Опубликовано: 760

Между шкурным интересом и интересами здравоохранения

Между шкурным интересом и интересами здравоохранения

Почему антитабачники пытаются манипулировать фактами и как к этому относятся медики-общественники страны?

Страсти вокруг разработки собственного технического регламента на никотинсодержащую продукцию, которая присутствует на рынке Казахстана, но никак не контролируется, накаляются. «Караван» в своей публикации уже приводил мнение «Лиги потребителей Казахстана» о возникшей проблеме. Продолжаем разбираться в вопросе и приводим сегодня позицию представителей медицинской общественности.

Напомним, что конфликт сторонников и противником разработки национального технического регламента на никотинсодержащую продукцию обострился после того, как лидер Коалиции «Казахстан свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова опубликовала открытое письмо против принятия регламента. Как это в последнее время, увы, принято у наших антитабачников, в воззвании информация подаётся однобоко, а факты замалчиваются и искажаются. В связи с чем, медики, экспертное сообщество сторонников набирающей популярность в мире Концепции снижения вреда выразили крайнюю озабоченность, так как Джамиля Садыков не только выражает свой протест, но и использует репутационный шантаж против конкретных членов правительства, что может повлиять на принятие Министерством торговли и интеграции решения по национальному техническому регламенту и тем самым привести к отрицательным последствиям для здоровья населения.

«Мы являемся одними из авторов Концепции снижения вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний. Потребление никотина путем курения является одним из основных рисков развития рака легких, ХОБЛ и эмфиземы. Но мы также понимаем, что курение обусловлено никотиновой зависимостью, поэтому не каждый курильщик в состоянии отказаться от пагубной привычки.  В этой ситуации никотинсодержащая продукция, потребляемая иным от курения способом, является приемлемым инструментом снижения вреда для здоровья человека. На наш взгляд, никотинсодержащая продукция имеет научно обоснованный потенциал снизить вред от курения. Однако потенциал снижения вреда может быть обеспечен только путем принятия более строгих технических требований, по сравнению с требованиями к сигаретам», - отмечает глава фонда «Аман-саулык» и Председатель Ассоциации снижения вереда  Бахыт Туменова.

Представители общественности и медицинского экспертного сообщества принимали активное участие в работе над проектом национального технического регламента для обращаемой на казахстанском рынке никотинсодержащей продукции (изделия с нагреваемым табаком, электронные сигареты, вейпы и другие) и отмечают, что в нём выставлены жёсткие требования безопасности. Так, в проекте технического регламента предъявляются требования сразу к девяти приоритетным вредным веществам по списку ВОЗ (CO, NO, NOx, формальдегид, ацетальдегид и другим), в то время как к сигаретам требования безопасности предъявлены только по трем веществам - смола, никотин и монооксид углерода.

Хотя, именно сигареты в силу присутствующего при их использовании процесса горения содержат очень много различных веществ – около 6000, из которых порядка 70 являются крайне вредными. А системы нагревания табака и электронные сигареты потому и называют продукцией со сниженным риском, что в них исключён процесс горения. А нет горения – нет дыма – нет канцерогенных и вредных веществ. Конечно, никто не утверждает, что альтернативные средства доставки никотина абсолютно безвредны, но всё-таки согласно уже многочисленным научным исследованиям, они на 90% менее вредны, по сравнению с традиционными сигаретами. Кстати, это утверждение также подтверждается Министерством здравоохранения Южной Кореи (KFDA). Но всё это справедливо лишь для качественной продукции, а в отсутствии техрегламента и контроля потребители остаются незащищёнными от некачественных кустарных никотинсодержащих изделий, которых благодаря соседству Китая на казахстанском рынке тоже достаточно.

«Согласно многочисленным научным источникам в открытом доступе, содержание приоритетных вредных веществ по списку ВОЗ в аэрозоле никотинсодержащей продукции существенно меньше, чем в дыме традиционных сигарет. Однако в реальности не все производители могут обеспечить образование меньшего количества вредных веществ, так как для этого необходимы дорогостоящие научные исследования и инновационные решения. Например, некоторые электронные сигареты выделяют значительно большее количество вредных веществ по сравнению с сигаретами. Именно поэтому задача технического регламента как раз состоит в том, чтобы регламентировать производство и состав продукции, тем самым обеспечить защиту здоровья потребителя, одновременно исключая продукцию, несоответствующую строгим требованиям», - поясняет Толеубай Рахипбеков, Д.м.н., профессор, Президент Национальной Ассоциации «Primary Health Care».

С курением в мире очень активно борются уже более 20 лет, но исключительно запретительная политика ВОЗ за последние десятки лет не привела к существенному сокращению курящего населения. В то же время есть примеры стран, которые наряду с запретами предлагают своим курильщикам менее вредные альтернативы и именно эти страны сумели добиться успеха в снижении уровня курения. Например, в Великобритании вейпинг и другие электронные системы доставки никотина используются на государственном уровне как инструменты снижения уровня курения и признаны эффективной альтернативой традиционным методам. По данным независимого доклада Public Health England, в 2017 году более 50 000 человек бросили курить с помощью электронных сигарет, а в Японии – стране, которая любит инновации и поддержала системы нагревания табака, продажи сигарет после вывода инновационной альтернативы на рынок сократилось уже на треть.

«ВОЗ достаточно непоследовательна в своей политике снижения вреда от курения, и в этой связи Казахстану необходимо ставить приоритет на национальный интерес – снизить вред от курения доступным и научно обоснованным способом. Мы, являясь общественниками, в том числе в сфере здравоохранения, полностью поощряем проводимую профилактику с целью сокращения распространения табакокурения среди молодежи, запрет рекламы и маркетинговых активностей, однако отмечаем, что изделия с нагреваемым табаком относятся к отдельной категории – никотинсодержащей. И чтобы обеспечить их безопасность нужен отдельный техрегламент», - считают медики-общественники.

Отсутствие процесса горения в электронных сигаретах и изделиях с нагреваемым табаком делает их потенциально менее вредным выбором для взрослых потребителей, которые в силу зависимости, не могут отказаться от курения. И это подтверждено выводами весьма компетентных мировых научных организаций, в частности Американским управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов – FDA и Министерством здравоохранения Великобритании – Public Health England. В свете выхода Великобритании с Европейского союза страна наконец-то может в полной мере независимо определять свою внешнюю и внутреннюю политику полагаясь на научно достоверные факты, а не на политические игры ВОЗ. В частности, речь идет о ряде законодательных реформ в post-brexit периоде, к которым относится стратегия достижения бездымного общества – 2030. Для этого создана межпартийная коалиция депутатов которые предлагают пересмотреть основные нормативные требования  ЕС, чтобы законодательство Великобритании соответствовало позиции правительства по снижению вреда от табака, улучшало здоровье населения и укрепляло положение Великобритании как самой прогрессивной страны в мире по снижению вреда от табака.

В это время казахстанский Кодекс о здоровье исходит совсем из других тезисов и относит изделия с нагреваемым табаком к табачным изделиям, но тем самым он вступил в противоречие с наднациональным законодательством – Договором ЕАЭС, ТР ТС 035/2014 и Рамочной конвенцией по борьбе против табака. А так как международные договоры, ратифицированные нашей страной, согласно Конституции, имеют приоритет перед национальными законами, рано или поздно это противоречие нужно будет устранять. Но даже при подходе, изложенном в отечественном Кодексе о здоровье, принятие национального регламента является логичным, так как не противоречит действующему законодательству и обеспечит потребителям безопасность продукции, которая в любом случае вовсю реализуется на рынке.

Ну а медики-общественники в своём заключении однозначны и отмечают: «Мы находим дальнейшую эскалацию изложенной позиции сторонниками антитабачного движения крайне отрицательной, поскольку она игнорирует принцип снижения вреда и направлена на борьбу с продуктом, который может стать действенным инструментов в борьбе с эпидемией курения.».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи