Опубликовано: 36000

Известный адвокат Джохар Утебеков прокомментировал самые резонансные уголовные дела октября

Известный адвокат Джохар Утебеков прокомментировал самые резонансные уголовные дела октября Фото - открытые источники

Чем могут закончиться дела Бахытбека Есентаева и Лилии Рах, и что ждет карагандинского учителя Юрия Пака по мнению правозащитника Утебекова.

Осень оказалась крайне урожайной на громкие судебные разбирательства и спорные судебные решения в Казахстане. Великодушное прощение Баян Есентаевой своего супруга, суровый приговор карагандинскому учителю физики Юрию Паку и "отпуск грехов" Лилии Рах похищенным Хамро Сувановым – всё это вызывает у казахстанцев массу вопросов.

Джохар Утебеков, фото из Facebook
Джохар Утебеков, фото из Facebook

Известный правозащитник Джохар Утебеков поделился своим мнением и попытался прояснить юридические детали каждого из этих дел в разговоре с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz.

Дело Бахытбека Есентаева о покушении на убийство Баян Есентаевой

Едва Баян Есентаева публично заявила, что простила супруга, который чуть не отправивил ее на тот свет этим летом, Казнет захлестнула волна споров: прекратят ли теперь дело, и сможет ли Бахытбек Есентаев избежать уголовной ответственности.

Баян и Бахытбек Есентаевы, фото из открытых источников
Баян и Бахытбек Есентаевы, фото из открытых источников

 - Часть дела действительно может быть прекращена судом за примирением сторон по ч.1 ст. 120 и по ч.1 ст. 121 УК РК, - поясняет адвокат Утебеков. - Поскольку он (Есентаев – прим.ред.) обвиняется в изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера. В этой части дело должно быть прекращено за примирением сторон, и Алматинский областной суд косвенно это уже подтвердил. Но ему вменяется и «Покушение на убийство», а прекращение дела по особо тяжким преступлениям в связи с примирением вообще не предусмотрено. По просто тяжким преступлениям – даже есть будет какая-то переквалификация - оно предусмотрено только для отдельных категорий граждан: пенсионеров, несовершеннолетних, одиноких женщин и мужчин с малолетними детьми. Как я понимаю, подсудимый под эти категории не попадает и рассчитывать на примирение не может. Но суд вправе учесть это (примирение Есентаевых – прим.ред.) при выборе меры наказания. Защита публично озвучила, что пытается добиться переквалификации с «Покушения на убийство» на «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Это достаточно распространенная практика в подобных случаях. Если адвокаты Бахытбека Есентаева этого добьются, и суд сочтет его виновным по данной статье, то при выборе меры наказания (санкция составляет от трех до семи лет лишения свободы) будет учитываться мнение потерпевшей, что может существенно смягчить наказание.

Дело карагандинского школьного учителя физики Юрия Пака, приговоренного к двум годам лишения свободы за ложный звонок о бомбе.

Подсудимый учитель физики Юрий Пак (второй слева), слева от него — жена Ольга, справа — его адвокаты. Фото: Радио Азаттык
Подсудимый учитель физики Юрий Пак (второй слева), слева от него — жена Ольга, справа — его адвокаты. Фото: Радио Азаттык

1 октября суд признал его виновным и приговорил к двум годам лишения свободы. Десятки человек, пришедшие в суд поддержать Пака, публично высказали свое недовольство таким решением. По мнению общественности учитель не заслужил такого сурового наказания.

 - Я не могу говорить о его виновности или невиновности: я недостаточно знаком с материалами дела, - говорит Джохар Утебеков. - Но я уже высказывался о суровости наказания. Юрий Пак - социально-полезный гражданин, уважаемый член общества. Что меня смущает: пусть даже суд пришел к выводу о его виновности – как он счел возможным назначить ему реальный срок, хотя мог ограничиться условным осуждением? Даже если встать на позицию Фемиды, столь суровое наказание вызывает мое удивление, и многочисленные комментарии суда меня разубедить не могут. Из раза в раз мне повторяют одно и то же, что такие звонки – не шутки. Никто с этим не спорит. Человек привлекается к уголовной ответственности, но для чего лишать его свободы за это?

Джохар Утебеков отметил, что защита Юрия Пака уже подала заявление на апелляцию судебного решения.

Дело Лилии Рах о похищении и пытках бизнесмена Хамро Суванова

Лилия Рах, фото из открытых источников
Лилия Рах, фото из открытых источников

Первое же судебное заседание по делу светской львицы Рах оказалось сенсационным – якобы похищенный ею Хамро Суванов попросил суд не привлекать бизнесвумен к ответственности. И здесь снова возникли вопросы, ведь до суда Рах держали в СИЗО…

 - У меня вызывает возмущение, что женщины содержатся в СИЗО до вынесения приговора в ситуациях, когда для этого нет никаких предпосылок, - комментирует это дело г-н Утебеков. - В моем понимании здесь есть два возможных аспекта. Первый – человек может сбежать от правосудия, как это было в случае с бывшим председателем агентства по статистике Мешимбаевой. Второй – человек может продолжить преступную деятельность. Второе отпадает сразу: сомнительно, что Рах будет дальше продолжать кого-то похищать и пытать, если даже это имело место. Но, видите, ее уже задержали. Вместо заключения в СИЗО у нее просто могли взять какое-либо имущество в залог. Она уважаемый член общества, у нее маленький ребенок. Учитывая все эти факторы, следствие и прокуратура могли ограничиться другой мерой пресечения. Это первое, что у меня вызывает возмущение по этому делу.

Что касается примирения: я не берусь давать морально-этическую оценку прощению потерпевшего. Но если суд будет выносить обвинительный приговор, то он может учесть это как смягчающее обстоятельство, и применить в отношении Рах как условное осуждение, так даже и примирение с потерпевшим. Хоть ей и вменяется тяжкое преступление, она, как мать малолетнего, попадает под категорию лиц, которые имеют право на прекращение дела в связи с примирением с потерпевшим даже по тяжким преступлениям. Под малолетними в УК РК понимают детей до 14-ти лет.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи