Опубликовано: 1 2000

Жаслан Айтмаганбетов: В вопросах защиты прав потребителя не бывает мелочей!

Жаслан Айтмаганбетов: В вопросах защиты прав потребителя не бывает мелочей! Фото - Лариса ЧЕН

За 15 лет существования карагандинское общество защиты прав потребителей “Гарант” сталкивалось с самыми разными ситуациями недобросовестного отношения к клиентам.

Но, как отмечают борцы за права потребителя, в последние годы количество жалоб сократилось. О том, с чем это связано и с какого рода проблемами все же приходится сталкиваться карагандинцам, в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал руководитель ОО “Общество защиты прав потребителя “Гарант” Жаслан АЙТМАГАНБЕТОВ.

– Сокращение количества жалоб радует, – признается наш собеседник. – По нашим наблюдениям, граждане стали юридически более подкованными и вполне могут самостоятельно отстаивать свои права. Многим в спорных вопросах уже не требуется досконального юридического сопровождения, а достаточно одной консультации, чтобы начать действовать. С другой стороны, проблемы, с которыми к нам приходят люди, становятся все более сложными и интересными для нас, как для юристов.

– Какие же это проблемы?

– Скажем так, у нас не уменьшается количество жалоб, связанных с качеством приобретенных товаров. Так, в 2014–2015 годах наблюдалась серия жалоб на две модели одних и тех же телевизоров. Спустя небольшое время после приобретения у них выходил из строя модуль. В сервисе во всех случаях давали одно и то же заключение: “Попадание влаги вовнутрь. Снятие с гарантийного обслуживания”. Но странность заключалась в том, что модуль этот находится снизу, а все телевизоры висели на стенах. Трудно представить, как вода могла попасть снизу в висящий на стене корпус. За год к нам пришли 25 человек с одинаковой проблемой. Мы связались с официальными представителями компании в Алматы и смогли добиться гарантийного ремонта в 23 случаях.

Еще были судебные тяжбы по расторжению договора на приобретение автомобиля в автосалоне. Человек покупал новехонький автомобиль, а через полгода обнаруживал в нем много заводских дефектов. Продавец отказывался вернуть деньги и забрать некачественный товар, поэтому вынуждены были обратиться в суд. Процесс мы выиграли, суд обязал продавца расторгнуть договор и вернуть средства потребителю.

– Часто ли споры по качеству проданного товара или оказанных услуг доходят до суда?

– К счастью, нечасто. 90–95 процентов споров сейчас урегулируется в досудебном порядке. Когда к нам приходят обманутые потребители, мы, прежде всего, проясняем полную картину и указываем на последствия. Дела, за которые беремся, в большинстве случаев изначально беспроигрышные. Мы хорошо знаем законодательство и руководствуемся буквой закона. У нас собрался очень хороший штат – команда единомышленников, для которых приоритет – не прибыль, а идея.

– Является ли тот факт, что спорные вопросы чаще всего решаются “полюбовно”, свидетельством правовой грамотности и ответственности карагандинских предпринимателей?

– Можно и так сказать. Предприниматель, продающий товар либо оказывающий услуги, тоже должен знать свои обязанности и права, предписываемые буквой закона. Очень редко, когда продавец встает в позу и отказывается принимать назад некачественный товар или возместить ущерб за некачественные услуги. Хотя бывают и такие случаи. Например, в нашей практике было судебное разбирательство из-за пары перчаток стоимостью 1 500 тенге. Товар был явно некачественный, но продавец категорически отказывался принимать его назад. В итоге он потерял гораздо больше. Суд наложил на него штраф в 20 МРП.

– Сегодня не возникает споров, связанных с ростом курса доллара?

– Были такие. Когда курс резко вырос, предприниматели, специализирующиеся на продаже дорогих шуб, привязали свой товар к американской валюте. Продавали шубы в рассрочку и платежи взимали не стабильно установленные, а в зависимости от стоимости валюты США. Когда к нам пошли потребители с жалобами на такие действия, сразу поняли: это незаконно. В нашей стране официальной валютой является тенге, и стоимость товаров исчисляется именно в ней. Предприниматели же, как выяснилось, пошли на хитрость – применили понятие “индексация” в привязке к курсу доллара. Тогда как индексация может зависеть только от МРП или МЗП.

– Признайтесь, всегда ли вам удается не только доказать неправоту поставщика товаров или услуг, но и добиться материальной компенсации для потребителя?

– К сожалению, не всегда. В прошлом году мы судились с одной косметической компанией. К нам обратилось около 10 человек с жалобами на качество их продукции. Косметика была не из дешевых – набор стоил 360 тысяч тенге. При этом у многих клиенток она вызвала аллергическую реакцию. Мы обратились в суд, и Фемида встала на сторону покупательниц. Но материальную компенсацию получили всего 3–4 человека. До остальных очередь не дошла, поскольку к тому моменту компания сменила свое название и место дислокации. А потом и вовсе пошел слух, что она прекратила свое существование.

– А по качеству предоставляемых услуг много споров возникает у карагандинцев?

– Да, немало. И львиная доля приходится на монополистов. В прошлом году мы судились с ТОО “Караганды Су”. Предметом спора было определение балансовой принадлежности труб. Компания возложила материальную ответственность за ремонт прорвавшейся трубы, проходящей рядом с жилым домом, на его владельца. Ему прислали счет в 300 тысяч тенге, а мы в суде его оспорили и выиграли дело в апелляционной инстанции.

Сейчас работаем по так называемым перерасчетам монополиста. Как они делаются – вопрос темный. Представьте: одному предпринимателю пришел перерасчет на 900 тысяч тенге, другому, у которого стоит труба такого же диаметра, – на 200 тысяч, третьему – на 300 тысяч. А у физических лиц при таком же диаметре выходит 24 тысячи. Мы считаем, этот спор требует решения в судебном порядке.

– Чего бы вы могли пожелать потребителям, которые уверены в своей правоте, но не хотят связываться с недобросовестными поставщиками товаров и услуг?

– Не оставляйте без внимания даже самые мелкие вопросы. Тем более что в вопросах защиты прав потребителя нет мелочей. Отстаивайте свою правоту, добивайтесь справедливости. Только так права потребителей начнут соблюдаться.

Караганда

КОММЕНТАРИИ

Гость 09.06.2016

Хотелось бы выразить огромную благодарность Айтмаганбетову Жаслану Болатовичу за его профессионализм, юридическую граммотность и помощь! Такие люди, как Вы, помогают нам, простым гражданам, быть защищенными от непорядочных продавцов, их недобросовестного, бесчестного отношения к покупателям и несоблюдения ими закона, с которыми, к сожалению, я думаю, приходилось сталкиваться многим из нас. (в том числе, увы, и мне). Именно благодаря таким высококвалифицированным специалистам своего дела, как Жаслан Болатович, искренне болеющих всей душой за правду и справедливость, у нас, граждан, есть надежда на то, что однажды, мы все-таки будем жить в цивилизованном обществе, где тебя не пытаются постоянно "надуть", обсчитать, обмануть и уйти безнаказанными. СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ, Жаслан Болатович и Обществу по защите прав потребителей "Гарант" за то, что помогаете людям отстаивать свои права!

[X]