«Меня внедрили в казахскую среду»: Татьяна Раджибаева об изучении казахского языка и реакции окружающих - Караван
  • $ 522.49
  • 547.88
-9 °C
Алматы
2024 Год
14 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Меня внедрили в казахскую среду»: Татьяна Раджибаева об изучении казахского языка и реакции окружающих

«Меня внедрили в казахскую среду»: Татьяна Раджибаева об изучении казахского языка и реакции окружающих

Педагог рассказала, почему к ней обращаются люди казахской национальности и о том, как на языковой барьер реагируют окружающие.

  • 22 Февраля 2021
  • 58809
Фото - Caravan.kz

Казахский язык Татьяна полюбила с детства и теперь передает свои знания другим. О том, почему она не верит в авторские методики и как окружающие реагируют на человека славянской внешности, знающего казахский, Татьяна Раджибаева рассказала корреспонденту Caravan.kz.

"Все удивлялись и умилялись"

—  Татьяна, как вы сами начали изучать язык?

Я выросла в деревне Кызылагаш рядом с Талдыкорганом. Язык стала учить из детской любознательности. Мне тогда было 6 лет, половина соседей были казахскоязычными. Тогда, тем более в деревне, в ауле, не принято было ограждаться. Все жили открыто. В теплое время соседи собирались на улице за большим круглым столом. Отовсюду доносилась казахская речь, к тому же соседи были очень музыкальными. Пели, играли на домбре, разговаривали. Мне всегда было интересно, о чем они говорят, о чем поют. И соседи, видя мой интерес, всегда звали меня к себе за стол. Несмотря на то что я была маленькой девочкой, они относились ко мне с большим уважением, как к высокопоставленному гостю. Даже сейчас вспоминаю об этом с теплотой.

Тем временем родители, видя мой интерес к языку, решили отдать меня в казахскую школу.

Наверное, было непросто?

Да, здесь и начались мои трудности. Тогда я, конечно, еще не свободно говорила на казахском. У родителей попросить помощи с домашним заданием не могла. Первый месяц я сидела за партой и ничего не понимала. Помню, что мой первый выход к доске сопровождался дружным хохотом сверстников. Но мне повезло с первой учительницей: она поговорила со мной, с одноклассниками, и у меня не пропал стимул изучать язык дальше. Я не замкнулась и первый класс окончила отличницей.

Как окружающие реагировали на то, что маленькая девочка Татьяна так хорошо владеет казахским?

Все удивлялись, умилялись, что девочка славянской внешности чисто разговаривает на казахском. Сейчас это уже не так удивительно, что человек другой национальности знает казахский язык в нашей стране. И это радует. Сейчас многие стремятся знать язык страны, в которой ты живешь.

Главное — слушать и говорить

— Наверное, вас часто спрашивают, как вам все-таки удалось выучить язык на таком высоком уровне?

— Да, но на самом деле никакого особого секрета и методики нет: меня просто внедрили в казахскую среду, и в этом окружении я выучила язык. Получается, что слух привыкал к казахской речи. Поэтому сейчас на своих курсах я уделяю большое внимание аудированию, чтобы человек учился понимать казахскую речь. Ну и, конечно же, надо говорить. Это намного эффективнее, чем сидеть и зубрить грамматику  При изучении любого языка надо больше слушать и говорить. 

Как вы начали преподавать казахский?

— По образованию я педагог казахского языка, но в школе работать не стала, а репетиторская деятельность началась совершенно случайно. Знакомая сказала, что хочет говорить на казахском так же, как я, и попросила преподавать ей язык. На следующий день мы начали уроки. При этом предварительно у меня не было никакой программы. Просто я к ней пришла, и мы начали потихоньку говорить. Сначала употребляя те слова, которые она знает, и постепенно мы начали идти к большему. Уже в практике начали рождаться идеи, что и как делать, чтобы научить языку.

"Придумываем велосипед, который изобретен"

— Какие, по вашему мнению, есть недостатки в существующих методиках обучения казахскому?

— Я считаю, что в большинстве случаев мы пытаемся придумать велосипед, который уже существует. Не надо ничего придумывать. Я не верю преподавателям, которые говорят, что у них авторская методика. Все методики уже давным-давно придуманы. Нам нужно пользоваться теми инструментами, что есть, и не тратить время и силы на придумывание чего-то нового. Есть всего четыре навыка, чтобы выучить любой язык: аудирование, разговор, чтение, письмо.

Основываясь на этих четырех китах, можно научиться любому языку.

Казахский язык — требование будущего

В чем, по вашему мнению, состоит главная задача учителя?

— Главная задача – подобрать правильные задания по этим четырем навыкам. И невозможно научить языку, тут более подходящее слово "тренировать". Как в спортзале. Персональный тренер не будет же за тренирующегося поднимать гантели. Человек делает это сам, тренер направляет, подсказывает и исправляет. Точно так же и в изучении казахского. Тогда будет результат.

Обращаются ли к вам люди других национальностей? И с какой целью люди обычно изучают казахский язык?

— Да, конечно, и как ни удивительно, очень много обращаются студентов казахской национальности. Они выросли в русскоязычной среде и сейчас понимают, что казахский язык — это требование будущего. Еще одна причина – уважение к стране, в которой ты живешь. Сейчас люди чаще приходят к мысли, что если ты живешь в Казахстане, то надо знать язык хотя бы даже для себя.