в особом режиме. Их существование отмеряется в первую очередь не уровнем зарплаты или отношением с собственным начальником. Главные люди для них – пограничники.
Граница прошла не рядом, а практически по их жизни.
Заложники ситуации
Соседнюю Россию видно из Победы так, будто границы и вовсе никакой нету. Встанешь на бережке приграничной речки Уй, которую в этом месте вброд перейти ничего не стоит – а на соседнем берегу люди. Граждане сопредельного государства. Можно помахать друг другу, даже поговорить через берег. Когда-то местные в расположенный напротив племпитомник пешком через реку ходили. Да и в Троицк российский наведывались – он всего-то в семи километрах. Поэтому, когда между соседями встала граница, побединцы осознали это не сразу. А когда осознали, поняли: граница – это большая проблема.
Поначалу, пока раздел между двумя государствами был достаточно условный, сельчане не очень парились по поводу соблюдения закона. И в самом деле – таможенный пост “Кайрак”, через который нужно ехать в Россию по правилам, – километрах в семидесяти. А Россия – в сорока метрах.
Ситуация несколько разрядилась, когда для Победы открыли ПУП – пункт упрощенного пропуска. Казахстанская и российская стороны договорились сделать это в интересах жителей приграничных поселков. Поняли, что невозможно ампутировать по живому связи, складывавшиеся десятилетиями. Но ПУП работает с 7 утра до 8 вечера. Все остальное время границу пересечь можно только на “Кайраке”. Но если ушла корова через речку на российскую сторону, искать ее нужно сразу. Заболел родственник на том берегу – помощь нужна немедленно.
В итоге человек двадцать побединцев уже отсидели в Троицке за нарушение пограничного режима. Понемногу вроде, но ведь дико, обидно. Хоть и понимают местные, что закон есть закон, но считают, что стали заложниками ситуации и просят помощи у пограничных служб обеих стран.
Жизнь вокруг Уя
– Мы благодарны за то, что пункт открыли, – говорят местные жители. – Спасли нас от необходимости закон нарушать или ездить за десятки километров. Но понимаете…
Понимать действительно есть что. Если бы речь шла о стандартном населенном пункте Костанайской области, то нынешнее неудовольствие местных жителей можно было бы считать надуманным и необоснованным. Но в Победе ситуация другая. Где лечатся побединцы? В Троицке – до него в разы ближе, чем до райцентра – поселка Карабалык. Даже троицкая скорая по вызову приезжает. Изрядная часть жителей Победы работает на российской стороне. Часто у членов одной семьи паспорта разного цвета.
В семье Чолакян, например, бабушка Адринэ – казахстанка. Ее сын – россиянин, работает в Троицке. Внук поступил там же учиться. Вообще, больше семидесяти студентов Побединского сельского округа учатся сегодня на российской стороне.
Услышит ли правительство?
– Многого удалось добиться, – считает аким Побединского сельского округа Татьяна РЫЖЕНКО. – Студенты отмечаются раз в неделю, а не каждые три дня. Есть и пенсионеры, которые живут в Победе, а пенсию получают в России. Выполнение всех формальностей они приурочивают к ежемесячным визитам на ту сторону Уя. Опять же, в медицинском обслуживании россияне не отказывают. Разумеется, наши лечатся там исключительно за деньги. А о том, каково на российской стороне студентов растить, тут каждая вторая семья расскажет вам чуть не со слезами… Молоко в Победе цены, считай, не имеет – у всех полно. А передать через границу десяток яиц или пластиковую полторашку от своей буренки – никак. Это в прежние времена местные свою продукцию в Троицке продавали. По ценам, которые в Карабалыкском нашем районе и не снились никому. Сейчас в том же Троицке по ценам, которые нашим деревенским и не снились, их дети покупают продукты питания. Полторашка молока – 25–30 рублей летом, до 40 – зимой. Литр сметаны – 140 российских. Десяток яиц – 35. Умножьте на пять и вы получите в тенге цены, которых не знают даже в областном центре.
Деревенские челом бьют в правительство: не для коммерции, для своих студентов разрешите вывозить немного, по норме. А то пока порядки такие: “немного” яиц можно. Но только в вареном виде.
– Мы ведь не просим водку нам разрешить возить, – говорят люди. – Снимите на еду для себя запрет!
Ольга КОЛОКОЛОВА, Николай СОЛОВЬЕВ (фото), Костанай
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
Новый год 2026
В новогоднюю ночь салют прогремит сразу на шести площадках в Усть-Каменогорске
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Алматы
По технической причине самолет Air Astana вернулся на вылет
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанка провела яркую неделю на турнирах по рукопашному бою и боксу
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В Астане горела кровля ресторана
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане