Опубликовано: 39200

Как заставить госорганы и КСК отвечать на обращения и жалобы в срок

Как заставить госорганы и КСК отвечать на обращения и жалобы в срок

Не любит наш народ ходить по судам… Что ни понедельник, так звонок или письмо: помогите, не знаем, что и делать нам с этой/этим председателем, беспредел, полное наше бесправие, вы тут пишете о законе, а им плевать. Это я кратенько, тезисно, без выражений, исключительно для передачи сути дела.

Да – беспредел, да – законы не соблюдают, отвечаю я. И добавляю каждый раз, что только вы можете поставить на место зарвавшегося негодяя, ходить по судам для этого придется, и не так уж это бесполезно.

Вот и очередное такое общение по телефону в очередной понедельник неожиданно открыло новые и эффективные перспективы для собственников.

Сама история очень проста и типична, правда, нетипичен в ней финал: собственник жилья, женщина преклонных лет, обратилась с письменным заявлением к новому руководителю кооператива с просьбой рассказать о планах на будущее, раз уж она пришла к власти, минуя общее собрание. Та обращение проигнорировала и отвечать не стала.

Упорная и юридически грамотная владелица квартиры выждала положенный по закону срок и обратилась в суд: мол, не отвечают на обращения граждан – непорядок. Суд с этим согласился: отвечать надо – и негоднице-председателю на то в своем решении указал.

Опять мимо ушей, тогда наша героиня обратилась уже не с гражданским иском, а с жалобой в суд: рассматривающий административные нарушения. Там и оценили безмолвие управдома в два с лишним миллиона тенге штрафа, помножив каждый день молчания на определенное количество МРП. Сразу оговорюсь, что история эта рассказывается мною со слов читательницы, поэтому ни ее данные, ни фамилию управдома мы не указываем, и утверждать, что цена вопроса была столь высока, тоже не станем, а вот на законодательной основе решения административного суда остановимся подробно – весьма полезный для собственников это опыт. Имею право: Большой секрет председателя

Откуда ноги

Постоянные читатели проекта “Вся власть хозяину!” знают уже этот закон очень хорошо, называется он Закон РК “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц”. Документ чрезвычайно полезный и убойный: мне, например, на его основе удалось выиграть в суде у Алматинской городской коллегии адвокатов и получить документы, которые те отказывались мне предоставлять. История эта во всех смыслах поучительная, и мы обязательно о ней в будущем расскажем, а пока вернемся к закону.

Самое важное, что нужно знать: он обязывает должностных лиц, к которым относятся и председатели КСК, и руководители управляющих и сервисных организаций, рассмотреть обращение гражданина/собственника, провести по нему проверку, если это требуется, и предоставить письменный ответ в строго указанные сроки.

Никаких вариантов уклониться от ответа у них нет. Потому и выиграла наша героиня в судах оба раза.

Теперь некоторые полезные подробности.

Сроки рассмотрения обращения. Для простых случаев это пятнадцать календарных дней, для более сложных – тридцать. Имеются некоторые исключения, относящиеся, например, к открытию уголовных дел, там срок может быть увеличен, но заявителя обязаны об этом уведомить в трехдневный срок. Само обращение должно быть обязательно подписано, указаны фамилия, имя, отчество, ИИН, адрес проживания, куда прислать ответ, для удобства – номер телефона, анонимки не рассматриваются. “При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования” (статья 6).

Если вы лично подаете заявление/жалобу, то при себе нужно иметь два экземпляра обращения: один пойдет в организацию, другой остается у вас, на нем “приемщик” (канцелярия, секретарь-референт, офис-менеджер, бухгалтер и т. д.) должен поставить входящий номер и дату.

Если же вы направляете его по почте, то нужно это делать заказным письмом с уведомлением о вручении, которое затем возвращается к вам и которое необходимо сохранить. Эти два документа – ваш экземпляр с отметкой о вручении и почтовое уведомление, будут являться доказательством в суде, что вы обращались с заявлением и в установленные законодательством сроки вам ответ не предоставлен.

О карающем мече правосудия

За нарушение данного закона предусмотрена административная ответственность, чем и воспользовалась наша читательница. Статья 78 Кодекса РК “Об административных правонарушениях” здесь очень категорична: “Пункт 1. Неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы физического лица, либо предоставление физическому лицу неполной или заведомо ложной информации влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей”. МРП на 2017 год составляет 2 269 тенге, соответственно штраф будет равен 68 тысячам 70 тенге. И если его помножить на дни полного безмолвия, то два с половиной миллиона натикают весьма быстро. Если же проштрафившийся управдом/руководитель заронится еще один раз в течение года, то сумма штрафа увеличиться до 100 МРП, то есть 226 тысяч 900 тенге.

Имеется в кодексе и еще одна статья, которая поможет собственникам защитить свои права. Особенно ее хорошо напоминать тем управдомам, которые затем начинают сводить личные счеты с несогласными. Статья 100: “Обращение во вред физическому или юридическому лицу поданной им жалобы. Обращение жалобы во вред физическому или юридическому лицу, подавшему обоснованную жалобу, или в интересах которого она была подана, влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей”. Негусто, конечно, но вкупе с возмещением морального вреда может оказаться вполне приличная история. К тому же уж больно позорная статья – обращение жалобы во вред ее заявителю – несмываемое пятно на биографии, скажу я вам.

Вся эта информация по административным наказаниям бережно хранится нашим государством в лице прокуратуры, так что аукнуться обидчику может самым пренеприятным образом, отяготить, так сказать, его следующее злодеяние и, как следствие, наказание.

Полезно знать, что наличием данных статей и самим законом о порядке рассмотрения обращения граждан мы обязаны Конституции. Процитируем, дабы вы могли аргументированно спрашивать за ваши права. Статья 14: “Пункт 1. Все равны перед законом и судом. Пункт 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам”. Ну и самая важная статья 18, откуда и происходит сам закон и адмответственность за его нарушение: “Пункт 3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации”. Как заставить казахстанского чиновника служить народу

Теперь о том, куда за административной ответственностью обращаться по статьям 79 и 100 кодекса. Вы можете подать заявление о возбуждении дела об административной ответственности в местную прокуратуру, приложив к нему копии вашего обращения и почтового уведомления. Согласно статье 805 КоАП, прокурор обязан “возбудиться”, как у них принято говорить, и вынести соответствующее постановление. Если все доводы подтвердятся, то он направит дело на рассмотрение в специализированный административный суд.

Напомню, что пенсионеры имеют право на бесплатную юридическую помощь, гарантированную государством, которую могут получить в юридической консультации при местной коллегии адвокатов (Закон “О гарантированной государством юридической помощи”). И еще: срок подачи жалобы на действие либо бездействие должностного лица, к коим относится председатель КСК, ограничен тремя месяцами.

Вот написали вы ему письмо, прошел месяц, от него считаем еще три – и тогда все. Если, конечно, вы это время не пролежали в больнице либо не были за пределами страны, причина должна быть уважительной. Другой случай, например, когда вы смогли получить необходимые для обжалования документы только после обращения в суд о принудительном их истребовании, тогда срок также будет отодвинут. И еще один важный календарный момент: в отличие от гражданских дел, где срок исполнения решения три года, по административным штрафам он ограничен одним годом. Не взыскали за это время два с половиной миллиона тенге штрафа с управдома – тю-тю, плакали ваши усилия и государственные денежки.

Отчитайся и спи спокойно

Тема отчетов, точнее, административной ответственности председателей КСК за несвоевременное предоставление собственникам квартир ежеквартальных отчетов о расходовании денежных средств на содержание общего имущества, мною намеренно выделена отдельно. Здесь важно разделять: статья 78 КоАП для всех случаев, когда вам не ответили на ваше заявление, либо ответили неполно, либо предоставили ложную информацию.

Вот наврал управдом с отчетом – статья 78. Не предоставил в срок отчет – статья 320 (части 5 и 6). Напомним их: “5. Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков предоставления ежеквартального отчета по управлению объектом кондоминиума влечет предупреждение. 6. Действия (бездействие), предусмотренные частями четвертой и пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц – в размере двадцати месячных расчетных показателей”. В первом случае идем в прокуратуру и суд, во втором – в жилищную инспекцию, она “возбудится” и она “осудит”, то есть наложит штраф, такие у нее могучие полномочия. Там тоже перемножают дома, входящие в КСК, на количество МРП и количество кварталов, так что суммой штрафа останетесь довольны.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи