Бумажные реки - проектные берега: как Казахстан потратит подаренные на решение водных проблем деньги - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+12 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бумажные реки - проектные берега: как Казахстан потратит подаренные на решение водных проблем деньги

Бумажные реки - проектные берега: как Казахстан потратит подаренные на решение водных проблем деньги

Более 600 тысяч долларов выделил благотворительный фонд компании, которая производит популярный газированный напиток, на решение водных проблем в Центральной Азии в этом году.

  • 6 Октября 2023
  • 12562
Фото - Caravan.kz

Первый проект – «Интегрированное управление водоразделами в бассейне реки Ишим» уже начали претворять в жизнь в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях. Он «весит» 123 тысячи «зеленых», передает медиапортал Сaravan.kz.

Что мы получим в итоге?

По словам главного специалиста регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА) Фируза Иброхимова, прямую выгоду от этого проекта получат 12 тысяч местных фермеров. И еще 53 тысячи граждан – косвенную. Какую именно? В подробности на пресс-конференции спикер вникать не стал, но отметил, что будет разработан «трансграничный диагностический анализ и стратегический план действия по сохранению и устойчивому использованию ресурсов бассейна реки».

Состояние этого гидроресурса в последние годы вызывает тревогу у экспертов. Загрязнение и обмеление – только часть проблемы. Какие-то идеи, предложения и даже расчеты есть у местных экологов. Но примут ли их во внимание? Похоже, это будет чисто «кабинетный» проект. Консультанты соберут все данные, собранные и сформулированные ранее другими специалистами. Проанализируют и выдадут за свой особенный «стратегический план действия»?

Насколько он «улучшит состояние сельскохозяйственных и пастбищных земель», как написано в проекте? И насколько «поможет решить проблему нехватки воды за счет внедрения новых методов и технологий орошения»?

Обратился за комментариями к отечественным экспертам. Ответы были ожидаемыми: «Никак». «Если у местных властей нет денег для разведки новых источников воды, если нет нормальных водохранилищ и каналов – то эти бумаги можно через год сдать в макулатуру». «Комплексный подход присутствует только при распиле бюджета в любом проекте. Какой стратегический план можно реализовать, если климат становится все хуже. Человек стихии – не указ». «Фермеры никогда не будут управлять водными ресурсами. Да и местные власти тоже. Как Астана скажет, так и будет».

Наконец, самое вкусное: «А кто и за какие деньги будет выполнять этот «план действий по сохранению и устойчивому использованию водных ресурсов бассейна реки Ишим»? Это же только рекомендации. Спросите через год у правительства, у акимов областей, что они сделали по этому плану. И какие результаты получили. Тогда и поговорим».

Да, по словам г-на Иброхимова, в рамках этого проекта также планируется обучать фермеров «практикам устойчивого земледелия». Как он это себе представляет? Вытащить крестьянина из фермы или с плантации и усадить за парты? А они сами готовы воспринимать эту науку?

Проект № 2. «Своя» вода – ближе к теме?

У него длинное название: «Повышение экономической независимости и улучшение положения женщин в сельских районах Центральной Азии за счет доступа к оросительной воде и инфраструктуре». В него включили Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. На это представители газировки выделили 560 тысяч долларов. В нем уже хоть какая конкретика присутствует. Но тут вопросов еще больше.

Первый: почему именно «улучшение положения женщин в сельских районах»?

Частично ответ был в пресс-релизе. Цитирую: «Проект, во-первых, поможет решить проблему нехватку воды за счет внедрения новых методов и технологий орошения без ущерба для урожайности сельхозкультур. Во-вторых, фермы и предприятия, которыми управляют в основном женщины в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, смогут снизить свою зависимость от дефицита оросительной воды. Повысить производительность. И в целом улучшить устойчивость сельского хозяйства в регионе».

Конечно, можно поверить, что женщины в Казахстане рулят фермерскими хозяйствами. Но заправляют делами все-таки их мужья и родственники. Видимо, в РЭЦЦА об этом не в курсе. А что именно предполагает данный проект на фоне безводья нынешним летом в Жамбылской области?

— Будем привлекать экспертов из международных организаций со своими проектами – семинары, тренинги, — ответил Иброхимов.

— Это теория. Что центр сделал и собирается сделать в материальном смысле?

— В некоторых районах Алматинской области построили пруды на 400 и больше кубометров. Еще будут построены водохранилища, каналы, специальные шлюзы, чтобы равномерно распределять воду конечным потребителям. Многие магистральные каналы, которым более 50 лет, разрушаются. До 40 процентов воды уходит в испарения. Надо внедрять новые технологии водосбережения. В том числе с установкой счетчиков потребления воды. Возможно, в некоторых регионах надо отказаться от слишком влаголюбивых культур. Например, в Махтааральском и Туркестанском районах. Бумаги всё стерпят: почему Казахстан и Кыргызстан так долго не могут решить водные проблемы

— Кто будет строить и в какие сроки?

— Ну-у-у (длинная пауза)… Началось восстановление прудов и водозаборных сооружений. Мы работаем с министерствами ирригации и экологии.

— Понятно. Кто будет именно строить новые гидротехнические сооружения? Сроки?

— В каждом регионе свои компании. Они должны подготовить проектно-сметную документацию. Проект заканчивается в мае следующего года…

Потом, правда, прозвучало слово «август». Потом — что еще нужно выработать «конкретные индикаторы». И тут же: «Нам надо достичь адаптационных методов для достижения наших индикаторов» (то есть к реализации проектов приступили, а пошагово достижение цели не предусмотрели?). А к чему и к кому надо «адаптировать» эти индикаторы? Что скрывается за такой странной формулировкой? Предположить можно что угодно.

Ну и на закуску от спикера: «Есть определенные риски».

Какие? Нет ответа.

Буквы, цифры и факты

До 2025 года в рамках Водного кодекса в стране должны построить 8 новых водохранилищ. Отремонтировать еще 16 в Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской и Жамбылской областях. Также комплексный план кодекса предусматривает реконструкцию оросительных каналов, автоматизацию магистральных и межхозяйственных каналов, цифровизацию управлению водными ресурсами. Средства на это уже выделены из бюджета республики. Решение было принято в декабре прошлого года. Имеет ли отношение к этому проекту нашего правительства Региональный экологический центр Центральной Азии?

А вот несколько цифр от РЭЦЦА реально поразили. То, что в результате таяния ледников Центральная Азия уже столкнулась с дефицитом воды – любой дехканин подтвердит. Узбекистан уже на пределе орошаемого земледелия – расход воды составляет 98 %. Уже тупик! В Казахстане на полив расходуют 76 % запасов воды из импортных и местных источников. Это очень мало для территории, которая больше Узбекистана в несколько раз. Наш водный потенциал сегодня практически исчерпан.

Справка «Каравана»

66 % в стоимости производства продуктов питания составляет орошаемое земледелие. Уже не говорить, а кричать надо о продовольственной безопасности страны. Крупные сельхозпредприятия (колхозы-совхозы) раздробились на мелкие фермерские хозяйства. Маленькие каналы и арыки не решают проблему. Они только увеличивают потерю воды. И снижают рентабельность производства. Деградация земель (в том числе и засоление почв) в некоторых странах Центральной Азии уже превышает 50 %.

Две ремарки по итогам конференции.

Вторая. Медиапортал Caravan.kz дождется мая (или августа?), когда завершатся эти два проекта. Чтобы подвести итоги: насколько грамотно были потрачены эти 600 тысяч долларов.