Как акимов вынудят быть заинтересованными в развитии малого бизнеса - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как акимов вынудят быть заинтересованными в развитии малого бизнеса

Как акимов вынудят быть заинтересованными в развитии малого бизнеса

Очень скоро акимы будут лично заинтересованы в том, чтобы малый и средний бизнес на вверенной им территории рос и развивался.

  • 12 Ноября 2019
  • 416
Фото - Caravan.kz

Ну, по крайней мере, в правительстве и парламенте на это очень сильно надеются. О чем и сообщили на неделе, утверждая закон о передаче в местные бюджеты одного из видов налогов с малого и среднего бизнеса.

Вперед, к финансовой самостоятельности!

Простые граждане редко думают о том, откуда берутся деньги на зарплаты бюджетникам, бесплатные лекарства в поликлиниках, ремонт дорог и прочее. Да и не должны они об этом думать, грамотное распределение бюджета – задача правительства, депутатов парламента и маслихатов, акиматов.

Но со следующего года самостоятельности у власти на местах прибавится. Мажилис одобрил законопроект, согласно которому корпоративный подоходный налог с малого и среднего бизнеса не станут отправлять в республиканский бюджет, а он останется в регионе. Это, как признался министр национальной экономики РК Руслан ДАЛЕНОВ, создаст главной казне условные потери в 423 миллиарда тенге в 2020 году, 487 миллиардов – в 2021-м и 541 миллиард – в 2022-м. Условными эти потери глава министерства назвал потому, что примерно на эту сумму регионам сократят субвенции из республиканского бюджета. Сейчас, по данным ведомства, акиматы могут обеспечить потребности регионов в среднем на 41 процент, остальное им перечисляется из центра. По плану, в 2020 году на местах будут себя обеспечивать на 46 процентов, а в 2022-м – на 52.

Каким образом? Миннацэкономики делает ставку на то, что в районах теперь станут усиленно развивать малый и средний бизнес, понимая, что это та курица, которая будет нести золотые яйца. Собственно, цифры по условным потерям республиканского бюджета с тем расчетом и прописаны.

По прогнозам МНЭ, доля МСБ к 2025 году будет составлять 35 процентов ВВП (сегодня 28,4 процента). В связи с этим добавленная стоимость производства малого и среднего бизнеса вырастет на 23 триллиона тенге, дополнительные налоговые поступления составят
4,3 триллиона тенге, а число постоянных рабочих мест увеличится на 700 тысяч.

– Это без учета того, что кто-то будет выбывать. Мы считаем, что передача КПН (корпоративный подоходный налог) в местный бюджет создаст заинтересованность на местном уровне развивать региональную экономику. Чем лучше развивается бизнес, тем больше налогов поступает в бюджет. Прямая заинтересованность появляется у МИО в развитии региональной экономики, – продолжил расписывать прекрасное будущее победившей рыночной экономики Руслан Даленов.

Были б деньги, можно и подушку безопасности иметь

В то, что за пять лет исключительно благодаря совместным усилиям по улучшению собственного благосостояния мелких бизнесменов и региональных чиновников такие планы сбудутся, мажилисмены предсказуемо не поверили.

– Самое главное, чтобы у регионов хватило денег на реализацию социальных программ. Передача КПН на местный уровень – это правильный шаг, современный. Но КПН формируется за счет предприятий, у которых большая зависимость от внешних рынков. И граждане не должны пострадать, если КПН регионы не смогут собрать. Гражданину, который пришел в поликлинику, все равно, из каких источников эта поликлиника финансируется – из республиканского или из местного! Я прошу вас, чтобы вы не заняли позицию стороннего наблюдателя: мол, “хотели самостоятельности – живите как хотите”. Нет! Надо помочь. И не трансфертами, а финансированием МСБ с помощью банков, чтобы КПН рос! – обратился к министру национальной экономики спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН.

А потом спросил в лоб:
– Вы же министр экономики! Скажите откровенно: деньги есть сегодня в бюджете, в экономике для малого и среднего бизнеса? Достаточно?

– Денег в экономике, Нурлан Зайруллаевич, мало, – признался Даленов.

Основная проблема, которую видят в правительстве, это недоступность кредитов для предпринимательства в глубинке. Но, как заверил министр, совсем уж без поддержки центр регионы не оставит: во-первых, та самая подушка безопасности, о которой просит Нигматулин, предусмотрена и называется “балансирующий трансфер на поддержание доходов”. Во-вторых, создан проектный офис, в котором представители дотационных областей, Нацбанка и правительства будут сообща решать – как помочь бизнесу на местах.

– Есть на местах инвестпроекты почти на 41 миллиард тенге. Конкретные – со ставкой окупаемости, с финансовыми моделями. Они есть до 2025 года. Проекты будут представлены банкам второго уровня, поскольку основная проблема, о которой там говорят, это качество проектов, отсутствие залогов и высокая ставка. Поэтому подготовлены конкретные предложения, вместе с БВУ мы будем их сопрягать и выводить на конкретное кредитование, – заверил Руслан Даленов.

Кто заставит их бизнес развивать?

Вместе с тем мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ считает, что проблема низкой кредитной активности банков второго уровня – зачастую не низкое качество залогов и иные минусы заемщиков, а банальная пассивность банкиров.

– Свободные средства у БВУ имеются, но они предпочитают не возиться с предпринимателями, а вкладывать деньги в ноты Нацбанка под 9 процентов. Мы предлагаем очевидное решение: министерству экономики вместе с НБ РК ввести ограничения для банков как по приобретению этих нот, так и по их доходности. Надо принудить их кредитовать экономику. И тогда БВУ сами начнут искать предпринимателей! Ведь эти деньги во многом пришли от государства в рамках поддержки банковского сектора или депозитов от нацкомпаний. Так пусть они и работают на государственные интересы, а не только на банки, – говорит Перуашев.

Казахстанские предприниматели и экономисты уже не впервые выступают с таким предложением, но ни Нацбанк, ни правительство пока идею не комментируют.

В то же время Азат Перуашев обратился и к местным властям:
– При среднем уровне доли МСБ в экономике – 28,5 процента в добывающих регионах он всего 10–15 процентов, то есть в два раза меньше. Объясняют наличием крупных инвесторов. Но ведь напротив, если есть гиганты-недропользователи, то они должны значительную часть своих доходов оставлять на месте, через закуп товаров и услуг у казахстанских партнеров. А раз этого не происходит – нужно принимать меры через офсетную политику и иные инструменты, – уверен депутат.

Смогут ли акимы на местах выдвинуть крупным недропользователям такие условия, чтобы те массово их послушали – вопрос отдельный, но, видимо, и этому придется теперь местным властям учиться.

НУР-СУЛТАН

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта