Опубликовано: 5700

Вторая молодость женщины: можно ли родить после лечения рака

Вторая молодость женщины: можно ли родить после лечения рака Фото - Нэля САДЫКОВА

Реально ли после лечения рака испытать радость материнства и сохранить детородные способности на долгие времена?

И как женщине, дожив до 90 лет, не потерять своей привлекательности? – рассказывает главный врач Института репродуктивной медицины, хирург-гинеколог Данияр ДЖАКУПОВ.

– Сегодня мы стараемся спасти не только репродуктивные способности мужчин и женщин, но и создать для них некий запас прочности в виде “эликсира вечной молодости”, сохраняющего здоровье. Это и есть главная мечта человечества всех времен, – рассказывает доктор Джакупов. – Дело в том, что онкология в стране сегодня слишком омолодилась. Отчасти, возможно, из-за улучшения ее выявляемости, но и не только… 20 лет назад, когда я учился в мединституте, нам говорили, что первую стадию онкологии у больного поймать невозможно. А информацию о появлении у человека злокачественного образования обычно воспринимали трагически. Близкие считали месяцы и дни до его ухода. Сегодня же мы можем “ловить” и первую, и вторую стадии рака. А это большой шанс от Вселенной, потому что своими медицинскими действиями многим мы можем помочь.

Онкофертильность (наука о сохранении репродуктивной функции у пациентов со злокачественными опухолями) – тема, которую диктуют нам сама жизнь и пациенты. В прошлом году я случайным образом оказался у своих друзей в гинекологическом отделении онкоинститута. И увидел, что там процентов 80 – это женщины репродуктивного возраста, то есть до 40 лет.

– И что, даже девочки 16–17 лет?

– Таких там целые педиатрические отделения! Вы не бывали там?.. Вот с мальчиками и мужчинами обычно все просто. Они всегда имели возможность сдать семя на заморозку и сохранять его как угодно долго.

По этому поводу у нас есть очень даже увлекательные истории, как замороженное семя использовали для продолжения рода. Например, так поступила одна из женщин, сын которой был смертельно болен. Перед кончиной он завещал родным использовать его мужское семя. И уже после ухода в мир иной этот биологический материал применили для рождения от него детей. При помощи ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) и суррогатной матери. И теперь мать этого человека имеет возможность нянчить внуков.

Как отогреть женскую суть?

– Мы сейчас разрабатываем тему более сложную – сохранение репродуктивной функции женщин фертильного возраста, перенесших противоонкологическое лечение, – продолжает Данияр Джакупов. – Например, если у молодой женщины рак щитовидной или молочной железы, то, по статистике, у шести из десяти таких пациенток после химио- и лучевой терапии возникают повреждения репродуктивного здоровья. В некоторых случаях повреждение яичниковой ткани может быть настолько серьезным, что возникает даже состояние менопаузы. То есть женщина потом не может иметь детей. Мы изучили эту тему, связались с исследователями из наиболее продвинутых в этой технологии стран. И теперь стали едва ли не 7-й по счету страной, которая начала культивировать заморозку здоровой яичниковой ткани пациенток репродуктивного возраста, которых онкологи готовят к химио- и лучевой терапии.

– А в каких странах эта технология наиболее развита?

– В США, Германии, Франции, Японии, которые являются лидерами в своем социальном развитии. А сегодня такая возможность появилась и у нас, в Казахстане. Пока такие процедуры мы проводим на деньги нашего центра. Это гуманитарная миссия, социальная поддержка населения. Пациент при этом не тратит ни копейки. Просто мы помогаем людям, попавшим в подобные трудные ситуации.

По грубым подсчетам, лечение одной такой пациентки нам обойдется в сумму более полутора миллионов тенге, включая изъятие, заморозку, разморозку ткани и обратное ее вживление. Но поскольку для нашего центра это немалые деньги, мы смогли выделить финансирование пока только для 10 пациенток. В дальнейшем будем искать возможности для продолжения этой программы.

Эликсир вечной молодости

– Для чего вам это нужно?

– Чтобы создать полный цикл восстановления. Сейчас мы заморозили ткани яичников 9 женщин, 10-я готовится к процедуре. Затем после их противоракового лечения дождемся полной ремиссии (исчезновение признаков заболевания). Когда пройдет не менее 5 лет до полного восстановления здоровья каждой и врач-онколог даст разрешение, проведем обратный перенос, то есть вживление ткани яичника.

– И тогда они смогут рожать детей сами или при помощи ЭКО?

– Такие процедуры производятся не только для этого. Ведь ткань яичника – это часть организма женщины. И забор, и заморозка были произведены для последующего поддержания ее здоровья.

– Обратное вживление поможет пациентке лучше себя чувствовать?

– Конечно. Однозначно. Возвращая здоровую яичниковую ткань обратно, мы имеем возможность вернуть ее репродуктивность на круги своя. Но у этой процедуры есть еще и другая сторона, которую мы параллельно развиваем. Это приготовление из ткани яичника препарата для той же пациентки – для достижения ею эффекта вечной молодости. В перспективе лет через 50 такая технология может развиться настолько, что женщины в возрасте 19–20 лет будут приходить к нам на заморозку части их яичниковой ткани с тем, чтобы к возрасту 45 лет получить инъекции препарата на ее основе. И тогда, может, и до 90 лет ее организм будет пребывать в состоянии, как в возрасте 35 или 40 лет. Это и есть эффект вечной молодости.

Но это коммерческая сторона вопроса. Сейчас мы такую цель пока не преследуем, тем более что не являемся лидерами в этой сфере. Пока для нас главное – защитить женщин, перенесших лечение от онкологических заболеваний.

У медиков США, Германии, Японии есть мощные генетические лаборатории и возможность вкладывать капитал в такие исследования. В науке они ушли достаточно далеко вперед. Не исключено, что лет через 5 они придумают, что необязательно вообще забирать ткань у женщины. Помните, в свое время были попытки клонирования человека, когда на свет появился клон – овечка Долли. Поначалу был такой успех, но в конечном счете ученые поняли, что от этого надо отходить. Наука двигалась дальше, и сейчас уже появилась возможность клонировать органы из клеток собственного организма.

– И что, тогда можно будет вырастить яичники и сперматозоиды в пробирке?

– Не исключено. Почему бы и нет? Но, возвращаясь к теме онкофертильности или восстановления репродуктивных функций после противоракового лечения, скажу, что самое трудное в этом процессе – разморозка яичниковой ткани. Мы можем заморозить сперматозоид, оплодотворенную клетку, яйцеклетку, яичник – да все что угодно, хоть слона. Но главная трудность заключается в процессе разморозки. Успех будет зависеть от того, насколько правильно это сделать.

На эту разморозку яичниковой ткани мы приглашаем японских специалистов, которые в свое время вместе с нами оперировали и замораживали ее. И когда первая пациентка после противоонкологического лечения вернется к нам для того, чтобы мы восстановили ей яичниковую ткань, мы опять вместе с японскими специалистами осуществим этот возврат. Будет это года через два. У нас есть пациентка, у которой уже прошло 2 года после лечения онкологии, она практически уже здорова. Осталось года полтора до того, чтобы врачи дали разрешение для возвращения ей яичников.

– А у нее была онкология чего?

– Молочной железы. Девочке чуть больше 20 лет, и она пришла к нам сама.

Дело в том, что долгое время мы не можем найти контакт с врачами-онкологами. Настолько в медицине все стали разрозненными, что онкологи, которые с утра до ночи занимаются только своей специализацией, пока не находят времени и сил работать в связке с нами. Мы просим их: “Вы можете сообщать своим пациенткам о возможности перед тем, как работать с молочной железой, на всякий пожарный сдать часть ткани своего яичника на заморозку? И после полноценного выздоровления вам вернут ее обратно? Они отвечают, что главная их задача – это вылечить женщину. Но почему же не поднять вопрос о качестве ее жизни?

Вот такая проблема пока стоит перед нами на сегодняшний день. И всё, что мы смогли, – это раскидать буклеты в клиниках. И та девочка, прочитав такой буклет, пришла к нам. Мы ее проконсультировали, провели эту манипуляцию, и она вернулась к лечению. Получается, что в основном пациенты, которые сейчас проходят у нас эту процедуру, узнали о ней по цыганской почте.

Между тем, если, по статистике, у шести из десяти женщин после химио- и лучевой терапии в последующем отказывает репродуктивная функция, получается 60 человек из сотни. Так вот ради них, я думаю, стоит побороться. Это чьи-то дети, а в последующем – замечательные люди, которые имеют право на то, чтобы жить полноценно.

Экологично ли ЭКО?

– Говорят, что дети, рожденные при помощи ЭКО, имеют потом слабую репродуктивную функцию или она у них отказывает вообще. Это так?

– Нет, конечно. Потому что первая женщина, которая родилась после ЭКО, уже сама бабушка. Она живет в Англии. В Казахстане на сегодняшний день при помощи метода ЭКО рождено уже около 11 тысяч детей. Нашему центру пошел 22-й год, а нашему первому ребенку – 21-й.

Вокруг этой темы ходит много разговоров. К примеру, недавно я прочитал в соцсетях, будто бы дети, рожденные по программе ЭКО, не имеют души или какой-то энергетической связи с Богом, с космосом. Будто бы они кармически поврежденные люди. А реально – всё, что делается на Земле, это всегда с разрешения Всевышнего. Если бы этот метод нес какое-то повреждающее действие на генетический материал ребенка либо появлялось бы какое-то мутирующее звено, то тема бы перегорела и не стала развиваться столь интенсивно по всему миру.

В цивилизованных странах сейчас проводят программы ЭКО уже через год после начала супружеской жизни, если у них не получается забеременеть. А у них ведь очень сильно влияние религии на общество. Мы же не можем считать, что люди в Европе глупее нас?..

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи