Опубликовано: 140

Что премьер-министр думает о снижении пенсионного возраста в Казахстане

Что премьер-министр думает о снижении пенсионного возраста в Казахстане Фото - internetelite.org

Также глава правительства прокомментировал вопрос установления размера минимальной базовой пенсии.

Премьер-министр Аскар Мамин ответил на предложение депутатов мажилиса о снижении пенсионного возраста в Казахстане до 60 лет для мужчин и женщин, передает Tengrinews.kz.

- Касательно снижения пенсионного возраста мужчин и женщин до 60 лет и возврата к солидарной пенсионной системе. В настоящее время пенсионное обеспечение на всех трех уровнях (солидарная, базовая и накопительная пенсия) привязано к трудовому стажу. При этом размер солидарной пенсии постепенно снижается, так как при ее назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы. Снижающийся размер солидарной пенсии должен компенсироваться возрастающим размером накопительной части пенсии за счет увеличения периода перечисления обязательных пенсионных взносов. Базовая пенсия предоставляется всем лицам, достигшим пенсионного возраста, в размере от 54 до 100 процентов прожиточного минимума в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (как до 1998 года, так и после этой даты). То есть, чем дольше работал, тем выше размер базовой пенсии. Ранний выход на пенсию не позволяет сформировать достаточный объем пенсионных накоплений для получения адекватных пенсионных выплат в старости из-за непродолжительного периода перечисления пенсионных взносов. Кроме того, это отражается также и на размере базовой пенсии, - говорится в ответе Мамина на депутатский запрос.

Также глава правительства прокомментировал вопрос установления размера минимальной базовой пенсии, равной средней заработной плате по стране.

- Пенсионные отношения являются производными от трудовых отношений, в связи с чем пенсия назначается индивидуально каждому человеку и служит замещением дохода, получаемого в предпенсионный период. При этом согласно рекомендациям Международной организации труда коэффициент замещения утраченного дохода пенсионными выплатами не должен быть ниже 40 процентов. В этой связи привязка минимального размера базовой пенсии к средней заработной плате не отражает сущности пенсионных выплат, в силу чего экономически и методологически является необоснованной, - добавил премьер-министр.

Аскар Мамин также ответил на вопрос об индексации солидарной пенсии с учетом индекса роста реальных потребительских цен, а также индекса роста заработной платы. 

Премьер отметил, что солидарная пенсия является выплатой, ежегодная индексация которой гарантированно превышает уровень инфляции на два процента. Индекс роста реальных потребительских цен и заработной платы формируется на основе фактических данных за прошлый период, тогда как при повышении солидарной пенсии во внимание берется инфляция на соответствующий финансовый год.

- В этой связи рассмотрение вопроса ежегодной индексации пенсий с учетом индекса роста реальных потребительских цен, а также индекса роста заработной платы, то есть с учетом показателей прошлого периода, не является целесообразным. Вместе с тем в целях повышения материального положения пенсионеров в настоящее время проводится работа по модернизации пенсионного обеспечения, в первую очередь путем преобразования базовой пенсии в минимальную гарантированную пенсию. Предполагается, что механизм назначения минимальной гарантированной пенсии будет основан на действующей методике назначения базовой пенсии, но с совершенствованием определенных параметров. Данная мера предполагает повышение минимального размера с 54 до 70 процентов от величины прожиточного минимума, уменьшение минимального стажа участия с 10 лет до 5 лет, а также снятие максимального ограничения размера (в настоящее время максимальное ограничение составляет 1 ПМ при стаже 33 года и выше), - отмечается в ответе главы правительства.

Кроме того, одним из направлений модернизации является введение обязательных пенсионных взносов работодателя в 2023 году.

Как подчеркнул Аскар Мамин, планируемые меры в полной мере учитывают складывающуюся в стране и мире экономическую ситуацию, социальные и демографические факторы, а также ряд поручений, данных главой государства касательно модернизации пенсионной системы.

- Касательно эффективности развития накопительной пенсионной системы. Учитывая, что взносы работающего населения в накопительную пенсионную систему являются долгосрочными сбережениями и инвестициями, оценка эффективности инвестиционного управления пенсионными активами должна производиться, как минимум, на годовой основе, а более показательная оценка - в перспективе пяти и более лет. По информации Национального банка, по состоянию на 1 января 2021 года пенсионные накопления составили 12,9 триллиона тенге, за 2020 год прирост составил 20 процентов. В течение 2020 года пенсионные взносы показали положительную динамику и по итогам года увеличились до 1,1 триллиона тенге, что на 94,8 миллиарда тенге, или на 9,6 процента, больше в сравнении с 2019 годом. Доходность пенсионных активов составила 10,9 процента при накопленной инфляции в размере 7,5 процента, реальная доходность - в размере 3,4 процента. Размер начисленного инвестиционного дохода за 2020 год составил 1,3 триллиона тенге, превысив аналогичный показатель 2019 года на 562,7 миллиарда тенге, или 80,4 процента. Среднегодовой темп роста пенсионных накоплений за последние пять лет составляет 17 процентов, - сообщил Мамин.

Напомним, в январе 2021 года депутаты мажилиса от Народной партии Казахстана предложили снизить возрастной порог выхода на пенсию до 60 лет вне зависимости от половой принадлежности. Мажилисмены считают, что поэтапное повышение возраста выхода на пенсию выглядит бессмысленным на фоне вопроса безработной молодежи.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи