Как может измениться порочная система госзакупок - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+12 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как может измениться порочная система госзакупок

Как может измениться порочная система госзакупок

После недавнего выступления главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА на совещании по вопросам противодействия коррупции, в ходе которого он поручил пересмотреть всю систему госзакупок и закупок в квазигосударственном секторе, карагандинские предприниматели, специализирующиеся на строительстве и ремонте дорог, возликовали.

  • 14 Февраля 2022
  • 921
Фото - Caravan.kz

Ведь о необходимости реформирования системы госзакупок они открыто заявляли на всех уровнях много лет подряд. По их мнению, принцип: “Кто дал меньшую цену – тот и выиграл!” – и вывел проблему вечно плохих дорог в лидеры рейтинга нерешаемых карагандинских проблем.

Дешевле – не значит лучше

О том, что ежегодно выделяемые из государственной казны миллиарды тенге не спасают карагандинских автовладельцев от ям, колдобин и потопов на “свежеотремонтированных” дорогах, а чиновников и дорожно-строительные фирмы – от (чаще всего) непечатных эпитетов со стороны первых, не писал в шахтерской столице только ленивый. Причины на протяжении многих лет существования этой проблемы назывались разные – от серьезных (например, запрет на ввоз качественного российского битума) до совсем уж курьезных (мол, дорожное покрытие портят шипы на зимней авторезине). Но ежегодный день сурка, когда весной вместе со снегом “тает” асфальт дорожного покрытия, отремонтированного в прошлом году, повторяется в Караганде из года в год.

И вот, наконец, те же пути решения хронической дорожной проблемы, которые много лет кряду предлагали дорожные строители и ремонтники, прозвучали из уст первого лица в государстве.

– Мы просто не поверили своим ушам, когда Президент на всю страну заявил те же тезисы, которые выдвигали мы: необходимо, чтобы в госзакупках участвовали производители, имеющие “репутацию, соответствующую технику, квалифицированных работников и своевременно уплачивающие налоги”, – цитируют Касым-Жомарта Токаева дорожники. – Глава государства подчеркнул также, что не стоит безоглядно давать дорогу к государственным закупкам демпинговщикам – тем, кто “выставляют свои условия на копейку, а потом выясняется, что на самом деле всё обстоит иначе”. Что к выбору поставщиков надо подходить очень внимательно, вдумчиво.

Воодушевленные новым курсом дорожные строители и ремонтники подготовили ряд предложений по усовершенствованию системы госзакупок. Их они собираются передать в департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Карагандинской области, а также в Ассоциацию автодорожников Казахстана.

Только драйв, только контроль!

– Сейчас подрядчик и заказчик решают противоположные задачи: подрядчик стремится получить максимальную прибыль, а заказчик обязан обеспечить наиболее эффективное использование средств, – поясняет их суть директор ТОО “Агродор” Наталья МАЛЬЧУШКИНА. – Другими словами, существует противоречие между ними: заказчик стремится к минимизации стоимости сооружаемого объекта, а подрядчик, наоборот, к ее максимальному значению. И здесь нужно найти разумный компромисс.

По словам Натальи Юрьевны, этот компромисс может состоять в усилении контроля со стороны общественности на всех стадиях – начиная с планирования дорожно-ремонтных работ и заканчивая общественным надзором за рациональным использованием выделяемых ресурсов и выполнением работ.

– Причем контроль качества и приемки дорожно-строительных и ремонтных работ должен быть одинаково строг во всех случаях, – подчеркивает бизнесвумен. – А у нас сейчас для среднего ремонта существующих автодорог областного и районного значения в законодательстве ведомственная экспертиза не предусмотрена. В соответствии с действующим законодательством, она проводится только для дорог общего пользования международного и республиканского значения. В реальности это приводит к тому, что управление качеством дорожно-строительных и ремонтных работ при среднем ремонте дорог в городах и районах у нас отсутствует. Более того, в госзакупках для среднего ремонта существующих автомобильных дорог областного и районного значения не требуются даже лицензия и наличие квалифицированных специалистов.

По списку встречают, по качеству – провожают?

Карагандинские дорожники уверяют: если ужесточить отбор среди участников госзакупок по среднему ремонту автодорог, узаконив ведомственную экспертизу и введя требования о подтверждении наличия квалифицированных специалистов дорожно-строительных отраслей, наличия опыта работы, лицензии, а также о наличии не менее 25 процентов собственной техники, которая требуется для выполнения основных работ, а в случае, когда имеют место договоры намерения на технику, отслеживать, чтобы она действительно работала на объекте, – качество дорог обязательно улучшится. 50 оттенков черного: ажиотажный спрос на битум может разрушить планы по строительству дорог

– Мы считаем также, что необходимо создать реестр добропорядочных подрядчиков по каждому региону, – говорит Наталья Мальчушкина. – И рассмотреть возможность расширения полномочий заказчика в выборе подрядчика из списка добропорядочных. Чтобы при проведении конкурсов заказчик мог отдавать предпочтение или присваивать дополнительные баллы местным производителям и проектировщикам, которые знают проблемы данного региона, оплачивают налоги в местный бюджет.

Карагандинские автодорожники предлагают установить сроки гарантий дорожно-строительных работ, которые необходимы для устранения дефектов проведенных работ.

Компании, не устранившие свои косяки в установленные сроки, должны вноситься в список недобросовестных поставщиков.

– Сегодня при проведении госзакупок на средний ремонт автомобильных дорог областного и районного значения установлен порог демпинга 20 процентов, – отмечают дорожные строители и ремонтники шахтерского региона. – Понятно, что для победы в конкурсе фирмы стремятся сбавить в цене как можно больше. Но ведь это как раз и ведет к ущербу качества. Мы предлагаем понизить демпинговый порог до 10 процентов и ввести требование для демпингующих компаний: на первом этапе предоставлять обоснование своей цены. То есть запрашивать документальные основания: за счет чего они собираются “экономить” на стоимости?

Кроме того, разработчики предложений по совершенствованию системы госзакупок обращают внимание чиновников на инфляционный фактор, который не всегда учитывается при расчете смет.

– Когда заказчик объявляет закупку, он в текущем году рассчитывает ее на будущий год. Естественно, ценник на материалы во 2-м квартале, когда начинаются дорожные работы, меняется. Но не все заказчики применяют в расчетах инфляционный коэффициент, поскольку его применение не требуется в обязательном порядке – на законодательном уровне. И этот вопрос также требует доработки.

Караганда