Военный борт Су-27, пилотируемый майором Адильбеком ИСКАКОВЫМ, потерпел крушение 21 декабря 2016 года под Талдыкорганом в ходе выполнения им учебно-боевого задания по перехвату воздушной цели. “КАРАВАН” подробно рассказывал, как именно действовал летчик в сложной ситуации, как, рискуя собственной жизнью, отвел падающий самолет от населенного пункта, как по приказу руководителя полетов катапультировался, остался жив, но после всего этого воздушного кошмара все равно угодил за решетку.
Майора авиации арестовали, надели наручники и отправили в одиночную камеру СИЗО.
Приговор сослуживцы Искакова и все его родные сочли чрезмерно суровым – 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Все, включая уважаемых ветеранов авиации Мухтара Алтынбаева, Тохтара Аубакирова, Жиентая Сандыбаева, стремились понять, за что такое строгое наказание получил опытный специалист? За какие грехи его посадили на нары, изолировали от общества, забрали у жены и малолетних детей?
Без малого год “КАРАВАН” не упускал из виду эту скандальную во всех отношениях тему. Рассказывал читателям о борьбе за честь и свободу летчика. Напомню, по заключению государственной комиссии причиной аварии Су-27 бортовой номер 09 стало “самовыключение обоих двигателей из-за полной выработки топлива в полете”.
После ряда статей и апелляционной жалобы реальный срок Адильбеку Искакову был заменен на условный. Адильбек вернулся домой к своей жене и деткам. Вздохнул полной грудью морозный воздух. Друзья и сослуживцы ликовали, праздновали победу, приходили в гости, поддерживали. А он не уставал выходить по ночам во двор и жадно впиваться глазами в бездонное небо.
– Провожая на задание истребители, мой Адильбек продолжает верить, что обязательно вернется в боевой строй, сядет за штурвал “сушки”, не позволит умереть мечте детства, – говорит жена летчика Ажар Искакова. – За этот год мы много чего пережили вместе, но духом не пали. И детки наши верят, что их любимый дадашка снова будет летать. Обязательно будет. Гордятся им очень за то, что не опустил руки, по-прежнему рано встает, делает зарядку, много читает. И много работает. Чтобы и семью прокормить, и форму не потерять. Старается не болеть, бережет силы для созидания, а не для разрушения. Осужденный военный летчик вынужден торговать колбасой на рынке
– Ваш муж изменился за этот год?
– Да, очень изменился. Он стал гораздо больше ценить семью и… любить жизнь. Именно жизнь с ее надеждами и планами. Ценить родителей стал больше, говорить детям, что он их любит. Очень любит. Жить без них не может. И они никуда не хотят отпускать его от себя. Иногда я замечаю слезинки, прячет их сразу, уходит подальше от меня, уезжает.
– Не хочет показывать свою слабость?
– Адильбек сильный. Он просто не хочет меня расстраивать. Его настольная книга – Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Помните, как главный герой, легендарный летчик Алексей Маресьев снова стал летать? После обморожения ему ампутировали обе ноги, но он не сдался. На протезах летал. Мы тоже не сдадимся. Ни за что. Слава Всевышнему, что два года назад, когда произошла эта страшная трагедия под Талдыкорганом, мой муж не погиб, не разбился с тем самолетом. Мы обратились к нашему Президенту, написали в Верховный суд, объяснили всё новому министру обороны. Какой-то вины Адильбека, тем более тяжкой в том, что разбился пилотируемый им самолет, нет. Шанс на восстановление торжества справедливости в любом случае есть! Военные не оставили нас без внимания, не бросили. Говорят, что много предложений по ряду позиций у них есть. И датчики топливные отправили на дополнительную экспертизу, и что-то еще делают важное по делу.
– Командование авиационной базы вашу семью поддерживает?
– Очень. Без этой поддержки мы не выжили бы никогда. Даже начальник Генерального штаба и главком СВО, особенно после выступления министра обороны на итоговом совещании в Астане, о нас стараются не забывать. Интересуются, что да как. Приветы передают. Приятно. Очень надеюсь, что наступающий 2019 год станет не только для нас, но и для всех людей, для всех казахстанцев по-настоящему счастливым и удачным. Искренне хотим, чтобы у друга Адильбека, военного летчика Радика Ашимова, тоже получилось вернуться в армейский строй, в авиацию. Его самолет после жесткой посадки полностью восстановлен. Значит, и летчика надо восстановить, я так считаю. Справедливо тогда будет и правильно. Опытные летчики всегда и везде ценились дороже “железа”. Всегда!
АЛМАТЫ
Пенсия 2026
Расходы на пенсии и пособия в Казахстане в 2026 году составят почти 6,8 трлн тенге
Новый год 2026
Правило двух стаканов: как избежать похмелья
Налоговый кодекс РК 2026
Самые необычные доходы, за которые казахстанцам придется платить налоги
АЭС
"Казахстанские атомные электрические станции" перешли в республиканскую собственность
Алматы
В горах под Алматы спасли туриста с переломом ноги
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
В 282 км от Алматы произошло землетрясение
Бокс
Президент WBC обещал помочь казахстанскому боксеру в получении визы в США
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
С начала 2026 года в Астане зарегистрировали более 230 случаев кори
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте завели уголовное дело на полицейских по делу об убийстве Нурай
Иран
Тысячи человек погибли во время протестов в Иране, заявил Хаменеи
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Vogue включил Казахстан в топ-14 туристических направлений мира
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС