Опубликовано: 3000

Что скрывается за нежеланием министра науки рассказать, в какой стране обучаются его дети

Что скрывается за нежеланием министра науки рассказать, в какой стране обучаются его дети Фото - amanatpartiasy.kz

На днях министр науки и образования оказался в щекотливой и не самой простой ситуации.

После назначения Саясата Нурбека на этот пост выяснилось, что дети г-на министра учатся на Кипре. Еще 15 июня он пообещал, что они вернутся в Казахстан и будут ходить в обычную школу, а также обещал сопроводить это детальным фотоотчетом. Но в итоге ситуация развернулась не в его пользу, и глава ведомства огорчил некоторую часть общественности – 13 сентября в кулуарах правительства министр не смог ответить на вопросы журналистов о том, привез ли он детей в Казахстан и в какую школу они пошли.

«Вопрос этот касается моей личной жизни и, к сожалению, травмировал моих детей. Поэтому у меня огромная просьба, давайте этот вопрос будет касаться лично меня», - сказал господин Нурбек.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by QOS live (@qos.live)

Случай с министром подводит к куда более серьезному и важному вопросу: как можно охарактеризовать сегодняшнюю тенденцию с оттоком молодежи за рубеж? Но что в этой связи мы можем предложить нашему молодому поколению, дабы «утечка мозгов» из страны пошла на спад, и чтобы уже «утекшие мозги» вернулись на родину? Да и можем ли мы вообще строить оптимистичные прогнозы на этот счет?

Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение экспертной среды в сфере образования об этом.

«Ответ на вопрос о том, где учатся дети министров, отвечающих за образование в стране, показателен тем, что он демонстрирует реальную картину и ценность образования в стране, где они работают, - сказала нам отечественный эксперт и директор Бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева. - Меня больше поражает не то, где учатся дети министра, а то, почему депутату «интереснее» стать министром (исполнителем), нежели законотворцом? Это точно гротескная ситуация». Есть риски, что казахстанская молодежь останется в России – эксперт в сфере образования

Спикер назвала еще одним парадоксом тот момент, почему глава кабмина назначает на должность министра образования и науки человека, который имеет поверхностное представление об университетах и не является ученым, но берется управлять «этим хозяйством».

«За все время, что министр в должности, я не услышала ни одного заявления, касающегося развития отрасли. Нужно ли нам было это министерство? Агентства было бы достаточно», - считает Жанна Мендыбаева.

Наша собеседница отметила, что не видит особого смысла в существовании министерства, регулирующего высшее образование и науку, и пояснила, почему.

«Каждый раз, когда на должность министра сферы образования и науки приходит или назначается какое-то лицо, я жду, что он расскажет о программе своей будущей работы (помимо тех стратегических направлений, которые уже приняты государством). Ведь понятно, что охватить необъятное невозможно. Есть область интересов и компетенций каждого отдельного человека – кто-то хорош в науке, а кто-то силен в обустройстве университетов: вот и можно заявить о перспективах отрасли, а не бросаться словами про привязку государственных образовательных грантов к проблеме с общежитиями, или невозможность получения лицензии, если у университета нет общежития. Очередные опрометчивые обещания. Лучше бы министру подумать о том, как можно повлиять на качество высшего образования. Как сотрудничать с университетами в условиях, когда государством заявлена академическая свобода и автономия. Как поддержать отечественную науку, чтобы отечественные предприниматели заказывали исследования не за рубежом, а в стране.

Я вообще не вижу смысла в таком институте, как министерство, регулирующее высшее образование и науку, о чем много писала в социальных сетях. Есть казахстанские университеты, они представлены на глобальном рынке образования, и здесь работают все рыночные механизмы конкуренции. Дадите качественный контент и инфраструктуру для успешного обучения и исследований – студенты к вам потянутся. Будете ждать милостей от государства в виде грантов – студенты будут искать более интересные места для обучения. Мир открыт. Академическую миграцию никто отменить не может. И для академического туризма, и для совместных исследований много возможностей. Более того, государство само простимулировало обучение за рубежом, учредив стипендию «Болашак». Отток студентов – это проблема университетов, из-за закоснелости, несовременности и вечного отставания от основных трендов современного рынка труда. Университеты должны идти не в ногу с рынком труда, а они должны его опережать!» - убеждена Мендыбаева.

Университеты, по словам отечественного эксперта, должны задавать горизонты для развития рынка.

«Что должно сделать государство для университетов – не мешать. И выделять гранты только тогда, когда оно точно знает, что через 4-6 лет сможет обеспечить работой тех, кто обучался за деньги налогоплательщиков. Чиновники не могут и не должны указывать молодому человеку, где и на кого учиться, особенно тогда, когда семья студента платит за обучение.

Говоря о проблеме, почему казахстанские студенты делают выбор не в пользу отечественных вузов, я могу обозначить следующее. Первое – государства слишком много в университетах, и оно плохо управляет. Второе – если государство хочет управлять университетами и ждет качества, пусть покажет качество в национальных и государственных университетах. Ну и третье – нужно всегда помнить о конституционных правах гражданина и его свободах.

Для того, чтобы «молодые мозги» не спешили покидать родину, а уже покинувшие возвращались в «Жаңа Қазақстан», нужно приложить немало усилий. Во-первых, открыть производства: заводы, фабрики, технологические и сервисные компании. Во-вторых, позаботиться о достойной заработной плате, предлагаемой молодому специалисту. Третье – привлекать инвестиции в науку и технологии. Ну и последнее – вкладываться в научную и образовательную инфраструктуру. Молодежь едет туда, где интересно, комфортно, перспективно и справедливо», - подытожила Жанна Мендыбаева. «Взрослые защищены от такого произвола»: что не так с продлением учебного года в Казахстане

По мнению кандидата педагогических наук и директора издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Натальи Новосельцевой, гротеска в этой ситуации нет, а вот печаль присутствует. 

«По сути вопроса про обучение детей Саясата Нурбека за пределами страны: да, действительно, летом он подтвердил, что его дети учатся в школе в другой стране. Вернулись они или нет – мы не знаем. Предположим, что его дети пока не смогли начать обучение в Казахстане. Могут быть вполне объективные причины. Например, дети не хотят переходить в другую школу, или им не хочется расставаться с друзьями, или им врач рекомендовал морской воздух. Мы можем только предполагать… Мой коллега, молодой мужчина, переболел COVID-19 полтора года назад, до сих пор не может восстановиться, уже несколько раз побывал в стационаре. Теперь ему врачи заявили, что и не восстановится вовсе, так как у нас в Алматы климат ему не подходит, и порекомендовали ему год жить у моря. Мне также известно, что Саясат Нурбек очень тяжело перенес COVID-19, он об этом писал в соцсетях. Откуда мы знаем, может, и дети болели… Зачем сейчас выяснять причины, почему дети учатся не в Казахстане? Это, действительно, его личное дело. Кроме того, обучение на Кипре в частной школе действительно дешевле, чем, например, в частных школах столицы. На Кипре есть и бесплатные муниципальные школы. А вот, например, расценки одной из частных школ нашей столицы:


Есть и так называемые недорогие частные школы, в которых обучение стоит 2 000 000 тенге в год. Почему, например, многих не интересует, дети чьих родителей обучаются за 12 000 000 тенге в год в Казахстане?

И если Саясат Нурбек рассуждает о том, как сделать наше казахстанское образование престижным и привлекательным, что в этом плохого? Да, ему досталось министерство с проблемами, и надо отдать ему должное, он старается их решить. Пока все его публичные выступления действительно демонстрируют его погружение в тот спектр проблем, который ему приходится сейчас решать, например, поднять престиж ученых, или обеспечить студентов общежитиями», - отметила наша собеседница. 

Что касается тенденции с оттоком казахстанских студентов за рубеж – она, по словам Натальи Новосельцевой, определенно есть, но при этом качественно изменилась.

«Если раньше в основном ехали те, кто имеет денежные средства на обучение за рубежом, то сейчас появились конкурсы и гранты, которые дают возможность действительно талантливой молодежи поехать на обучение за рубеж. Сейчас на обсуждении несколько НПА, которые расширяют список зарубежных стажировок, и в этих списках появилось очень много китайских и американских вузов. Мне кажется, что это хорошо, что наши студенты нарасхват. Недавно была в отпуске в Венгрии. Там учатся наши казахстанские студенты: кто-то выиграл конкурс на обучение в магистратуре, у кого-то стажировка. Платят они только за проживание в общежитии. Те, кто женат или замужем, имеют возможность жить с супругом. Мне кажется, это просто замечательно: они имеют возможность и учиться, и диссертацию там защитить, плюс возможность путешествовать по Европе с семьей. 

Если казахстанские студенты делают выбор не в пользу отечественных вузов, то, во-первых, это их право. Во-вторых, надо создать комфортную среду и инфраструктуру в наших вузах: университетские городки с общежитиями, библиотеки, спортивное движение и т.п.

Если наша страна будет действительно придерживаться тех реформ, которые были провозглашены «Жаңа Қазақстан», то да, можно будет остановить «утечку мозгов». Надо стремиться сделать нашу страну привлекательной для молодежи с точки зрения трудоустройства по полученной специальности с хорошей зарплатой, плюс социальные лифты: какие-то социальные программы, получение льготного жилья, перспективы для открытия бизнеса и прочее. Вот тогда действительно можно строить оптимистичные прогнозы», - резюмировала Наталья Новосельцева.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи