Опубликовано: 5600

Жизнь в режиме ЧС: что творится в Семее

Жизнь в режиме ЧС: что творится в Семее Фото - Алла БЕЛЯКИНА

За неделю разгула водной стихии Семей понес ущерб почти на 2,5 миллиарда тенге, потерял речной флот, пережил выбитые взрывами окна, эвакуацию и панические страхи.

“Кому вы врете?”

28 марта уровень воды в Иртыше стремительно поднялся, достигнув пяти метров. Как выяснилось, речное цунами для Семея устроили энергетики.

– Вода дошла до критической отметки, и было принято решение сохранить безопасность плотины, – пояснил руководитель ГУ “Иртышская бассейновая инспекция” Казымбек БАЙМАГАМБЕТОВ.

Среднесуточный расход воды возрос с 500 до 1 800 кубометров воды, и это привело к катастрофическим последствиям для Семея. Достаточно еще прочный метровый речной лед не давал воде возможности течь в русле, и она хлынула в город.

В течение суток затопленными оказались практически все поселки и микрорайоны в прибрежной части Семея.

В результате подтоп­ленными оказалось более 280 жилых домов, 500 придворовых построек и около 400 домов дачного массива. Эвакуировано более 450 человек, многие оставались в зоне подтопления. Из-за наводнения Семей может остаться без питьевой воды

– Вы прекрасно знали, что с 11 марта начались дожди, но не приняли никаких мер, ничего не начали спускать, а потом вдруг в течение одной ночи обнаружили, что, оказывается, начинает подниматься уровень, и начали топить Семей, – выговаривал позже аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ руководству Иртышской бассейновой инспекции. – Кому вы врете, дорогой мой начальник? Если бы вы в течение месяца вели планомерный сброс, все было бы нормально. Но вы в течение месяца спали.

Саперы против мирных жителей

Непрофессионализм энергетиков привел к первой, но далеко не последней ошибке. Чтобы прочистить русло Иртыша, было принято решение взрывать лед. Подобные процедуры привычны для местных жителей. Но в прежние годы саперы начинали работать заблаговременно, цепь из небольших зарядов взрывали по очереди, благодаря чему открывали достаточно большие промоины для тока воды.

Но то ли паника и необходимость делать все в спешном порядке сыграли свою роль, то ли и в такой опасной сфере теперь встречаются непрофессионалы, но 29 марта взрыв, прогремевший в районе кожзавода, выбил стекла в окнах и балконах четырех многоэтажных домов.

Люди не были предупреждены, многие из них наблюдали с набережной и из окон за происходящим. И это просто чудо, что никто не погиб под градом осколков.

– Решение взорвать такой объем, который позволил бы вскрыть нам реку Иртыш и провести это в границах города, было принято из-за ситуации с затоплением, – пояснил причины поспешности аким Семея Ермак САЛИМОВ. – В результате зажора вода стала поступать в частный сектор в районе Затона, затопило 75 домов. За 20 минут большая вода преодолела рукотворную дамбу и подобралась к домам местных жителей.

Далее ледовые глыбы могли бы смести дома, разрушая все на своем пути. Поэтому и было принято экстренное решение раздробить лед при помощи взрывов.

Ранее мы не планировали проводить какие-либо взрывные работы напротив этих многоэтажных домов. Но когда провели облет и увидели, где этот затор, было решено его взорвать. Если бы мы этого не сделали, глыбы снесли бы дома. Уверяю вас, выбора у нас не было. Ответственность за последствия взрывов я взял на себя.

А в социальных сетях разошлась злая саркастическая шутка: “Гляжу на наших саперов и думаю: какое счастье, что мы отказались от ядерного оружия”…

Через час после неудачного взрыва в пострадавших домах уже проводилась оценка ущерба, на место прибыли мастера по остеклению, затраты на восстановление окон были выделены из городского бюджета. Примерно в это же время вода хлынула на пристань, где зимовали катера, баржи и другие речные суда. Там стихия показала, что могло бы произойти с людьми, если бы воду не отвели от жилищ.

Незакрепленные суда давлением воды и льда сминало, как детские игрушки, забрасывало друг на друга.

В общем-то, речной город остался и без того немногочисленного речного флота.

Без подробностей

Пожалуй, 29 марта был самым тревожным днем для Семея. В городе объявили чрезвычайную ситуацию. И хотя вода на восточной окраине начала спадать, ее уровень оставался выше нормы ниже по течению. Грохот взрывов на реке, барражирующие вертолеты, сирены спецмашин, стремительно мчащихся по городу, – обстановка была гнетущей. Кроме того, поползли слухи, что на Шульбинской ГЭС намерены повторить такой же масштабный попуск воды. И даже живущие не в прибрежных низинах семейчане готовили документы и паковали ценные вещи.

В частном секторе переносили электронную бытовую технику на чердаки. В ночь с 31 марта на 1 апреля вода начала прибывать на западной окраине Семея к домам дачного массива “Солнечная долина”, но вскоре и там ситуация стабилизировалась.

Как ни странно, именно в эту полную тревог неделю служба ЧС прекратила СМС-оповещения. Если на протяжении всей третьей недели марта люди получали до 5 СМС об угрозе дождевых паводков, то в дни подтоплений не было разослано ни одного: ни о затопленных и оцепленных местах, ни о локации взрывов, ни об уровне воды в Иртыше, который наконец-то начал снижаться. Хотя именно мобильные сообщения являются сегодня наиболее массовым способом оповещения населения. Первое сообщение все с тем же лаконичным, но без какой-либо конкретики текстом: “В ВКО угроза дождевых паводков” – поступило семейчанам 1 апреля, когда уровень воды в Иртыше снизился до 268 сантиметров, и эвакуированные люди стали возвращаться в свои дома.

Еще не конец

По предварительным подсчетам, ущерб от подтоплений составил свыше 2,2 миллиарда тенге. Комиссия еще продолжает работать, туда ежедневно поступают заявления пострадавших.

Тем временем прокуратура ВКО начала проверку по подтоплению в Семее, в первую очередь в отношении действий на Шульбинской ГЭС, чей сброс воды спровоцировал наводнение, и Иртышской бассейновой инспекции, которая не посчитала нужным согласовать решение о троекратном увеличении попусков с местным исполнительным органом, поставив под угрозу жизни сотен людей.

В области объявили сбор помощи семейчанам, пострадавшим в зоне затопления, продукты и вещи первой необходимости собирают как в организациях, так и частные лица. Например, один из благотворительных фондов раздал пострадавшим карты поддержки, по которым люди могут купить продукты в магазине. С 2 апреля начат подвоз сухих дров и угля жителям подтопленного частного сектора.

А в ночь с 2 на 3 апреля вода пришла на западную оконечность Семея, затопив дачный массив “Орленок”, и подошла впритык к близлежащему селу Стеклянка Бескарагайского района ВКО.

– Там еще несколько дней назад введен усиленный режим, – пояснили в ДЧС ВКО. – Под угрозой подтопления находятся 11 населенных пунктов. Сотрудники районного акимата провели подомовой обход и проинформировали о местах сбора в случае эвакуации. Села и города тонут, а акимы ни при чем

P.S. В Семее побывал депутат сената Дуйсенгазы МУСИН, который предложил коллегам по депутатскому корпусу перечислить свой однодневный заработок для пострадавшего региона.

– К сожалению, главная причина происшедшего в том, что Шульбинская ГЭС резко превысила объем сброса воды. Этот вопрос не был согласован. Да и гидромет, я думаю, должен был дать соответствующие долгосрочные прогнозы. Они же ожидали, и с этой стороны тоже есть определенные недоработки, – отметил сенатор.

Между тем уровень воды в Иртыше в районе Семея спал, и с 1 апреля держится на уровне 2,5–2,6 метра. Основная масса эвакуированных жителей вернулась в свои дома, от которых вода отступила. Тем не менее режим ЧС природного характера местного масштаба в городе не отменен.

Семей

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи