с японцами в округах провинций Хамкендо, Капсан, Тяндин, Тенфен, Хамхын, Хонвен, Самсу, Ивен, Танчен, Мусан, имея отряды в 2 500 человек, сосредоточившиеся там же, в горных захолустных местах.

В 1913 году, в июле, будучи преследуемым японцами и не имея возможности сражаться дальше в Корее, перебрался на нынешний Советский Дальний Восток, где пробыл до 1919 года в надежде на то, чтобы нам, как тогда мыслил я, нужно получше вооружиться и побольше запастись военприпасами для дальнейшей борьбы с поработителями Кореи.

В 1919 году, в сентябре, когда здесь, на Дальнем Востоке, запрещалось вести открытую борьбу с интервентами, я с набранным в Суйфунском районе из бывших моих сотоварищей по борьбе с японскими хищниками отрядом в 150 человек, направился в Северную Маньчжурию, уничтожая на пути к последней встречавшиеся с нами шайки китхунхузов и белобандитских разведчиков на советской территории (местность Айндэк). Прибывший в Северную Маньчжурию с отрядом и увеличив его численность до 1 500 человек, сражался в 1920 году в местностях Пон-укоб, Нотхугоу, Понмингоу, Чесчан, Удуянч.

В 1921 году, в январе, терпя нужду в боевых припасах, преследуемый превосходящими в сотни раз численно и качественно полчищами японцев, я со своим отрядом бойцов в 700 человек из Маньчжурии перешел на советскую территорию в Иман, где оставил часть бойцов. А с остальной частью – 220 человек партизан – я поехал в город Свободный по приказу командующего 2-й армией.

В городе Свободном я с отрядом влился в отряд Каландарашвили, и с последним прибыл в мае месяце в Иркутск, где я был тогда назначен командиром 1-го батальона корбригады 5-й армии.

В 1921 году, в ноябре, я поехал в Москву к Ленину в качестве делегата – представителя от корпартотрядов, с докладом о возникшем в 1921 году в Свободном между корпартотрядами кровавом инциденте. Из Москвы вернулся в Иркутск в феврале 1922 года

С 1923 по 1927 год занимался земледелием в Калининском районе, и там же в 1927 году вступил в партию, а с 1928 года по н/в работаю в Ханкайском районе в коммуне “Звезда Ханки”.

– В Москве, кстати, Хон Бом До был награжден именным оружием – пистолетом от имени Реввоенсовета РСФСР, – уточняет Денис Пак.

В Кызылорду революционер попал в 1937 году во время массового переселения корейцев с Дальнего Востока на казахские и узбекские земли.

В августе 1937 года Совнарком и ЦК ВКП(б) выпустили совместное постановление № 1428-326 за подписями Сталина и Молотова “О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края”. Уже через несколько недель началась одна их первых в СССР депортаций по этническому принципу. Власти СССР объяснили ее тем, что в июле 1937 года японские войска вторглись в Китай, который тогда был союзником СССР, а Корея с 1910 года была частью Японской империи. При этом значительная часть корейского населения на Дальнем Востоке не имели паспортов СССР и фактически являлись подданными японского императора.

В те годы на Дальнем Востоке СССР проживали 172 тысячи этнических корейцев. Все они были выселены.

– При этом не озвучивалась еще одна причина переселения советских корейцев с Дальнего Востока в Приаралье и, например, Прибалхашье, – отмечает Денис Пак. – Корейской диаспоре надлежало наладить рисоводство в этих краях. И вот именно так Кызылординская область – она, кстати, образована в 1938 году из части территории современной Туркестанской области – стала рисовой житницей Казахстана. И называлась наша область тогда Кзыл-Ординская. Корейцы, которых казахское население встретило приветливо, использовали свой опыт выращивания риса уже на местных орошаемых полях и многому научили коренное население региона.

После переселения Хон Бом До стал жить в городе Кзыл-Орде (бывшее название Кызылорды. – Авт.) Казахской ССР, работать сторожем в корейском театре. Ушел на заслуженный отдых как персональный пенсионер.

Когда началась Великая Отечественная война, герой обратился в местный военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но тогда ему было уже 75 лет. Скончался он 25 октября 1943 года, так и не дождавшись новости об освобождении своей родины. Похоронили его в Кзыл-Орде, на могиле установили обелиск с красной звездой. Позже в городе был открыт и мемориал Хон Бом До.

Кызылорда