Уже много лет с приходом зимы мы вывешиваем за окно кормушку. Покупаем семечки, печенье, крошим сыр. Хлебные крошки и пшено у наших гурманов не в чести. Отстегиваем из семейного бюджета на птичий провиант немалую сумму. Но сколько удовольствия получаем в ответ!
На Западе в тренде целое коммерческое направление – бёрдвотчинг. Люди за деньги находят укромные уголки и часами ведут наблюдение за птицами. Нам же это удовольствие достается почти даром, да еще и в тепле. При открытом окне можно сколько угодно фотографировать и снимать на видео.
Самые многочисленные получатели халявного корма – синицы. Но они и самые интеллигентные. Берут семечку и улетают. На ближайших деревьях, на веточке, зажав семя между лапок, склевывают. И снова летят за добавкой. При этом никому не мешают, не претендуют на свою исключительность. Снегири тоже любители семечек. Стайка их поменьше, но все равно насчитывает 3–4 десятка. Там другое понимание себя и своих взглядов на жизнь. Они покрупнее, поэтому чувствуют себя хозяевами. Ну прямо, как чиновники или “олигархи”. Сядет такой на кормушку и на всю мелочь шипит. Особенно самки! Те и своих не жалуют, самые наглые гоняют всех. Жадины!
Воробьев мы между собой называем колхозниками, они прилетают стаей. Сначала побаиваются снегирей, но быстро отвоевывают всё пространство. Между собой практически не скандалят, а деловито поедают припасы. В это время все пасуют перед многочисленной чирикающей оравой.
Щеглы – красиво и пестро раскрашенные, сами себя любят и в обиду себя не дают. Даже самки снегирей отступают перед их самолюбием. А самые смелые – малышки мухоловки. Они вполовину меньше воробья, а на шипящую и пугающую снегириху так напористо скакнут, что троекратно превышающая размеры этой птички-невелички жадина ретируется.
Вот такие наблюдения мы ведем ежедневно. И только прозеваем время вывесить кормушку, как эти разнопестрые стайки возмущенно дефилируют перед окном и стучат клювами в стекло.
Прошлой зимой наша кормушка разнообразием птичьего народа не удивляла. Сказалось хорошее лето, когда на лугах и в лесу уродилось много ягод. Склоны ближайших гор были полны шиповника, боярышника, черемухи, рябины, калины. Там, видимо, и питались наши подопечные. А еще годом раньше, когда на ягоды был неурожай, к нам слетался почти весь пернатый бомонд, остающийся зимовать в наших краях.
В тот год мы видели свиристелей, дубоносов, чижей, зеленушек и таких, что и названия их трудно найти в Интернете. Помнится, прилетела птичка с ярко-синим окрасом. Красоты необыкновенной! Поклевала семечек и улетела. Больше мы ее не видели. Осталась только в воспоминаниях, как и песня о синей птице.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
Алматы
Корректировка Генплана Алматы предусматривает развитие агломерации и городов-спутников
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Бокс не стал спортом номер один в Казахстане: как это исправят
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Роскошную жизнь вели супруги, получая деньги на лечение сына
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане