Хотели как лучше, получилось как всегда
Проект реконструкции городского моста через Иртыш – бесспорный лидер самых одиозных долгостроев Усть-Каменогорска. Главный путепровод, соединивший два берега реки, был сооружен в 1970 году. Именно с его появлением началось развитие левобережной части Усть-Каменогорска. Здесь построили промышленные предприятия, жилые кварталы, школы, детские сады, больницы. Проложили широкий проспект, которому дали имя Каныша Сатпаева.
На сегодня на эти районы приходится почти треть населения областного центра. И по генплану все дальнейшее градостроительство связывают только с левобережной частью. Эти территории – вдали от вредных предприятий, здесь благоприятная роза ветров, простор для архитектурной мысли. Кварталы растут как грибы после дождя.
Поэтому, когда в 1990-х годах при обследовании моста выяснилось, что он в аварийном состоянии, заговорили не просто о ремонте, а о полноценной реконструкции.
Тем не менее до финансирования проекта дошло только через 15 лет. Республиканский бюджет поддержал необычное конструктивное решение, по которому в дело пошли установленные ранее, но неиспользуемые опоры под трамвайные пути. По сути, речь шла о строительстве дополнительного второго моста.
Дальше – хроника событий. 2014 год: стоимость проекта – 2,5 миллиарда тенге, срок завершения – 2016 год. 2016 год: проект корректируется с увеличением стоимости до 6 миллиардов 276 миллионов тенге, срок сдачи – 2017-й. 2017 год: очередная корректировка, стоимость вырастает до 10,3 “ярда”, срок завершения – 2018 год…
…И вот лето 2019-го. Середина моста давно закрыта для проезда, потоки автомобилей идут только по боковым полосам.
Реконструируемый участок огорожен бетонными блоками, по всему полотну разбросаны какие-то тросы, кабели, листы, катушки. Но рабочих не видно и не слышно ни на мосту, ни под мостом, ни рядом с мостом.
И это несмотря на то, что лето с его теплыми, длинными световыми днями – лучшее время для строительных работ. Горожане, наблюдая такую картину, понимают: до завершения объекта – как до Луны пешком.
Только к концу лета подрядчик – ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” – начал проявлять некоторую активность. В середине ноября, в снег и мороз, аким Усть-Каменогорска Жаксылык ОМАР оповестил: на срединной части путепровода, которая годами была заблокирована для транспорта, приступили к укладке асфальтобетонного покрытия. Автомобилисты получили по одной дополнительной полосе с каждой стороны.
Золотой объект
Асфальт, закатанный при минусовой температуре и в снег, не продержался и недели. В соцсетях и на форумах появилась масса фото и комментариев по поводу покрытия, которое крошится под колесами и прилетает камнями в лобовые стекла. Подрядчиков заставили минимум дважды выйти на уборку с метлами.
А на днях на вопрос о многострадальном долгострое пришлось отвечать акиму Восточного Казахстана Даниалу АХМЕТОВУ. На пресс-конференции в Нур-Султане в службе центральных коммуникаций он заявил:
– ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” – это проблема, которой я занимаюсь практически ежедневно. К сожалению, компания оказалась в сложной экономической ситуации. В этом году 425 миллионов финансирования пока сняли. Боимся давать подрядчику средства, потому что он увяз в судебных разбирательствах. На реконструкцию лишь одного из четырех мостов Семея необходимо 16 миллиардов тенге
Кроме того, глава региона рассказал об очередном переносе сроков окончания работ. В 2020 году предстоит обустроить съезды и расширить дорогу на участке, который горожане по старинке называют Комсомольским островом.
Как пояснили в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска, все корректировки, которые были внесены в проект в сторону увеличения, вызваны желанием расширить число автомобильных полос с 6 до 8 – по 4 с каждой стороны моста.
Кроме того, проектировщики предусмотрели вело- и пешеходные дорожки, лестницы, благоустройство предмостовой территории на берегах. По информации отдела, в начале текущего года для завершения всех работ мостоотряду было перечислено из бюджета 645,4 миллиона тенге. В полном объеме! Спрашивается, почему в таком случае мост по-прежнему не готов? Где деньги?!
На сегодня стоимость проекта разбухла уже до 10,8 миллиарда тенге. И с учетом грустного опыта предыдущих лет нет никакой уверенности, что эта сумма еще не подрастет. Для справки: за ту же сумму можно было построить 7 типовых школ на 600 мест.
Дня не проходит, чтобы на форумах или в соцсетях кто-нибудь не провел сравнение 19-километрового моста через Керченский пролив, построенного с нуля за два года, и 320-метрового Иртышского моста, бесконечно реконструируемого с 2014 года.
За это время подрядчик – ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” – не раз попадал впросак. То компанию привлекли за нарушения, выявленные после обрушения пролета, на котором были шестеро рабочих. То за кучи мусора, сваленные на берегу реки.
В сентябре горотдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог подал на подрядчика в суд. Причина – срыв сроков реализации проекта.
Представители акимата просят признать ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” недобросовестным участником госзакупок, расторгнуть с ним договор и взыскать неустойку.
Центральный мост через Иртыш имеет не просто большое значение. Он соединяет две части Усть-Каменогорска, транспортный поток не прекращается даже ночью. Все годы, пока тянется реконструкция, водители и пассажиры задаются вопросом: когда это кончится?
Усть-Каменогорск
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу