Первое крупное обрушение скал произошло в январе прошлого года. Тогда от массива откололось несколько огромных камней. Обрушились они ночью, поэтому пострадавших не было. Последний раз камни падали, когда тропа была закрыта для посещений – во время карантина. Затем ее несколько раз то открывали, то снова закрывали. Сейчас здесь гуляют все желающие.
На прошлой неделе в городском акимате прошло заседание комиссии по предотвращению и ликвидации ЧС. Здесь обсуждался вопрос о состоянии Скальной тропы. Как водится, СМИ для участия не пригласили. К слову, проектировщика этого объекта – тоже. Хотя именно он стал инициатором проведения постоянного мониторинга состояния скал.
– Как скалы можно укрепить? Это невозможно, их никакими подпорками не удержишь! Нужно проводить специальные мероприятия согласно действующим строительным нормам, объявлять конкурс на такие работы, мониторить трещины, опасные участки. Камни будут продолжать падать – это естественный процесс. Главное, чтобы они падали санкционированно, под надзором, а не вдруг и случайно. Поэтому нужно за этим следить и вовремя предупреждать. Я в акимат постоянно по этому поводу письма пишу, а в ответ – тишина, – рассказал автор проекта “Скальная тропа” Марат СЮНИКОВ.
В комиссию по предотвращению и ликвидации ЧС почему-то не входит сам областной департамент ЧС. При этом в ее составе есть 15 представителей различных государственных органов. В департаменте отмечают: этот вопрос не относится к компетенции ведомства.
– На последнем заседании комиссии акиматом города Актау временно приостановлена эксплуатация Скальной тропы до завершения работ по укреплению скал. Я был там присутствующим, но не входил в число членов комиссии. По закону о гражданской защите, департамент по ЧС проводит мероприятия по предупреждению и ликвидации именно чрезвычайных ситуаций. Приостановка деятельности Скальной тропы не относится к ЧС. Если каждый ремонт мы будем относить к чрезвычайной ситуации, то это будет неправильно, – сказал Бауыржан АБДИКАДЫРОВ, заместитель руководителя областного департамента ЧС.
Бывший руководитель департамента ЧС по Мангистауской области, который много лет возглавлял ведомство, Кажимурат ХАЙРУШЕВ – сейчас известный общественник. Он утверждает, что, если вдруг на Скальной тропе случится трагедия, рассуждать, кто и за что должен отвечать, будет уже поздно.
– Департамент ЧС должен быть там, где может быть трагедия, а не ждать, когда произойдет смертельный случай. Вопрос состоит в том, что ДЧС нацелен только на работу по противопожарному направлению и спасению. То есть, если вдруг что-то рванет, спасатели покажут свою сноровку и получат награды. Но работа спасателей не только в том, чтобы спасать, но и в том, чтобы предупреждать. Никто не хочет обращать внимания на это. Надо перенацелить службу ЧС прежде всего на предупреждение, – отмечает Кажимурат Хайрушев.
В ДЧС же утверждают: за решение этой проблемы должен отвечать акимат, так как именно местные власти вправе выделять средства из бюджета на выполнение работ на обследование скал.
– Мы будем запрашивать деньги на ближайшем заседании городского маслихата. Заранее не могу сказать, сколько средств понадобится, сначала нужно взять ценовое предложение. Когда определится компания, которая выиграет тендер, она и будет проводить обслуживание скал. Насколько это будет периодично, тоже не могу сказать – возможно, раз в месяц. Это уже технические вопросы, – рассказал Серик ГУСМАН, заместитель акима города Актау.
Пешеходную зону “Скальная тропа”, которая была построена на скалах вдоль моря, начали возводить летом 2018 года. Ее протяженность – 1,5 километра. Тропа включила в себя смотровые площадки, пещеру, тротуары и пирсы. Перед проектировщиками и строителями поставили задачу – сделать объект с минимальным вмешательством в природу – скалы сами диктовали, где прокладывать дорожки и ступеньки, устанавливать скамейки.
В прошлом году к открытию тропы здесь закончили монтаж подсветки – по аналогичной технологии в мире осуществлен проект по освещению Ниагарского водопада.
Пока акимат не взял на баланс туристический объект, здесь еще работают подрядчики. Но за два года строительства на тропе много раз ломали ограждения, скамейки, вандалы исписывали скалы, портили малые архитектурные формы, часть тропы пострадала при пожаре, воры растаскивают медный кабель, а пещеру, ставшую одной из главных достопримечательностей Скальной тропы, превратили в бесплатный туалет.
АКТАУ
Олимпийские Игры 2026
Почему антидопинговые службы не хотят, чтобы прыгуны с трамплина увеличивали половые органы
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Центр инклюзивного спорта строят в Алматы
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Президент Турции назвал сумму ущерба, который нанесли стране землетрясения
Бокс
В финал международного турнира в Испании пробились 11 казахстанских боксеров
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Полиция Астаны задержала карагандинских домушников
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
Повышение пошлин для торгующих с Ираном стран утвердил Трамп
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС