Опубликовано: 2100

Всех выведем на свет: какую информацию не имеют права скрывать монополисты

Всех выведем на свет: какую информацию не имеют права скрывать монополисты

Знаете, честно скажу, когда я начинала работу над статьей и не прочла еще ответ, полученный редакцией от ТОО “АлматыЭнергоСбыт”, то думалось, что в этот раз мне удастся отдохнуть от споров и критики.

Дадим информацию, как она есть, то есть в том первозданном виде, какой мы получили ее от монополиста, наши читатели смогут ее использовать, защищая свои интересы в КСК, и всем будет счастье. Опять не вышло, а жаль, цель-то была иная…

Ну, сами напросились, господа монопольщики, так что без обид. Забегая вперед, скажу, что после получения такого ответа нам стало понятно – почему нечистые на руку председатели КСК так любят заниматься приписками именно по статье “расходы на дежурное освещение”. И носит это масштаб эпидемии.

Смотрим отчет о расходах одного алматинского КСК, находящегося у нас на кукане. Дом в семь подъездов, четыре этажа, лампочки на площадках и на входах в подъезды. Председатель КСК с главным бухгалтером вписывают расходы в 292 тысячи тенге за истекший квартал, делим на три месяца и получаем – 97 тысяч 333 тенге. Для сравнения, “наше местное зло”, опасаясь разоблачения (многие знали, где стоит общедомовой счетчик), писала сумму по-честному, и выходило в месяц у нее восемь с лишним тысяч тенге на дом в четыре этажа и с тремя подъездами. Как видим, даже увеличив эту сумму в два с лишним раза, мы не получим девяносто с лишним тысяч тенге. Но это мы только показали вам ситуацию с обычной панелькой, а вот в новых многоэтажных домах эти цифры доходят до полутора миллионов тенге за квартал.

Понятно, что проверить платеж можно двояко: затребовать у председателя КСК выписку с банковского счета, где отражен произведенный платеж, или квитанцию с фискальным чеком, если он/она вносила в кассу поставщика наличные. Но вот только получить эти самые документы бывает крайне сложно у заворовавшихся управдомов. Поэтому имеется второй вариант – запросить информацию у поставщика услуги, в нашем случае – ТОО “АлматыЭнерго-Сбыт”. И вот какой карамболь мы получили. Как заставить монополиста вести себя честно

“КАРАВАН”: Наши читатели жалуются на то, что в отчетах о расходах средств на содержание общедомового имущества, представляемых органом управления КСК, зачастую значатся очень большие суммы. В связи с чем их интересует, как они могут проверить соответствие этих значений тем деньгам, которые получены вашей компанией. Расскажите, пожалуйста, где расположены счетчики на дежурное освещение в жилых домах?

ТОО “АлматыЭнергоСбыт”: ТОО “АлматыЭнергоСбыт” является энергоснабжающей организацией, осуществляющей энергоснабжение электрической энергией в Алматинском регионе. В соответствии с п. 49 статьи 1 Закона РК “Об электроэнергетике” от 9.07.2004 года № 588-II “энергоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям купленной электрической и (или) тепловой энергии”.

Взаимоотношения между потребителями – органами управления объектами кондоминиума (КСК, ПКСК, сервисными компаниями и т. п.) и ТОО “АлматыЭнергоСбыт” основываются на договорных правоотношениях. Учитывая, что договорные отношения с органами управления объекта кондоминиума носят двухсторонний взаимный характер, ТОО “Алматы-ЭнергоСбыт” не может предоставить третьим лицам информацию о ходе исполнения договоров энергоснабжения без письменного согласия контрагента по договору.

Согласно ст. 126 ГК РК “Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности”.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РК “О персональных данных и их защите” собственники и (или) операторы, а также третьи лица, получающие доступ к персональным данным ограниченного доступа, обеспечивают их конфиденциальность путем соблюдения требования не допускать их распространения без согласия субъекта или его законного представителя либо наличия другого законного основания. При этом к иным законным основаниям могут быть отнесены запросы государственных органов и лиц, уполномоченных законодательством на получение закрытой информации, как-то: запросы органов дознания и следствия министерства внутренних дел РК, органов прокуратуры, судебных органов, а также адвокатуры”. Как председатели КСК скрывают свои доходы и расходы

Согласно п. 75 Правил пользования электрической энергии, утвержденных министром энергетики Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 143 (далее ППЭЭ): “Орган управления объектом кондоминиума или кооператив собственников квартир жилого дома по требованию потребителя или группы потребителей предоставляют схему электроснабжения электроустановок общедомовых нужд с указанием мощности этих установок и подробный расчет оплаты за использованную этими электроустановками электроэнергию за расчетный период и несколько периодов (по требованию потребителя)”.

За разъяснениями относительно порядка проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности органов управления объектов кондоминиума, рекомендуем вам обратиться в уполномоченный государственный орган по жилищным отношениям.

Место установки приборов учета электроэнергии, используемой для дежурного освещения в каждом конкретном случае может отличаться, поскольку зависит от проектной документации на строительство, технических условий на электроснабжение, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и т. п.”.

Ну ответили, так ответили… Так трогательно о своем покое на моей памяти еще никто не беспокоился, правда, заодно и грязные делишки управдомов прикрыли, слова-то какие – “конфиденциальность”, “персональные данные” и что там еще? Звучит красиво, но только для тех, кто не в курсе. Придется напомнить изнеженному монополисту, что его деятельность, так же как и всех остальных поставщиков электроэнергии в Казахстане, регламентируется Законом РК “О естественных монополиях” от 9 июля 1998 года № 272. И вот там имеется преотличная статья 5, часть 1: “Субъекту естественной монополии запрещается:…10) признавать коммерческой тайной информацию:

содержащуюся в тарифной смете;

о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг;

о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах)”.

Иными словами, ТОО “АлматыЭнергоСбыт” и всем остальным монополистам в данной сфере запрещено считать конфиденциальной информацию о том: сколько электроэнергии было “съедено” на дежурное освещение, по каким тарифам и сколько органом управления было ему заплачено.

Если в данной организации еще остались сомнения, то предлагаем взглянуть на статью 3 того же закона, где даются пояснения, что это за зверь такой – регулируемые услуги: “19) регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии – услуги (товары, работы), предоставляемые субъектом естественной монополии в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю”. Как монополисты выплачивают кредиты за счет потребителей коммунальных услуг

Ну и чтобы совсем не хотелось морочить голову собственникам, напомним вам, господа монополисты, что в Законе РК “О жилищных отношениях” дано определение коммунальных услуг: “10) коммунальные услуги – услуги, предоставляемые в жилом доме (жилом здании) и включающие водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление и обслуживание лифтов”. Можно, конечно, еще привести цитатку о расходах на содержание общедомового имущества, где вменяется собственникам оплачивать коммунальные услуги на содержание своего дома, но мне очень нравится другой закон.

Называется он – Конституция Республики Казахстан. Если вы, господа монополисты, его не читали, то напрасно, потому что ваше трепетное отношение к конфиденциальности и защите персональных данных здесь не работает. Смотрим статью 18, пункт 2 Конституции РК: “Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации”. Вы всерьез считаете, что собственника не должно касаться, сколько и за что он платит? И почему вдруг собственник стал для вас третьим лицом? Договор-то вы заключали не с органом управления объектом кондоминиума, а с юридическим лицом под названием КСК, ПКСК и т. п. А учредителями данного юридического лица в соответствии с жилищным законодательством, опять же, являются собственники квартир объектов кондоминиума, входящих в его состав. Нестыковочка получается…

Но поскольку естественный монополист ТОО “АлматыЭнергоСбыт” не захотел быть с нами до конца откровенным, придется делать его работу.

Как вы, уважаемые читатели, уже догадались, подобные поставщики коммунальных услуг не хотят заниматься делами собственников, но никто с них этой обязанности не снимал. Поэтому, если председатель КСК ушел в молчанку и не дает вам показания общедомовых счетчиков, а также выписки с банковского счета, смело пишите запрос вашему поставщику электроэнергии. В нем вы указываете, что являетесь собственником квартиры по адресу, входящему в состав такого-то КСК (ПКСК и пр.). Приводите цитату из статьи 18 Конституции РК, задаете интересующие вас вопросы и просите предоставить вам информацию в письменном виде в установленный законодательством срок. Обязательно нужно приложить копии двух документов: удостоверения личности и справки из ЦОНа о зарегистрированном на вас имуществе, где значится адрес дома и квартиры, без них получите отказ. Обращения можете направить почтой с уведомлением о вручении или лично передать в канцелярию. В последнем случае на вашем экземпляре должны проставить входящий номер и дату. Обязательно стоит взять на карандаш постановление правительства и его пункт 75, о котором сообщил алматинский поставщик. На основании этого документа вы имеете право затребовать информацию о месте размещения общедомовых счетчиков и все то, о чем в ней говорится. Кроме этого, данный документ будет считаться доказательством в суде.

Но мы задали и другие вопросы энергетикам, ответы на которые не сможем привести в нынешнем номере – места маловато. Так что другие подробности о дежурном освещении и о том, кто и за что должен платить, читайте в ближайшем выпуске “КАРАВАНА”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи