Опубликовано: 3900

Главная деталь авто – мозг водителя

Главная деталь авто – мозг водителя Фото - автора

От ДТП не застрахован никто. Но специалисты уверены: шансы его избежать можно повысить в разы, если знать, что нужно делать за рулем, и чего делать категорически нельзя.

По данным МЧС Казахстана в январе-феврале 2010 года в чрезвычайных ситуациях погибло на 32 % больше людей, чем за такой же период прошлого года. Немалую долю ЧП составляли дорожно-транспортные происшествия. Водители все больше жалуются на то, что ездить по городу становится все сложнее и опаснее, но, не смотря на все старания дорожной полиции, кардинально изменить ситуацию пока не удается.

Основатели и руководители школы по безопасному вождению в экстремальных условиях Василий Тарабанько и Татьяна Лубошникова объясняют ситуацию недостаточной подготовкой водителей. Основная причина ДТП по их мнению, это четыре «не»: невнимательность, незнание, неумение и нежелание думать за рулем.

- Бывает, что человек 15-20 лет за рулем, а получается, что он все эти годы неправильно управлял автомобилем, потому что его воспитывала улица, и он ездит так, как ему хочется, - говорит Василий Тарабанько. -  За эти годы он все равно попадал в какие-то дорожные ситуации, и как только он попадает в ДТП, то в следующий раз, в аналогичной ситуации он начинает думать: «Я лучше или приторможу, или вообще туда не поеду».

- Есть люди, которые психологически вообще не готовы садиться за руль, им лучше передвигаться на общественном транспорте или заказывать такси, - уверена Татьяна Лубошникова. 

- Теоретически правила едины для всех, а практически некоторые на дороге такие вещи вытворяют, что просто караул, - соглашается Василий Тарабанько. - Я бы хотел заострить внимание на том, что не всем, кто хочет купить автомобиль, стоит выдавать водительское удостоверение. Почему от них должны страдать невинные люди?

Рулить и ездить – разные вещи

- Когда находишься за рулем, по манере вождения можно определить, кто ведет впереди идущий автомобиль – новичок, женщина, пожилой человек, - говорит Татьяна Юрьевна. – Например, у нас есть дамы, которые даже неправильно держат руль – огромный, длинный маникюр не дает им возможности это сделать. Или каблуки. Где гарантия, что когда нужно будет нажать на тормоз, шпилька не зацепится за коврик? Я не против красоты, но за рулем нужно переобуваться.

- У женщин есть такая манера вождения: когда свободен правый ряд, они обязательно будут ехать в левом, - добавил Василий Павлович. – Но у нас ведь не только женщины за рулем не правильно ездят. В Алматы очень много автомобилей из разных регионов Казахстана. Водители приносят сюда свою манеру вождения и создают очень опасные ситуации. В своем регионе такой водитель - герой на дороге, а тут начинает теряться, путаться в развязках, потому что просто не обращает внимания на знаки. При этом еще таксует – может подрезать, и совершенно не думает о том, что рядом идет другая машина.

Или так называемые молодежные понты. Я всегда привожу такой пример: целая лаборатория изобретала автомобиль, чтобы он в итоге достался дураку. Если человек хочет показать, какой он мастер или просто порезвиться, то для этого есть специальные площадки. Но зачем это делать в городе?

Водители общественного транспорта уже стали притчей во языцех. По данным УДП Алматы с начала 2010 года они нарушали правила дорожного движения более 2 500 раз, создав опасные аварийные ситуации на дороге полсотни раз.

- По-моему, автобусники - это самый страшный народ, - признается Татьяна Лубошникова. - Автобусы должны передвигаться в правом ряду, и переходить в левый только в случае поворота, а они едут так, как будто одни на дороге. Я, конечно, понимаю, что водители гоняются за теньгой, им нужно кормить семью, но нельзя это делать за счет жизней других людей. 

Впрочем, есть ситуации, когда и хорошему водителю за руль лучше не садиться.

- Допустим, человеку позвонили и сказали, что дома что-то случилось, - приводит пример Василий Тарабанько. - Он садится в автомобиль и просто катит, а все мысли – дома, и вместо того, чтобы на перекрестке нажать на тормоз, такой водитель влетает на полной скорости в другой автомобиль. Почему человек в таком состоянии садится за руль и не думает о безопасности окружающих? Если такая ситуация случилась, поставь машину, сядь на мотор и поезжай.

- Если вы сели за руль, вы должны быть внимательны, - предупреждает Василий Павлович. - Давайте представим, что вы летите в самолете, а пилот при посадке с кем-то болтает, куда-то выходит. Вы же не полетите с таким пилотом, ведь он отвечает за вашу жизнь. Точно также и человек, который ведет автомобиль, потому что вероятность попадания в аварию в городе больше, чем в небе.

Бывает, что водитель или магазин новый увидел, или барышню красивую, и отвлекся, а в это время на дорогу выбежал пешеход, или машина впереди резко остановилась. На тренировках мы создаем разные ситуации, и если отработать их 50 или 100 раз на автодроме, то водитель будет управлять автомобилем, не отвлекаясь, и в реальной ситуации не растеряется.

Опасность нужно предвидеть

Не каждый водитель, садясь за руль, помнит, что при скорости 60 км/ч на идеально ровном и сухом асфальте тормозной путь составит от 12 до 14 метров, а при 100 км/ч машина проходит один километр за 34 секунды. Причем, разница в 30 км/ч вряд ли существенно сократит время поездки: расстояние в 48 км на скорости в 88 км/ч автомобиль проезжает за 32.7 минут, а при 120 км/ч – не более, чем на 8.7 минут быстрее. Кстати, если на скорости не больше 50 км/ч автомобиль ударится о какое-то твердое препятствие, водитель и пассажиры могут получить серьезные травмы. Пристегнутый ремень безопасности сможет, конечно, защитить от переломов, но от разрыва селезенки или опущения почек он не спасет.

Незамеченная вовремя яма, или скользкий участок дороги в сочетании с неправильным поведением за рулем могут закончиться еще хуже – машина может вылететь в кювет или начать «кувыркаться».

- У нас был случай, когда мы ездили в Астану, - вспоминает Василий Тарабанько. - Дорога была чистая, но вечером пошел меленький дождик и подул ветерок и сразу за небольшим подъемом образовался лед. Машину кинуло в одну сторону, потом в другую. Благо, я знаю, что делать, я ее выровнял, и мы поехали дальше. Если человек не растеряется, не нажмет на тормоз, а будет бороться до конца, то вероятности опрокидывания уже не будет.

Менее опытный водитель может растеряться, резко затормозить и его выкинет с трассы.

Из разговора с руководителями автошколы безопасного вождения я сделала для себя вывод, что экстремальные ситуации все же чаще возникают в городе, в плотном автомобильном потоке.

- У нас был случай, когда мы ехали по главной дороге, а сбоку молодой человек пошел на поворот, - рассказывает Татьяна Лубошникова. - Вот дайте ему простор и все тут! Мы ушли от столкновения, а если бы затормозили, он бы вошел нам в бок.

- Еще пример, - продолжает Василий Тарабанько -  У вас до перекрестка еще 100 метров, вы спокойно едете, и вдруг машина впереди резко останавливается кого-то пропустить, или вы сами останавливаетесь, если кто-то поморгал вам фарами или помахал рукой. В правилах нигде не написано, что вы обязаны пропустить машину, если водитель вас попросил. Вы делаете это из уважения, но при этом не знаете, кто едет сзади. Эта ситуация очень часто встречается в городе.

- Что такое 90-60-90? Это не параметры красавицы, это водитель проезжает мимо поста ГАИ, - шутит Татьяна Лубошникова. - Например, в Алматы на улице Саина три моста. Только на первом и на последнем есть камеры слежения. На первом машины притормаживают, но затем сразу увеличивают скорость. Поэтому у среднего моста часто стоят дорожные полицейские с радаром. Человек их увидел – и резко по тормозам. Другая ситуация. Пешеходный переход, человек еще не успел ступить на дорогу, но впереди идущий водитель заметил инспектора дорожной полиции и резко остановился, - сказала она. 

- В городских условиях человеку необходимо правильно принять решение, когда на дороге возникла какая-то ситуация, например, выбежал пешеход, - поясняет Василий Тарабанько. - Первая реакция – тормоз, и в результате человек оказывается на капоте, лобовое стекло разбито.

- Если впереди идущая машина резко тормозит, то один из основных моментов, которые позволят избежать ДТП – это соблюдать дистанцию, чтобы водитель успел отреагировать на ситуацию, - говорит Татьяна Лубошникова. -  В городских условиях больших скоростей не должно быть вообще – не выше 60 км/ч. А раз скорость не слишком большая, то главное – это внимание.  Если водитель не отвлекается, то не может быть такой ситуации, что он едет, и вдруг на дороге оказывается яма. Ее же видно. Разумеется, если внимание теряется, то все будет «вдруг», и может произойти все, что угодно. Допустим, человек едет и видит яму. Прежде всего, нужно посмотреть налево, и если там идут машины, то лучше притормозить и пропустить их. Если возможности объехать нет, то нужно просто притормозить и потихоньку эту яму проехать. Бывает так, что в городе в сильный дождь ямы не видно. Это значит, что нужно быть более аккуратным. Если осадки, то дорога уже скользкая. Даже при первых каплях дождя машина ведет себя по-другому.

Допустим, человек едет по трассе, и пошел дождь. При движении по прямой нужно чуть-чуть притормаживать, но делать это можно только на прямом участке дороги. Это сразу позволит почувствовать, прихватывают колеса асфальт или нет. Если прихватывает, то можно спокойно ехать дальше, а если нет, особенно если водитель не очень уверен в себе, то следует быть более осторожным, сбавить скорость, но не торможением, а убирая ногу с педали газа и ехать на той скорости, на которой ему будет комфортно. Пусть это будет 40 км/ч или даже 30 км/ч, главное – сохранить свою жизнь и жизни сидящих рядом людей. 

Резкое торможение всегда ведет к каким-то последствиям. Это далеко не всегда выход из ситуации. После нажатия на педаль тормоза, машина все равно продолжает идти по инерции. Нормальный, думающий водитель всегда помнит, что на сухом асфальте при скорости 60 км/ч тормозной путь – 12-14 метров. А если человек не думает за рулем, то как его заставить это делать?

 Всегда нужно работать на опережение, прогнозировать ситуацию на дороге. Если вы видите, что со второстепенной дороги вылетела машина, лучше ее пропустить. Однако, если ситуация сложилась так, что столкновения избежать невозможно, то нужно из нескольких зол выбирать наименьшее. Так, лобовой удар – самый страшный. Есть ряд приемов, которым мы обучаем – уход от удара, скользящий боковой удар.

Уход от препятствия, например, если ребенок неожиданно выскочил на дорогу, возможен, но это не означает просто нажать на тормоз. Этому мы и обучаем. Мы учитываем эти 12-14 метров и уходим от препятствия боковым скольжением. Но этому нужно учиться, не стесняясь своего возраста и стажа вождения. Можно 20 лет откататься за рулем и при этом ничего не уметь.

Тоже самое с таксистами или автобусами, которые могут резко повернуть из левого ряда в правый. Резкое торможение не спасет. Тут нужен тот же самый уход от препятствия, - говорит Татьяна Лубошникова.

- На тренировках мы отрабатываем такой прием, как экстренное торможение с уклонением, - добавляет Василий Тарабанько. - Доказано, что если человек, увидев препятствие, нажимает на тормоз, то чисто психологически не может убрать ногу с педали тормоза. Мы учим с этим справляться. Затормозили, погасили скорость и уйдите.  Боковой удар лучше, чем лобовой. Даже если выбежал пешеход – одно дело задеть его боковым скольжением, и он просто сядет на землю, а другое – поддеть на капот, - поясняет Василий Тарабанько. 

На площадке тем временем начинает работать молоденький паренек - Дима. Несколько лет назад он попал в ДТП. После этого он вообще не садился за руль. Кроме того, раньше ему доводилось ездить только на автомобиле с автоматической коробкой передач. Даже тронуться с места на механике было для него довольно сложно. Сегодня у Димы всего третье занятие, а он закладывает на машине инструктора такие виражи, которые чаще увидишь в кино, чем на автодроме. Даже не верится, что когда он еще ходил в обычную автошколу, инструктор заявил парню, что тот вообще никогда не сможет ездить, и учить его бесполезно.

- Когда едешь, в голове одна мысль – сделать все правильно, и нет времени думать о чем-то другом, - говорит Дима. – На тренировках ситуацию можно отработать и 100, и 200 раз, а на трассе будет всего один раз. И не хотелось бы, чтобы он стал последним. Сейчас многие по городу гоняют, а когда приходят сюда, то оказывается, что они ничего не умеют. Лучше уж по городу ездить спокойно, не создавая проблем ни себе, ни другим, а свое мастерство показывать здесь, на специальной площадке.

- Мы помогаем человеку, который боится сесть за руль, перейти этот барьер и чувствовать себя уверенным. Но не самоуверенным. Должна быть культура вождения. Если у водителей ее нет, то бог им судья. Пилоты самолетов проходят медкомиссию каждый год. Да, у нас не воздух, у нас земля, но у нас и катастроф происходит гораздо больше. Поэтому нужно помнить о том, что автомобиль может быть оружием, может стать другом, а может – врагом.

- Я учу человека за рулем работать спокойно и плавно, чтобы он управлял автомобилем, а не наоборот, - говорит Василий Павлович.

Внимание, внимание и еще раз внимание…

- Думающий человек за рулем всегда выполняет одно правило: 3Д – Дай дорогу дураку, - уверена Татьяна Лубошникова.

Василий Тарабанько увлекся автомобилями еще когда только вернулся из армии. Ему страстно захотелось иметь машину, и он собрал ее сам. Первый железный конь до сих пор стоит у него во дворе.

Потом знакомые пригласили его в Тольятти, где и началась его спортивная карьера. Василий Павлович работал в лаборатории технических испытаний и рекламы автомобилей, ездил в командировки в Канаду, Бельгию, Америку, представлял продукцию Волжского автомобильного завода в действии на всех международных выставках.

За 30 лет работы он стал мастером спорта СССР и каскадером международного класса. Кстати, спортивная команда, которую он возглавляет, до сих пор является сильнейшей в мире, а его прыжок на автомобиле на чистом льду с 1990 года никто так и не смог повторить.

Когда знакомые и малознакомые люди стали интересоваться и просить научить их так же мастерски пилотировать автомобиль, появилась идея создания школы безопасного вождения.

От редакции

В ближайшее время мы планируем открыть новый раздел на подсайте Авто.Караван.kz, в котором вы сможете задать вопросы Василию Тарабанько на тему управления автомобилем в экстренных ситуациях, и получить квалифицированный ответ.

Следите за нашими обновлениями!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи