– Мажит Абдыкаликович, не так давно в своем запросе в ваше министерство экологическое общество “Зеленое спасение” отметило, что в Казахстане до сих пор не обеспечено общественное обсуждение Национального доклада о соблюдении Орхусской конвенции…
– На мой взгляд, общество “Зеленое спасение” несколько забегает вперед… На сегодняшний день Национальный доклад по реализации Орхусской конвенции готов и в ближайшие дни будет опубликован на веб-сайте МООС. В течение месяца в Казахстане будут проведены консультации, “круглые столы” с участием общественности и неправительственных организаций, в ходе которых у каждого желающего будет право высказать свою точку зрения касательно любых спорных вопросов, связанных с охраной окружающей среды.
Бывает так, что мнение общественности вносит в решения тех или иных вопросов новые грани, новый взгляд на проблему, то, что, возможно, было упущено правительством.
– Однако общественные организации и НПО отмечают, что в Казахстане до сих пор не реализован один из трех столпов этой конвенции – доступ к правосудию.
– Да, но для этого есть объективные причины… У нас в стране остро ощущается нехватка юристов со специальным образованием, судей и государственных органов, профессиональных и общественных групп, компетентных в вопросах экологии.
– В таком случае насколько преуспели не так давно созданные в республике Орхусские центры?
– Основная функция Орхусских центров в Казахстане заключается в содействии получению экологической информации, в консультировании граждан по вопросам экологического характера, в помощи при составлении жалоб, обращений вплоть до составления исков и обращений в суд.
К сожалению, в республике действуют только два Орхусских центра – в Астане и Атырау, создание центров в ряде других городов Казахстана – пока лишь в перспективе, это требует немалых финансовых затрат, огромного штата квалифицированных специалистов. Но тем не менее благодаря работе уже созданных центров мы получаем массу информации о различных нарушениях: например, какие-то серьезные загрязнения, мор рыбы в реке, опасные выбросы и т.д. В таких случаях мы связываемся с региональными природоохранными органами, и они выезжают на место происшествия.
– Как вы, как один из руководителей Министерства охраны окружающей среды, могли бы оценить экологическое состояние республики?
– Одной из главных проблем до сих пор остаются производственные отходы. Основная часть этих отходов – результат деятельности горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, предприятий черной металлургии, нефтехимии, по производству стройматериалов. Из-за устаревших технологий производства, неэффективных очистных сооружений, а также низкого качества используемого топлива в пятнадцати (!) городах республики повышен уровень загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами. Среди этих городов – Актау, Темиртау, Тараз, Петропавловск, Шымкент, Алматы…
– Как же решить эту глобальную для Казахстана проблему?
– Опять же, требуются внушительные финансовые затраты. Полная ликвидация производственных отходов невозможна без применения новых технологий и спецсредств, которыми отечественные ликвидаторы на сегодняшний день, к сожалению, не располагают.
Орхусская конвенция – конвенция Европейской экономической комиссии ООН “О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды”.
Конвенция подписана 38 странами в г. Орхусе (Дания) 25 июня 1998 г., Казахстан ратифицировал ее в 2000 году.
Цель Орхусской конвенции – поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Беседовал Арсен НУРТАЗИН