Опубликовано: 18300

Как Илон Маск "уничтожает " космодром Байконур

Как Илон Маск "уничтожает " космодром Байконур Фото - фото: vestikavkaza.ru

Отечественный эксперт признался, как запуск пилотируемого корабля Илона Маска отразится на космической отрасли постсоветского пространства.

Олег Ахметов рассказал корреспонденту медиа-портала Сaravan.kz, как последние научные достижения могут повлиять на развитие данной отрасли в Казахстане, и не только.

30 мая Илон Маск запустил космический корабль Crew Dragon. Этот факт взбудоражил не только российские, но и казахстанские СМИ. Например, в telegram-канале политолога Талгата КАЛИЕВА было написано следующее:

«Успешный запуск Илона Маска, по всей видимости, может стать началом завершения эры космодрома Байконур. Основанный в далеком 1955 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 292-181сс как научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны СССР изначально предназначался для запуска водородных бомб, а после стал воротами в космос. Одной из главных причин выбора этой географической точки стала близость к экватору, позволявшая максимально использовать скорость вращения Земли, что снижало расход тяги двигателей на единицу полезного груза.

На данной широте при запуске космической ракеты в восточном направлении она получает дополнительно почти четыре процента орбитальной скорости - 316 метров в секунду. В 2004 году Договор аренды Россией у Казахстана космодрома Байконур был продлен до 2050 года. Но при динамике развития более дешевых технологий Илона Маска предлагаемые Роскосмосом коммерческие рейсы в космос могут оказаться неконкурентоспособными».

Казахстанский эксперт Олег АХМЕТОВ по этому поводу имеет другое мнение:

- Пока Маск не может похвастаться дешевизной. Вот если он поставит дело на поток, получит сертификат NASA для регулярных полётов, тогда у него одно место может стоить в районе 55 миллионов долларов. Сейчас американцы платят Роскосмосу по 90 миллионов долларов за место. Маск уже вышел на финишную прямую в этом деле. Был один беспилотный запуск, потом пилотируемый, и если они вернутся нормально, то сертификат получить будет легко. Рогозин обозвал это батутом, а кто-то из специалистов красиво сказал: «Ну, Маск построил очередной трамвай для поездок на МКС». Это система исключительно для низкоорбитальных полётов – только туда и обратно. Маск это сделал в пику России, чтобы не платить больше за полёты до МКС. Теперь даже предложили, чтобы после того, как докажут безопасность корабля, космонавты менялись. Американцы бесплатно летали на «Союзе», а россияне – на Crew Dragon.

- Американцы стали более конкурентоспособны благодаря этому?

- Да нет. Американцы отдали всё это коммерсантам, потому что заняты «Орионом», кораблём для полётов в дальний космос, на Луну и дальше. А это и даже часть лунной программы отдали частной компании. Американцев другое больше интересует.

- Какое значение имеет космодром Байконур в освоении космоса?

- Он как был, так и есть основной космодром по запуску тяжёлых ракет. Пока «Протон» до 2024 года будет летать, пилотируемая программа России останется основанной на Байконуре. Сейчас идёт реконструкция комплекса «Гагаринский старт», кроме России и Казахстана участвуют Арабские Эмираты. Площадку изначально строили для запуска ракет «Союз-У», но последняя уже улетела, и теперь оттуда будут запускать «Союз-2». Под неё и идёт реконструкция. Плюс казахстанско-российский проект «Байтерек», «Назарбаевский старт», как сейчас назвали. Оттуда будут летать «Союз-5» и «Союз-6» и, возможно, даже новый российский пилотируемый корабль «Орёл». По крайней мере, испытательные запуски.

- Какие ещё игроки существуют в системе мирового космостроения?

- Сейчас на первом месте Китай. Даже во время пандемии едва ли не каждую неделю запускал спутники – в городе Ухане создали одноимённый. Ещё два запустили недавно, на очереди новая ракета-носитель. Объявили о марсианской программе: полетят зонд, марсоход и орбитальная станция. Пятого мая испытали новый прототип тяжёлого носителя, который может летать и на Луну, и на Марс, и выводить на орбиту тяжёлые аппараты. В следующем году начнут строить станцию на орбите, первый блок повезут. Китай лидирует по количеству запусков в мире.

- А кто побеждает в космической гонке?

- Если называть освоение космоса гонкой, на первом месте идёт Китай, но в космосе нужно сотрудничать со всеми. Наши спутники дистанционного зондирования Земли запускал Маск, потому что предложил самую дешевую цену. Есть ещё Европейское космическое агентство с ракетой «Ариан» - из-за пандемии они перенесли на следующий год испытание нового тяжёлого носителя «Ариан-6». Новый носитель «Vega» они ещё делают. Есть стартапы для малых спутников в Китае. Все работают.

- Как карантин повлиял на космическую отрасль?

- На французском космодроме Куру прекратили все пуски, потому что в посёлке рядом нашли кого-то с коронавирусом. И свернули всё, сотрудников эвакуировали. У Штатов один запуск задержали на несколько месяцев, потому что все работают дистанционно. Зато Китай поставил палатки в степи, карантинная зона, специалисты там жили, но продолжали работать. Многие программы сдвинулись на следующий год.

- А что с Байконуром?

- В начале апреля с него полетел пилотируемый экипаж, и грузовой корабль стартовал в конце. Туда приезжал один из руководителей Роскосмоса, который умер от коронавируса, но с космонавтами он не общался. На космодроме очень жёстко, у них строгий обсервационный режим, я об этом ещё лет двадцать восемь назад впервые услышал. Как только космонавты приезжают на Байконур, они сразу попадают на строгий карантин, независимо от того, эпидемия или нет, чтобы заразу на орбиту не занести. Даже в обычное время журналистам на день СМИ измеряют температуру на входе. Микрофоны обрабатывают эпидемиологи, не забывая даже «удочки», на которых те висят. Так давно заведено, поэтому привычно для космонавтов.

- Какие перспективы у космического туризма?

- Для широкого слоя населения он не появится никогда, даже суборбитальные полёты стоят больше 200 тысяч долларов. Это десятиминутное парение на границе с космосом и возвращение обратно. А вообще и сейчас есть проекты, в которых туристы на корабле облетают орбитальную станцию, и это стоит больших денег. Уже сейчас одна компания заказала у Роскосмоса корабль, чтобы в нём летели один командир и два туриста. И они могут целый месяц на МКС жить. Проектов таких много, только плати деньги. Естественно, людей проверяют, чтобы сердце было нормальное и мозг мог выдержать. Но первому туристу было за шестьдесят, ему стало немного плохо, но потом он восстановился – здоровье не должно быть, как у Гагарина. Здоров по общим показателям – лети, научат кушать в космосе и пользоваться туалетом. Там специальные туалеты, отдельные для мужчин и женщин, работают, как насосы. Причём космонавтов учат каждые два часа ходить по-маленькому, строго. На МКС нет силы тяжести, как на Земле, и люди не чувствуют, когда им нужно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи