Опубликовано: 11000

Как казахи относились к краже невесты раньше и как относятся сейчас

Как казахи относились к краже невесты раньше и как относятся сейчас Фото - Открытые источники

В социальных сетях регулярно появляются видео с девушками, которых против воли заталкивают в автомобиль и увозят в дом новоиспеченного «жениха», где уже ждут наготове пожилые дамы с платком и конфетами для шашу. Мнение девушки в таких случаях не волнует ни мужчину, ни его родственников – они считают, что их сын вправе схватить на улице любую приглянувшуюся женщину и силой заставить ее выйти замуж. Родственники девушек тоже не

всегда встают на их сторону. Но действительно ли кража невесты - это древний казахский обычай, который стоит сохранять до сих пор?

Редакция Caravan.kz разбирается в этом вопросе.

Кража невесты сегодня

Похищение человека – это уголовное преступление в Казахстане, и не важно, с каким целями оно было совершено. За последние годы попытки украсть невесту без ее согласия вылились в сотни уголовных дел, хотя это лишь верхушка айсберга.

Как правило, подобные деяния организуются не только мужчиной, который решил жениться, но и его друзьями и родственниками, то есть группой лиц по предварительному сговору. Семья похитителя встречает девушку в своем доме и уговаривает остаться, пожилые женщины ложатся у порога, чтобы девушке пришлось переступить через них ради свободы. Большинство казашек в силу воспитания не могут шагнуть через бабушку.

Закон предусматривает за коллективное похищение наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Некоторые дела заканчиваются судом и приговором. Так, в сентябре 2019 года суд приговорил к семи годам заключения мужчину и трех его подельников, которые выследили на улице и похитили девушку в Кордайском районе.

"Красивые традиции, заложенные предками, есть у казахов, однако в современных реалиях некоторые из них не совсем верно понимаются молодежью. Если раньше ритуал "кражи невесты" был в казахских традициях, то по требованию современного времени он является преступлением", - так прокомментировали происшествие в прокуратуре Жамбылской области.

Проблема стоит настолько остро, что правозащитники поднимают вопрос о выделении кражи невест в отдельную статью УК.

При этом большинство женщин, которых вынудили остаться с похитителем, несчастны и не могут смириться с произошедшим даже через годы подобного брака. Не говоря о том, что, как правило, они страдают от репродуктивного и бытового насилия и другого ущемления прав.

«Я в соцсетях провела опрос для достаточно большой аудитории, около 70 тыс. подписчиков, и вопрос был такой: есть ли среди вас девушки, которых похитили с целью вступления в брак? И вы знаете, ответило достаточно большое количество девушек. 30 % из них сказали: да, нас похитили; 70 % ответили, что, да, среди моих знакомых есть такие прецеденты. Следующий вопрос заключался в том, насколько они счастливы. 71 % девушек, женщин ответил, что они несчастны, до сих пор не привыкли и жалеют», - прокомментировала ситуацию Назым Жангазинова, член национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК.

Известный адвокат Джохар Утебеков прокомментировал ситуацию после громкого скандала, когда родители девушки смогли добиться внимания общественности к похищению дочери.

«Кража невесты - это отдельный ужас и наш позор на весь мир. В Женеве мне, в отличие от наших чиновников, было дико стыдно, что в ООН Казахстан с недоумением расспрашивали об этом средневековье»,  - высказал свое мнение Утебеков.

Осуждают «обычай» не только светские деятели, но и представители мусульманского духовенства.

«В мусульманском бракосочетании есть условия. Самым главным условием является удовольствие с обеих сторон. То есть если девушка не согласна выходить замуж, то это бракосочетанием не считается, а является насилием. В связи с вышесказанным имам или муллы не имеют права одобрять такой брак», - заявил наиб муфтий Мухаммад Хусейн Хаджи Алсабеков, главный советник Верховного муфтия Казахстана.

С ним согласны и другие муллы, включая аульских.

Кража невесты в прошлом

Однако на деле старинная традиция выглядела по-другому и использовалась во вполне конкретных случаях, а не по случайному желанию любого мужчины в любой момент.

"Похищение девушки – такого обычая в казахской культуре не существует. Надо смотреть на этимологию слов. Само наименование обычая "қыз алып қашу" означает "вместе с ней убежать". Против воли никто не крадёт. Это не кража в банальном смысле, это побег девушки со своим женихом, наречённым, которого она любит", - считает писатель Канат Тасибеков.

Когда за девушку не платили калым Похищение чаще всего было постановочным и проводилось исключительно с согласия невесты. Чаще всего к такому способу прибегали влюбленные, родители которых были против их отношений по причине разницы в статусах или бедности жениха, или младшие сестры девушки, которая никак не могла выйти замуж. Дочери должны были вступать в брак по старшинству, так что похищение иногда становилось выходом для младших дочек.

Во всех других случаях кража невесты была тяжким преступлением.

«По закону «Жеті жарғы» похищение женщины против ее воли относилось к тягчайшим преступлениям. Наказание было такое же, как за убийство человека, – смертная казнь. Только если потерпевшие были согласны на мирное урегулирование ситуации, виновный мог отделаться уплатой полного куна в двести лошадей. То есть примерно 200 тысяч долларов в современных реалиях. Это означало полное банкротство для подавляющего большинства казахских хозяйств, но виновная сторона могла лишь радоваться подобному исходу. Потому что все могло сложиться намного хуже.

В «Материалах по киргизскому землепользованию» зафиксирована, к примеру, такая история: «В 40-х годах XIX века султан Коске… без согласия отца увез дочь богатого и влиятельного киргиза из рода Бошан. Он, мстя султану Коске, разгромил род Таракты, тогда живший в горах Куу Дастар,… и заставил его переселиться частью на настоящее место, частью вернуться на старую родину в горы Ортау. Коске, бежавший в числе первых на Ортау, оттуда вернулся через несколько лет».

То есть даже принадлежность к аристократическому сословию не давала возможности безнаказанно воровать чужих дочерей. Спрос был неотвратимым, жестоким и показательным. Потому что на кону стояла честь рода. Так что безумцев, готовых рисковать своей головой и благосостоянием своих близких, находилось не слишком много», - так описывает степной закон историк Радик Темиргалиев.

С ним соглашается и этнограф Болат Болатулы. По его словам, казахи не придерживались традиций, которые требовали насилия по отношению к женщине.

"Девушка считалась матерью страны, и ее особенно уважали и почитали. Даже если муж ее умирал, по традиции она оставалась в его семье, выходя замуж за одного из его братьев, чтобы он заботился о ней и ее детях. Поэтому случаи, когда девушку хватают на улице как овцу и говорят, что у казахов есть такая традиция, нужно прекратить. Если нарушать казахские обычаи, это приведет к огромному неуважению по отношению ко всему народу», - подытожил ученый.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи