Опубликовано: 10700

Какие компании Казахстана попадали в скандалы, связанные с казахским языком

Какие компании Казахстана попадали в скандалы, связанные с казахским языком Фото - Открытые источники

В последние годы казахстанцы все активнее используют казахский язык во всех сферах жизни. Многие бизнесмены обратили внимание на этот тренд и ввели казахский язык в своих сервисах для удобства клиентов, но так поступили не все. В связи с этим регулярно вспыхивают скандалы на языковой почве.

Редакция Caravan.kz рассказывает, как казахстанцы реагируют на бизнес, не готовый к работе на казахском языке.

"Пинта"

Например, вчера выяснилось, что в сети популярных заведений общепита "Пинта" запрещено исполнять песни на казахском языке. В Сети широко разошлись скриншоты из внутренней переписки персонала и официальный ответ, данный администрацией одной из недовольных клиенток. После общественного резонанса администрация "Пинты" написала в соцсетях, что внутренняя и внешняя коммуникация с гостями и персоналом ведется на русском и казахском языках. Также в публикации говорится, что выступающие в ресторанах сети музыканты регулярно исполняют популярные треки, в том числе на казахском. Комментарии на странице, впрочем, отключены - возможно, в связи с обилием негативных комментариев. При этом текст публикаций на странице действительно, довольно давно дублируется на казахском.

Вечером того же дня посетители обратили внимание, что в заведениях сети в Астане и Алматы играла казахская музыка.

Chocolife.me

В октябре прошлого года основатель компании Рамиль Мухоряпов на встрече с приехавшими из России специалистами сказал, что если россиянин обратился к человеку по-русски, а ему ответили на казахском, это "проявление такого чуть-чуть национализма" и "не от большой культуры". 

Видео с высказыванием разлетелось по Сети, рейтинги приложений ChocoFamily резко упали, компания подверглась сильной критике за отсутствие казахского языка,а в отношении самого Рамиля было возбуждено уголовное дело о разжигании межнациональной розни. Однако в январе дело было прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения.

Сервисы ChocoFamily после этого инцидента были переведены на казахский язык, также на казахский стали переводить некоторые публикации в Instagram (но не все).

Кафе "Динара"

В феврале этого года в алматинское кафе "Динара" по ул. Жамбыла зашла компания женщин, в том числе Айгерим Кусайынкызы. Она и рассказала в социальных сетях о неприятной ситуации, возникшей в заведении. По словам Айгерим, она и ее подруги попросили меню на казахском, но им в этом отказали в грубой форме, попутно назвав "фашистками" и "нацистками". Когда пришла администратор, она потребовала от клиенток покинуть заведение, а после отказа позвала вооруженную охрану.

Позже администратор кафе была вынуждена записать видео с извинениями, а делом занялась полиция.

Air Astana

Громкий скандал произошел на борту одного из самолетов Air Astana в 2017 году. Пассажир по имени Огуз Доган отказался закрепить откидной столик на сиденье якобы из-за того, что старшая бортпроводница Екатерина попросила его об этом на русском языке, когда он требовал обращения по-казахски.

Однако представители авиакомпании и сидевшие рядом с Доганом пассажиры сообщили, что просьбу поднять столики командир судна изложил по громкой связи на трех языках, в том числе на казахском, а другая стюардесса подошла и повторила просьбу на казахском языке.

"Командир корабля объявил о посадке на трёх языках. Мы услышали, что он требовал, чтобы к нему обращались на казахском языке. Подходила русская девушка, он от неё требовал знания казахского языка. Потом подошла девушка-казашка и на казахском языке всё ему объяснила. Русская девушка принесла ему правила, извинилась. Человек намеренно шёл на этот конфликт. Это было очевидно. Его поведение было неадекватным", - рассказал пассажир Роман Тихомиров.

За нарушение техники безопасности Огуз Доган был оштрафован на 6 800 тенге. 

Аэропорт Алматы

В сентябре прошлого года возмущенные пассажиры авиакомпании Scat, задержавшей их рейс, сначала обратили внимание, что сотрудницы перевозчика не владеют казахским языком, и вызвали сменного начальника аэропорта. Тот также признался, что не владеет государственным языком, и пригласил сотрудника, который был готов переводить с русского на казахский язык и обратно, но пасажиры отказались говорить с ним.

Scat

В языковом скандале оказались замешаны и другие сотрудницы этой авиакомпании.

В 2013 году бывший замакима Бигали Мейрамбек летел из Атырау в Астану. Он обратился к стюардессам по-казахски, но обе они отвечали ему по-русски. В результате мужчина разозлился, вскочил, стал пинать сиденья, а потом пнул одну из стюардесс.

"Я сидела непосредственно за этим гражданином. Он стал обращаться на казахском языке к стюардессе. Обе стюардессы были русские. Она что-то ему отвечала. Мужчина продолжал  к ней обращаться. Но она, видимо, не совсем владела казахским языком, и он, как я поняла, требовал, чтобы она отвечала ему на казахском. Потом стал уже повышать голос, соскакивать со своего места, вызывать ее. И, когда стали разносить питание, он ринулся к ней. Здесь встали мужчины, успокаивали его, усадили на место. После этого один пассажир написал петицию относительно поведения данного гражданина, и многие ее подписали, где указали, что вины стюардесс в данном конфликте нет и претензий к ним не имеется. Конечно, мужчина вел себя вызывающе. Когда все сели в автобус после прилета, командир самолета тоже ехал с нами и принес извинение всем пассажирам за этот инцидент", - рассказала одна из пассажирок с того же рейса.

В числе упомянутых мужчин оказался Нурлан Ногаев, который тогда занимал пост акима ЗКО.

"Да, мы летели этим рейсом, и инцидент был. Мужчина начал возмущаться, пинать стулья, кричать. Он соскочил, кричал на стюардессу, рукой махнул на нее. Нурлан Аскарович подошел к нему, спросил, в чем причина такого поведения. Мужчина ответил, что его должны обслуживать на государственном языке. На что аким ему пояснил, что да, обслуживать должны на двух языках, но не нужно это выяснять во время полета. После посадки пусть обращается, пишет заявление и т.д. Он успокоился, и дальше спокойно летели, благополучно сели", - позже рассказал его помощник.

Акимат Актау

В сентябре 2018 году сотрудник акимата Актау с друзьями пришел в одно из городских завдеений, где отказался оплачивать счет из-за того, что он был на русском языке.

"Мы вчера были в кафе. К нам подошел знакомый сотрудник городского акимата, поздоровался, сел рядом с друзьями, и они выпивали алкогольные напитки. Знаете, что странно? Они полчаса мучали официанта, чтобы он принес им чек на казахском языке, или они не будут платить. Официант объяснял, что у них такого нет. Они начали официанта обзывать, оскорблять, администраторов обматерили. Это было очень некрасиво! Это мужчины, называется. Я им сказала, что они пьяные, чтобы не позорились. Они кричали, что закроют это заведение за то, что нет чеков на казахском языке", - описала ситуацию одна из присутствовавших при этом клиенток.

В видео с места инцидента слышно. как сотрудница кафе говорит по-казахски с нетрезвыми посетителями, перечисляя им позици из счета.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи